Файл: Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основываясь на литературоведческих закономерностях по­строения художественного произведения, на психологии воспри­ятия художественного произведения младшими школьниками, а также на собственно методических положениях о чтении художе­ственного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом:

  1. первичный синтез,

  2. анализ,

  3. вторичный синтез.

Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произве­дения. Он должен стать центральным звеном урока классного чте­ния. Ему предшествует первичный синтез произведения, ко­торый складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или пер­вичного анализа).

Первичное восприятие текста

Первичное восприятие текста, как правило, обеспе­чивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Детям дается установка на прослушивание: например, перед чтением рассказа И.Носова «На горке» можно предложить детям поду­мать, веселое это произведение или грустное. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направ­лено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументирует­ся несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III—IV классы) могут быть использованы и другие прие­мы:

  • чтение текста специально подготовленными детьми;

  • чтение текста детьми по цепочке;

  • комбинированное чтение - когда учи­тель и вызванные ученики читают текст попеременно.

В этом слу­чае учитель для своего чтения выбирает:

  1. диалоги;

  2. описательные отрывки;

  3. начало произведения;

  4. заключительные строки произведения (концовку).

Иногда для первичного восприятия может быть использована запись чтения текста мастером художественного слова. Одна­ко, прибегая к этому приему, учитель должен иметь в виду ряд об­стоятельств: не следует использовать грамзапись, если произведе­ние совершенно незнакомо детям (незнакомый текст через аппара­туру воспринимать трудно); нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если его понимание художественного произведения не совпадает с пониманием учителя - это может создать дополни­тельные трудности в процессе последующего анализа; качество за­писи и состояние технических средств должны быть безупречны.

Проверка первичного восприятия - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.

Самый удобный при­ем для этого - беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть невелико: 3-4, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произве­дения. Беседа после первичного восприятия прежде всего долж­на прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Что особенно понравилось?

  • Когда было страшно?

  • Что вызвало ваш смех?

  • Когда героя было жалко?

  • А было ли стыдно вам за главного героя? И т.п.

Ответы должны показать учителю качество восприятия произ­ведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения ес­тественным и необходимым процессом.

Анализ художественного произведения на уроке чтения

Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из со­держания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т.с. производится анализ прочитанной части. Ана­литическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуще­ствляется по трем уровням:

  1. фактическому,

  2. идейному

  3. уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяс­нить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Ошибочным следует признать такой порядок работы, когда учитель сначала задает по всему тексту вопросы, выявляющие факты произведения, затем вопросы па подтекст и, наконец, во­просы на уяснение собственного отношения к читаемому. По ка­ждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения; только после этого читается и анализируется следующая часть.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть ис­пользованы и другие приемы, такие, как выборочное чте­ние, словесное рисование, в некоторых случаях чтение по ролям, а в старших классах начальной школы - поста­новка вопросов к тексту самими учащимися. По­следний прием может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоз­дающее воображение детей, помогает уяснить авторское отно­шение к изображаемым событиям.

Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и на­блюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза

Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

В обобщении предусматриваются уточнение идеи произве­дения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как

  • беседа,

  • выборочное чтение,

  • соотнесение идеи произведения с по­словицами,

  • заключительное слово учителя.

Перечитывание - это особый вид читательской деятельно­сти. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потреб­ность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки.

У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пере­жить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бес­цельное перечитывание текста не может увлечь младшего школь­ника. Обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо но­вой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ро­лям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных геро­ев. В последнем задании может быть предложена определенная сис­тема:

  • внешний вид;

  • поступки;

  • прямая речь героя;

  • высказывание других персонажей о герое;

  • его собственные мысли.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО СЛЕДАМ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Творческие работы учащихся по следам прочитанного предпо­лагают деятельность детей с произведением, которая реализовы­вает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается учителем как в рамках уро­ка (и тогда она становится органическим продолжением работы на этапе перечитывания), так и вне урока (тогда она имеет свою специфику).

Творческие работы на уроке:

  • выразительное чтение произведения с последующим обсуж­дением вариантов прочтения;

  • графическое иллюстрирование;

  • словесное рисование картин;

  • творческий пересказ;

  • чтение по ролям;

  • драматизация.

Словесное рисование ни в коем случае не должно пре­вращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить к ребенку образы произведения, включить детское во­ображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

  1. что будет нарисовано? (Содержание);

  2. как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие полы выберем для людей и т.п.)? (Композиция);

  3. какие краски используем для картины? (Цветовое решение.)

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обо­стряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисова­ния становится основным,

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:

  • добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

  • придумать, как могли разворачиваться события дальше;

  • изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица - пересказ строится от 1-го лица; повествование - с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа). Например, рассказ К.Паустовского «Подарок» можно пересказать от лица Вани Ма­лявина;

  • изменить грамматическое время глаголов. При этом обяза­тельно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изо­бражение события. Например, употребление вместо глаголов про­шедшего времени глаголов настоящего времени создаст эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организа­ции творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах:

  • чтение по ролям;

  • пантомима;

  • постановка живых картин;

  • собственно драматизация.

Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состоя­ние каждого героя.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произ­ведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством вы­ражения собственного отношения к прочитанному.

Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы

  • конкурсы чтецов,

  • работа по созданию диафильмов,

  • написание сценариев по произ­ведению.

Несколько слов о школьном театре

Пели учитель отважится организовать с учениками школь­ный театр, он должен иметь в виду некоторые требования к работе с детским коллективом. В таком коллективе должны уча­ствовать дети разного возраста. Исторический опыт показывает, что в разновозрастных группах более плодотворно идет форми­рование читателей и более продуктивно складываются товарище­ские отношения между детьми.

Первые постановочные работы театра не должны быть боль­шими по объему, однако обязательно нужно добиваться их ка­чества. Начинать можно с небольших сценок из знакомых ска­зок, но театральным репетициям должна предшествовать рабо­та, направленная на тренировку зрительного, слухового, ося­зательного внимания. Например, можно выполнять с детьми та­кие упражнения:

  1. Дети в течение нескольких секунд запоминают расположение предметов, разложенных на столе в произвольном порядке. Затем отворачиваются, а ведущий или меняет порядок расположения предметов, или убирает со стола 1-2 предмета. Играющие долж­ны восстановить исходное положение.

  2. В течение 1 минуты все участники игры молча слушают «ти­шину». Затем рассказывают друг другу, что они смогли услышать в тишине помещения.

  3. На ощупь запоминаются детали одежды друг друга. Затем играющие с завязанными глазами, прикасаясь к одежде партнера, должны догадаться, кто перед ними находится.

После проведения серии таких упражнений детям можно пред­ложить разыграть этюды с разными заданиями. Например:

  1. передаем друг другу мяч, представляя, что это ежик, цыпле­нок, змея, свернувшаяся клубком, горячая картошка и т.п.;

  2. без предметов показываем, как собираемся в школу, моем чашку, пришиваем пуговицу.