Файл: Международные правовые акты как источники образовательного права.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "СИНЕРГИЯ"

Доклад

Тема: Международные правовые акты как источники образовательного права.

Студент группы ВБПОо-202фзк:

Давыдов Роман Олегович

Москва 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика международного образовательного права. Источники и принципы образовательного права

2. Высшее профессиональное образование. Болонский процесс

3. Реформа российской системы образования

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена социально-экономическими и политическими процессами, происходящими как в России, так и за рубежом. Мы живём в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства, международного сотрудничества в сфере образования, академической мобильности, а также конкуренции различных систем образования.

Образовательное право на современном этапе развития различных мировых политико-экономических систем претерпевает огромные изменения. Прежде всего, это связано с послевоенными (после 1945г.) изменениями миропорядка: крушением колониальной системы, образованием в 60-е годы Общего европейского политического и экономического пространства (ЕЭС).

Европейские государства оказались перед выбором: либо оставить положение дел в образовании в «региональном состоянии», либо строить новую систему, «интегральную», отвечающую в большей степени характеру складывающейся единой системы взаимоотношений в объединенной Европе.

Так называемая Болонская декларация (1999г.) и иные документы об образовании, принятые в послевоенные годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование.

Единое образовательное пространство более адекватно отвечает вызовам времени: конкуренцией с США, с агрессивно развивающейся Юго-восточной Азией, прежде всего Китаем.

Объединенная Европа испытывает настоятельную экономическую необходимость совместного противостояния панамериканизму, в том числе и в образовательной сфере, которая формирует будущее экономик стран европейского континента.


В силу невозможности охватить в реферате все многообразие происходящих тектонических сдвигов в мировом образовательном пространстве, в содержательной части предполагается ограничиться, во-первых, рассмотрением, прежде всего нормативных документов, источников и принципов международного образовательного права, обсуждением Болонского процесса и, во-вторых, рассмотрением особенностей этих процессов в России, которая, как известно, также присоединилась к европейским образовательным стандартам. Следует отметить: несмотря на рост бюджетных расходов на образование в нашей стране, состояние финансового обеспечения в области образования в целом по-прежнему оставляет желать лучшего. Наблюдаемое в настоящее время обострение проблем в правовом и материальном регулировании образовательного процесса, противоречия между реальной практикой и действующим законодательством беспокоят общественность нашей страны. В сегодняшних непростых экономических условиях, политической обстановке в мире, многое, что ранее казалось легко достижимым (в плане интеграции в общеевропейское образовательное пространство) ныне представляется достаточно проблематичным и неоднозначно разрешаемым [5]. Рассмотрению этой проблемы посвящена последняя часть реферата.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Международное образовательное право, как следует из самого названия (право) является юридическим термином со всеми вытекающими из этого факта последствиями наличием (подразумеваемым) соответствующего субъекта права, предмета правового регулирования и т.д. Тем не менее, в настоящее время Международное образовательное право не принято (формально) трактовать как часть публичного права из-за отсутствия собственного предмета регулирования.

«Вместе с тем специфика и природа межгосударственных отношений, складывающихся в области образования, дают нам основания говорить о международном образовательном праве как о формирующейся отрасли международного публичного права. На это указывает исключительная значимость образования как социального института, которая подтверждается уровнем развития образовательных систем во всех современных демократических государствах, расширением процесса интернационализации высшего образования, увеличением и усложнением нормативно-правового массива как результата межгосударственного сотрудничества.»[4]



Международное образовательное право начало формироваться в то время, когда вышедшие из пламени второй мировой войны европейские страны стали объединяться в 60-е годы, прежде всего политически для противостояния коммунистической системе (СССР и странам Варшавского пакта), а затем экономически, создав Общий рынок, и, наконец, пришли к объединенной Европе как Единому Экономическому Содружеству (ЕЭС) -предшественнику Евросоюза. Концепция объединения европейских государств опирается юридически на огромное количество источников международного права. Отметим важнейшие из них. Это, во-первых, Всеобщая декларация прав человека (Декларация). Согласно ст.26 Декларации образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) Способствовать полному развитию человеческой личности;

2) Воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам и основным свободам;

3) Содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) Содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Также приняты документы различного международного статуса:

1. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН): Декларация прав ребенка, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1955 г., с Дополнительным Протоколом, 1952 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне;

2. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО): Доклады «Планирование образования»,» Организация школьной и профессиональной ориентации», «Ликвидация неграмотности», «Проект по взаимному признанию культурных ценностей Востока и Запада» etc ;

3. Международной организацией труда (МОТ): Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.; Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, 1974 г.; Конвенция о техническом и профессиональном образовании, 1989 г.;

Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании etc;

4. Советом Европы (ЕС): Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, Всемирная декларация об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки ;Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения, 1956 г. (ETS №21), Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций ETS№32), Конвенция о признании квалификаций, касающихся высшего образования в европейском регионе, 1997 г.;


5. Устав Содружества Независимых Государств (СНГ), основанный на принципах добровольности и приверженности Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) разработала стратегию деятельности мирового сообщества, остающуюся актуальной и ныне, в 21 веке. 16 декабря 1966 г был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где, помимо прочего, говорится: «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами»[2]. Таким образом, Пакт, признав право личности на образование наравне с другими основными правами личности, уравнял их.

Задачи, поставленные Декларацией (а.2 ст.13) Пакта для каждого государства:

«…а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование, в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путём принятия всех необходимых мер и, в частности. постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.»[1]

Когда мы говорим о межгосударственных отношениях в области образования, то имеем в виду, прежде всего, отношения, возникающие в связи сформированием общих образовательных пространств, прежде всего европейского. Начало этому процессу было положено после окончания Второй мировой войны, когда во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в ст.26 было закреплено право каждого человека на образование и было объявлено, что, по меньшей мере, начальное и общее образование должны быть бесплатным. Конвенция о правах ребенка 1989 года объявила начальное образование не только бесплатным
, но и обязательным.

«Логическим продолжением этого процесса явилось подписание в 1999 г. Болонской декларации, определившей процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования».

2. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Болонская декларация и другие документы об образовании были приняты в 1999 г. Их принятие предусматривает создание в 1999 г. в Европе единого образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование.

В дальнейшем в разное время были приняты другие документы. Среди основных документов, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе следует упомянуть:

1.Лиссабонскую резолюцию (официальное признание центральной роли образования, как фактора экономической и социальной политики, а также как средство повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕЭС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях).

2.План мероприятий по развитию мобильности и умений. (Ницца, декабрь 2000 г.). Предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения, официального признания знаний, умений и квалификаций.

3.Доклад «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего» (Стокгольм, 2001 г.). Цель доклада - дальнейший план развития основных направлений совместной деятельности на европейском уровне.

4. Рекомендацию европейского парламента: содержит положения относительно повышения мобильности в странах ЕЭС для студентов, учащихся, учителей и наставников (в продолжение плана, принятого в Ницце в декабре 2000 г).

5.Конференцию в Брюгге (октябрь 2001 г.) (инициировала процесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в области признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций).

Межправительственные встречи проходили также в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.) и Лондоне (2007г.).

В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран, в том числе и Российскую Федерацию. Необходимость создания единого образовательного пространства в Европе продиктована, как уже упоминалось выше, прежде всего следующими факторами: