Файл: Мультимедиа технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 537

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналого-цифровой
преобразователь
(АЦП)
– устройство, выполняющее дискретизацию.
Разрядность (глубина кодирования звука) – это количество бит, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.
Частота звука – количество измерений амплитуды аналогового сигнала в секунду.
Ключевые термины лекции 4
Компьютерная графика представляет собой одно из наиболее мощных направлений развития компьютерных технологий. Данное направление мультимедийных технологи предназначено для передачи пользователю визуальных изображений.
Растровое изображение – графическое изображение, состоящее из мельчайших точек, составляющих определенный узор - растр.
Векторная графика – представляет изображение как набор примитивов, в качестве которых обычно выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также сплайны некоторого порядка.
Цветовая модель – термин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трех или четырех значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами.
Аппаратно-зависимые цветовые модели – цветовые модели данной группы описываю цвет применительно к конкретному, цветовоспроизводящему устройству (например, монитору), – RGB, CMYK
Аппаратно-независимые цветовые модели – эта группа цветовых моделей для того, чтобы дать однозначную информацию о цвете – XYZ, Lab.

424
Психологические цветовые модели – эти модели основываются на особенностях восприятия человека –HSB, HSV, HSL.
RGB – аддитивная цветовая модель, как правило, служащая для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства. Как видно из названия – состоит из синего, красного и зеленого цветов, которые образуют все промежуточные.
CMYK – цветовая модель для описания отраженных цветов.
Цветовые режимы – практическая реализация цветовых моделей.
Ключевые термины лекции 5
Видео (от лат. Video – «смотрю», «вижу») – под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.
PAL (англ. Phase Alternating Line – построчное изменение фазы) – система аналогового цветного телевидения, разработанная инженером немецкой компании «Telefunken» Вальтером Брухом и принятая в качестве стандарта телевизионного вещания в 1966 году в Германии, Великобритании и ряде других стран Западной Европы.
SECAM (от фр. Séquentiel couleur avec mémoire, позднее Séquentiel couleur à mémoire – последовательный цвет с памятью; произносится [сека́м])
– система аналогового цветного телевидения, разработка которой началась во
Франции в конце 1950-х годов.
NTSC (от англ. National Television System Committee – Национальный комитет по телевизионным системам) – система аналогового цветного телевидения, разработанная в США.
Количество кадров в секунду (частота) – это число неподвижных изображений, сменяющих друг друга при показе 1 секунды видеоматериала и создающих эффект движения на экране.
Развертка – процесс переноса видео информации, с носителя, на экран. Развертка видеоматериала может быть прогрессивной (построчной) или чересстрочной (интерлейсинг).
Разрешение – это свойство системы показывать мелкие детали. Чем выше разрешение, тем больше деталей мы видим.
Соотношение ширины и высоты кадра – важнейший параметр в любом видеоматериале.
Ширина видеопотока или битрейт (от англ. Bit rate – частота битов) – это количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду времени.
Ключевые термины лекции 6
Цифровое телевидение (DTV) – это новый тип технологии вещания, которая позволяет передавать программы с кинематографическим качеством


425 изображения и CD – качеством звука, а также, с рядом других усовершенствований.
DVB (Digital Video Broadcasting, Цифровое Телевизионное Вещание) – европейский стандарт цифрового телевидения.
ATSC
(Advanced
Television
Systems
Committee,
Комитет
Усовершенствованных Телевизионных Систем) – американский стандарт цифрового телевидения.
ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting, Встроенные Сервисы
Телевизионного Вещания) – японский стандарт цифрового телевидения.
DTMB (Digital Terrestrial Multimedia Broadcast, Цифровое Наземное
Мультимедийное Вещание) DMB-T/H – эфирное/мобильное – китайский стандарт цифрового телевидения.
TV стандартного разрешения (SDTV) – базовый уровень с разрешением, аналогичным аналоговому. Передачи SDTV могут идти в обычном (4:3) или широком (16:9) формате.
TV повышенного разрешения (EDTV) – это шаг вперед по сравнению с аналоговым телевидением. Вещание EDTV ведется широком формате 480p (16:9) или обычном (4:3) и обеспечивает лучшее качество изображения, чем SDTV, но не столь высокое, как HDTV.
TV высокого разрешения (HDTV) – разрешений широкого формата
(16:9) обеспечивает наивысшее из всех форматов телевизионного вещания разрешение и качество изображения.
DVB (Digital Video Broadcasting) – семейство стандартов цифрового телевидения разработанных консорциумом DVB и стандартизированных
Европейским институтом телекоммуникационных стандартов.
Международный
соююз
электросвяязи
(МСЭ,
ITU)
– международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот (распределение радиочастот по назначениям и по странам).
Ключевые термины лекции 7
MPEG (Moving Pictures Experts Group) – Экспертная группа по движущимся изображениям.
Кодирование видео – это процесс преобразования цифровых видео- файлов из одного формата в другой.
MPEG 1 предназначен для записи синхронизированных ви- деоизображений (обычно в формате SIF 352x288) и звукового сопровождения на CD-ROM (VideoCD) со скоростью считывания до 1,5 Мбит/с. Качество
MPEG 1 примерно соответствует обычному VHS-видео.
MPEG 2 поддерживает более высокие разрешения, поскольку поток данных в этом стандарте намного больше (до 40 Мбит/с), транслируется через телевизионные спутники.

426
I (Intra) – исходный (ключевой) кадр, который кодируется как обыкновенная картинка. I-кадры играют роль опорных при восстановлении остальных изображений.
P (Predicted) – предсказанные кадры, описывающие различия между текущим и предыдущим кадрами (типа I или P).
B (Bidirectional) – интерполированные в двух направлениях (вперед и назад) кадры, содержащие лишь указатели на предыдущие или последующие кадры типа I или P.
Внутрикадровое
(intraframe) кодирование, уменьшает психофизиологическую избыточность в отдельных кадрах;
Межкадровое(interframe) кодирование, уменьшает избыточность, oбусловленную межкадровой корреляцией.
Пакетный поток – описывает объединение элементарных потоков одной или нескольких телевизионных программ в единый поток данных, удобный для записи или передачи по каналам цифровой связи.
Программный поток объединяет элементарные потоки, образующие телевизионную программу. При формировании программного потока образуются блоки из PES-пакетов.
Транспортный поток может объединять пакетные элементарные потоки, переносящие данные нескольких программ с независимыми временными базами. Он состоит из коротких пакетов фиксированной длины
(188 байтов).
Ключевые термины лекции 8
Плазменная панель (газоразрядный экран) – устройство отображения информации, монитор, использующее в своей работе явления электрического разряда в газе и возбуждаемого им свечения люминофора.
Плазма (от греч. πλάσμα «вылепленное», «оформленное») – в физике и химии полностью или частично ионизированный газ, который может быть как квазинейтральным, так и неквазинейтральным.
Ячейка плазменной панели – газонаполненная частица, основной элемент структуры плазменной панели.
Ключевые термины лекции 9
Жидкий кристалл – мезофазау, переходное состояние вещества между твердым и изотропным жидким.
Время отклика – этот показатель означает минимальное время, за которое ячейка жидкокристаллической панели изменяет цвет.
Контрастность соотношение яркости матрицы в состоянии
«черный» и «белый».
OLED (Organic Light Emitting Device) представляет собой электронное устройство, выполненное путем размещения ряда тонких органических пленок между проводниками.


427
TOLED – прозрачные органические светоизлучающие устройства;
FOLED – гибкие органические светоизлучающие устройства;
SOLED – сложенные органические светоизлучающие устройства.
Пассивная матрица дисплея состоит из массива отображающих элементов и пикселей, расположенных на поверхности по строкам и столбцам.
Активная матрица дисплея представляет собой массив, который разделяется на строки и столбцы с пикселями, образуемыми на пересечении линий строк и столбцов.
Ключевые термины лекции 10
Трехмерная графика – раздел компьютерной графики, посвященный методам создания изображений или видео путем моделирования объемных объектов в трехмерном пространстве.
Компьютерная графика – область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей ее обработки и хранения.
3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта.
Полигональная графика – объект задается набором полигонов.
Полигон – это плоский многоугольник.
Аналитическая графика – объекты задаются аналитически, т.е. формулами.
Фрактальная графика
объект задается набором фракталов.
Фрактал – это рисунок, который состоит из подобных между собой элементов.
Моделирование – создание трехмерной математической модели сцены и объектов в ней.
Текстурирование– назначение поверхностям моделей растровых или процедурных текстур (подразумевает также настройку свойств материалов – прозрачность, отражения, шероховатость и пр.).
Освещение – установка и настройка источников света.
Анимация – придание движения объектам.
Динамическая симуляция – автоматический расчет взаимодействия частиц, твердых/мягких тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.
Композитинг (компоновка) – доработка изображения.
Вывод полученного изображения на устройство вывода – дисплей или специальный принтер.
Текстура – растровое изображение, накладываемое на поверхность полигональной модели для придания ей цвета, окраски или иллюзии рельефа.


428
Рендеринг или отрисовка – термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы
Ключевые термины лекции 11
Стереодисплей – название для устройства визуального отображения информации (дисплея), позволяющего создавать у зрителя иллюзию наличия реального объема у демонстрируемых объектов и иллюзию частичного либо полного погружения в сцену, за счет стереоскопического эффекта.
Стереоскопические 3D-дисплеи формируют отдельные изображения для каждого глаза. Такой принцип используется в стереоскопах, известных еще с начала XIX века.
Автостереоскопические 3D-дисплеи воспроизводят трехмерное изображение без каких-либо дополнительных аксессуаров для глаз или головы (таких как стереоочки или шлемы виртуальной реальности).
Голографические
3D-дисплеи имитируют пространственное размещение световых волн в таком виде, как они располагались бы при отражении света от реального трехмерного объекта.
Объемные дисплеи используют различные физические механизмы для показа светящихся точек в пределах некоторого объема.
Автостереоскопические дисплеи – дисплеи, не нуждающиеся в дополнительных аксессуарах, и способные самостоятельно формировать стереоэффект путем направления нужного пучка света в нужный глаз.
Пассивные дисплеианаглифические, использующие метод получения стереоэффекта для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза.
Активные дисплеи затворные очки (жидкокристаллические или поляризационные), синхронизированные с дисплеем и поочередно затемняющиеся с той же частотой, с которой дисплей выводит изображения
(кадры) для каждого глаза.
Эклипсные 120-герцовые ЖК-дисплеи основан на попеременном показе с высокой частотой изображений для левого и правого глаза и синхронного с показом нужного ракурса переключения оптических.
Чересстрочные стереодисплеи во многом повторяют давно известный принцип чересстрочного видео, выводя его на новый уровень.
В поляризационно-фазовых дисплеях используется оригинальный способ получения стереоэффекта, не применявшийся ранее. Он основан на представлении стереопары как суммы двух ортогонально-ориентированных поляризованных изображений.
Зеркальные стереодисплеи – современные зеркальные стереодисплеи в целом построены по схеме, основанной на совмещении двух ортогонально поляризованных изображений с двух дисплеев с помощью полупрозрачного зеркала и последующем разделении левого и правого ракурсов стереопары с помощью пассивных поляризационных очков.


429
Стереокинематограф – разновидность кинематографических систем, вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства.
Стереопара – два изображения одного и того же объекта съемки, зафиксированные двумя идентичными объективами с двух точек, по своему положению имитирующих положение глаз человека. При раздельном их рассматривании левым и правым глазами воссоздается пространственное изображение.
Ключевые термины лекции 12
Статистическая избыточность – корреляционные связи между соседними (по вертикали и горизонтали) отсчетами ТВ сигнала.
Структурная избыточность – итог особенностей стандарта разложения или, по иному, преобразования изображения в ТВ сигнал
Спектральная избыточность проявляется как результат излишне высокой частоты дискретизации.
Избыточность по восприятию связана с особенностями зрения человека. Например, цветовое разрешение нашего зрения ниже яркостного.
Обычные компакт-диски – они предназначены только для считывания данных и изготавливаются на заводе методом штамповки.
Вначале это был единственный тип дисков.
Компакт-диски CD-R – записывающие компакт-диски.
Компакт-диски CD-RW – перезаписываемые компакт-диски.
DVD-диски реализуют гибридную технологию, называемую UDF-
Bridge, которая сочетает как новую файловую систему UDF, так и более старую систему ISO-9660 организации файлов на компакт-дисках.
Blu-ray – новый формат, способный хранить большие объемы информации и воспроизводить высококачественные изображения и видео.
HD DVD (цифровой универсальный диск высокой четкости) – новый формат, способный хранить большие объемы информации и воспроизводить высококачественные изображения и видео.
Ключевые термины лекции 13
Бистабильный экран – экран, способный отображать и удерживать два цвета точек без приложения питания, в отличие от одностабильных экранов.
Электронная бумага (e-paper, electronic paper; также электронные чернила, e-ink) – технология отображения информации, разработанная для имитации обычных чернил на бумаге.
Электроувлажнение – специальная технология, которая с помощью электрического тока контролирует форму границы между разделенным водой цветным маслом.

430
Ключевые термины лекции 14
Виртуальная реальность (от лат. virtus – потенциальный, возможный и лат. realis – действительный, существующий) – создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие.
Прожективные виртуальные реальности – к этому классу виртуальных реальностей относятся все реальности, созданные, спроектированные, исходя из некоторых идей.
Пограничные виртуальные реальности – реальности представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной.
Дополненная реальность – дополняет физический мир. Вы видите все то же, что и глазами, но с различными «дополнениями», например, имя сотрудника рядом с его лицом, какую-то 3D модель, расположенную на физическом столе и т.д.
Ключевые термины лекции 15
Дизайн – это продолжение работы по организации материала, которая начинается с того самого момента, когда мы впервые задумываемся над новым проектом.
Ключевые термины лекции 16
Лидар – это технология дистанционного зондирования, которая использует лазерный импульс для сбора измерений, которые затем можно использовать для создания 3D-моделей, карт объектов и окружающей среды.
Лидар в дополненной реальности – это технология, которая позволяет пользователю просматривать виртуальный контент так же, как он существовал бы в реальном мире.