Файл: Инструкция по обеспечению безопасности, предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. заместителя начальника
дороги по Ростовскому
региону СКЖД –
филиала ОАО «РЖД»
____________ К.Н. Крят
« 13 » _сентября_ 2011г.
ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности, предупреждению и ликвидации
аварийных ситуаций
при перевозке опасных грузов или возникновении пожара
на станции Азов.
1. Общие положения.
1.1. Настоящая Инструкция определяет меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и является обязательной для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
1.2. Под аварийной ситуацией понимаются условия, отличные от нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
1.3. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаробезопасность, токсичность, коррозийность, окисляющее действие и другое), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных "Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам», утверждёнными на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 г. и «Аварийными карточками на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики», утверждённые Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 30.05.08г. №48.
1.4. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности
, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или
индивидуальных аварийных карточках. Групповые аварийные карточки включают опасные грузы (кроме опасных грузов класса 7) с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
Аварийная карточка содержит:
- номер ООН в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов (Типовыми правилами);
- наименования опасных грузов, на которые распространяется действие конкретной аварийной карточки;
- основные свойства и виды опасности;
- указания по применению средств индивидуальной защиты;
- необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
- общего характера;
- при утечке, разливе и россыпи;
- при пожаре;
- указания по нейтрализации;
- указания по мерам первой помощи.
ДО ВЫЯСНЕНИЯ ПО АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКЕ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ГРУЗА 3АПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ РАБОТУ ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ.
1.5. Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.
1.6. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя) или аварийные команды близлежащих предприятий, работающих с аналогичными грузами, которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.
1.7. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте.
1.8. Работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД».
2. Порядок оповещения о возникшей аварийной ситуации
с опасными грузами и подготовительные работы к ликвидации.
2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования "Правил безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам от 25 ноября 1996г. ЦМ-407", имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции),
снабженные средствами индивидуальной защиты, аптечкой и комплектом переносных радиостанций.
При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видам связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада должна принять меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.
2.2. Схема оповещения.
При возникновении аварийной ситуации на станции Азов необходимо сообщить дежурному по станции Азов по телефону 4-62-21, который сообщает поездному диспетчеру (ДНЦ) по сектору или телефону 5-11-22.
2.3. Дежурный по станции, получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:
Записать информацию в настольном журнале по движению поездов. Оперативная информация должна содержать следующие данные:
- дату, время, место обнаружения аварийной ситуации;
- кто обнаружил;
- характер аварийной ситуации, интенсивность;
- номер вагона;
- наименование опасного груза, номер аварийной карточки, основные требования, количество опасного вещества;
- когда, с каким поездом вагон прибыл на станцию;
- станцию отправления, грузоотправителя, номер отправки;
- станцию назначения, грузополучателя;
- сведения о необходимости снятия напряжения.
2.4. Данную информацию немедленно сообщить:
начальнику станции Азов | тел. 4-62-17, 4-62-28 |
поездному диспетчеру | по поездной диспетчерской связи |
станционному диспетчеру | тел. 5-11-21 |
линейный отдел полиции: - станции Батайск | тел. 4-21-02 |
Технику РЦОРСа | Тел. 3-33-30 |
-пожарной охране | тел. 4-27-61,4-21-55 |
штаб ГО и ЧС станции Батайск | тел. 4-56-01 тел. 4-58-09 |
дежурный РКС ст. Батайск | через энергодиспетчера |
Нач. Южного Управления Гос. Желдорнадзора | тел. 269-56-73 (Рост. АТС) |
Зам. главного врача Дорожной клинической больницы СКЖД ст. Батайск дежурный врач (круглосуточно) | тел. 4-22-27 тел. 4-28-00 |
При необходимости, сообщить дежурному по станции разъезда Кулешовский для задержки отправления поездов на перегон Азов-Кулешовский, энергодиспетчеру для снятия напряжения, вызвать аварийную бригаду ЭЧК-109 станции Батайск по тел. 4-59-95.
Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, а также содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрофицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.
2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе происшествия.
2.6. Дежурный по станции должен изучить указания, содержащиеся на данный опасный груз в аварийной карточке; для предотвращения попадания в зону поражения с учетом сложности создавшейся ситуации подавать сигнал «Внимание всем» лично по парковой связи объявлять работникам станции и пассажирам текст экстренного сообщения.
2.7. До прибытия формирований ГО и ЧС, «службы спасения» на место происшествия дежурный по станции обязан руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз:
- дать команду на прекращение маневровой работы;
- выдать работникам смены под роспись при необходимости средства индивидуальной защиты – противогазы, индивидуальные аптечки АИ-2, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-86, респираторы Р-2;
- принять меры к оцеплению опасной зоны и предотвращению поражения людей и окружающей среды;
- при сопровождении опасного груза проводниками или специалистами грузополучателя (грузоотправителя) необходимые первоочередные меры по ликвидации аварийной ситуации проводить с учетом их указаний.
2.8. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты. В соответствии с "Порядком безопасного ведения работ с вагонами, груженными опасными грузами при техническом обслуживании, безотцепочном ремонте и при текущем отцепочном ремонте" аварийные ситуации с нефтебензиновыми грузами устраняются силами работников вагонного хозяйства.
2.9. Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на выставочный путь станции №51 (участок пути №51, длиной 100м на расстоянии 300м от стрелочного перевода №46), определенный техническо-распорядительным актом станции Азов. Маневровый локомотив, выдаваемый на станцию для производства маневровой работы с вагонами, загруженными ВМ, обязательно должен быть оборудован искрогасительными приборами, радиосвязью, а также средствами пожаротушения, а составитель поездов – иметь исправную носимую радиостанцию.
2.10. При выявлении случаев соударения вагона с опасными грузами со скоростью, превышающей допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке, с учетом особых предписаний выполнить технический и коммерческий осмотр вагона с предъявлением в книге формы ВУ-14 и при необходимости отвести его в безопасное место согласно пункта 2.9. настоящей Инструкции.
Если в течение 2 часов после соударения не будет обнаружено признаков утечки, просыпи, возгорания опасного груза, вагон может быть отправлен к месту назначения.
Если в указанный период времени обнаружена утечка, просыпь, возгорание опасного груза, следует действовать согласно аварийной карточке и "Правил безопасности".
2.11. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и т.д. не разрешается и может быть допущена только в исключительных случаях при наличии разрешения компетентного органа по перевозке опасных грузов и по согласованию с местными органами власти.
2.12. Возможность возобновления движения поездов и маневровой работы через территорию, подвергшуюся загрязнению в результате аварии, определяется руководителем работ после получения соответствующего заключения органов Санэпиднадзора.
2.13. При необходимости выполнения мероприятий по безопасному ведению работ, а также контролю эффективности обеззараживания территории, транспортных средств и механизмов, привлекаются специалисты и формирования МЧС России, специальные воинские подразделения, а также территориальные органы здравоохранения.