Файл: Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языка/речи. Текст как продукт речи.

Язык – это сложная знаковая система. Он существует для общения, его главная функция – коммуникативная. Язык существует только абстрактно, этим он противоречит речи. Коммуникативная функция – потребность в передачи информации, общении – основная причина появления и развития языка. Сфера употребления языка универсальна. Он используется во всех областях человеческой деятельности, тогда как специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер. Знаковая система: звуки, части слова, слова, предложения. Дихотомия языка и речи, т.е. деление на две части, высказанная Фердинандом де Соссюром. По Соссюру язык социален и независим от индивида, речь же, напротив, только индивидуальна. Текст - «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний. Текст - речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности. Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью. У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.


  1. Предмет и задачи фонетики. Единицы изучения фонетики (сегментные и суперсегментные). Виды транскрипции. Задачи прикладной фонетики.

Фонетика – наука о звуковом строе языка, она занимается изучением звуковой стороны речевой коммуникации.

Задачи:

  • Выявление состава звуковых средств

Разделы фонетики:

Практическая (субстанциональная)

  • Артикуляционная

  • Акустическая

  • Перцептивная

Функциональная

Прикладная

  • Рационализация письма

  • Обучение произношению, логопедия

  • Повышение эффективности средств связи

  • Программы автоматического анализа и синтеза речи

Единицы фонетики:

1. Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности.

  • Звук и фонема

2. Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы

  • Слог, фонетическое слово, синтагма, фраза

  • В их организации участвуют ударение и интонация

Транскрипция и её задачи:

  • Алфавит неоднозначен, письмо часто не соответствует реальному звучанию: кого [квó], рог [рóк]

  • Существует необходимость описать реальное произношение.

запись родной речи

обучение правильному произношению

обучение неродному языку

запись бесписьменного языка (диалекта).

Эти задачи решает фонетическая транскрипция.

Виды транскрипций:

  • Фонетическая, заключается в квадратные скобки: [с’иэлó] [цыэнá]

  • Фонемная, заключается в ломаные или косые скобки: <л’ицо> или /л’ицо/

  • Интонационная, показывает тип интонации. Необходима, чтобы выявить особенности одинаковых звуковых последовательностей.




  1. Артикуляционная фонетика. Устройство произносительного аппарата и стадии звукопроизводства. Звуки речи: гласные и согласные (общая характеристика)

Произносительный аппарат человека. Стадии образования звуков.

3 отдела произносительного аппарата:

(3) надгортанные полости (глотка, ротовая и носовая)



(2) гортань



(1) дыхательные органы

Стадии образования звуков:

  • Инициация – начальная стадия образования речи.

  • Фонация – зарождение звука в гортани.

  • Артикуляция – производство звука в надгортанных полостях.

Звуки речи. Гласные и согласные

Артикуляционный жест. Фазы артикулирующих органов:

(1) экскурсия

(2) выдержка

(3) рекурсия

«Шкала звучности»:

голос > (шум

0)


голос > шум

шум > голос

шум > (голос = 0)

Прочие различия между гласными и согласными:

артикуляторные движения

тип мускульного напряжения

роль в составе слога


  1. Артикуляция согласных звуков. Дифференциальные признаки, основная и дополнительная артикуляция согласных. Примеры нетипичной инициации при артикуляции согласных.

Место образования согласных

1. Губные

  • Губно-губные

  • Губно-зубные

2. Язычные

  • Переднеязычные

Зубные [ц]

Передненебные [ч]

  • Среднеязычные [j]

  • Средненебный

  • Заднеязычный [г], [к], [х]

Средненебный

Задненебный

Способ образования

смычные

 взрывные (чистые)

 носовые

 аффрикаты (слитные) [ц], [ч’]

щелевые (фрикативные)

 срединные

 боковые [л]

дрожащие (вибранты) [р], [р’]

Примеры нетипичной инициации

  • эйективные согласные (ej’ectives): гортань как инициатор звука. Индейские, африканские, кавказские языки

  • голосовой проход плотно смыкается

  • сомкнутая гортань нагнетает воздушное давление

  • размыкание ротовой смычки → резкий шум

  • щелкающие (clicks). Африканские языки

  • язык создает две преграды

  • смещение тела языка и разрежение воздуха

  • размыкание передней смычки, щелчок

  • в русской речи такие звуки обычно являются экспрессивными средствами

Твердость/мягкость согласных:

Палатализация и палатальный [j]

Веляризация и велярные (задненёбные)

Глухость/звонкость согласных

Веляризация – дополнительная артикуляция, при которой задняя часть спинки языка приближается к мягкому небу. В глухих звуках голосовые связки не участвуют, в звонких наоборот.


  1. Артикуляция гласных звуков. Дифференциальные признаки гласных. Типы редукции гласных. Проблема выделения полугласных звуков (глайдов).

Горизонтальное положение языка – ряд

  • Передний ряд [и]

  • Средний ряд [ы]

  • Задний ряд [у]

Вертикальное положение языка – подъем

  • Верхний [и]

  • Средний [э]

  • Нижний [а]


Подъем и лабиализация – [у], [о]

Редуцированные гласные



Типы редукции гласных: количественная и качественная. Количественная редукция бывает 1 и 2 степени. Количественная редукция 1 степени- звук в 1, 5 раза короче ударного, а количественная редукция 2 степени – звук в 2 раза короче ударного. Гласный 1 степени количественной редукции бывает в абсолютном начале слова с гласной, в первом предударном слоге, иногда в абсолютном конце слова, все остальные случаи – 2 степень количественной редукции. Качественна редукция связана с аккомодацией – изменением напряжённости.

Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, однако не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные. Так, в русск. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный [j] реализуется как полугласный. Артикуляторно полугласный отличается от гласного бо́льшим сближением органов речевого аппарата. Речевой звук присутствует в качестве глайда в некоторых английских дифтонгах. Полугласный определяется как гласный, являющийся подчинённым, не слогообразующим элементом дифтонга, и в таком понимании соответствует термину глайд. Полугласные звуки больше характерны для португальского, английского, но не русского языка.


  1. Взаимодействие звуков в потоке речи и проблема фонетической сегментации. Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и их разновидности.

Звуки речи, употребляясь в составе слога, слова и фразы, оказывают друг на друга влияние и претерпевают изменения.

Аккомодация - это приспособление одних звуков другим.

  • звуковой контекст:

    • да, сад, мать, мяч

  • частный пример: лабиализация согласных:

    • [рак] – [р°ук] [сат] – [с°он]

  • частный пример: назализация гласных:

    • [бмãн] [гнõм]

Аккомодация в РЯ: гласные ↔ твердые/мягкие согласные

  • позиции гласных

    • a, at, tat а, он, суд…

    • a˙t’, ta˙t’ ось, пуля…

    • t’˙a, t’˙at ля, люк…

    • t’˙a˙t’ сядь, люди…


Ассимиляция — это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными), т.е. приобретение фонетического сходства.


Ассимиляция согласных

 по звонкости/глухости

 по твердости/мягкости

 по месту образования

 по способу образования

Ассимиляция согласных

 регрессивная (типична для русского языка)

 прогрессивная (предыдущий влияет на последующий)

Диссимиляция — это случаи расподобления звуков. Пример: легко - [л’иэхкó]

Детская и просторечная диссимиляция:

трнвáи

хкнцу

Из-за эффектов редукции и коартикуляции точно установить границы фонем весьма трудно. Основной критерий синтагматической идентификации фонемы: если внутри какого-либо звукового отрезка проходит граница между морфемами, она тем самым разделяется и фонемной границей, т.е. членится на фонемы. Морфемные границы.


  1. Фонетическая система и артикуляционная база языка. Признаки артикуляционной базы русского языка: особенности произношения гласных и согласных звуков, примеры суперсегментных особенностей.

В фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений. К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Артикуляционная база языка:

  • Совокупность признаков производства речи, свойственных данному языку.

  • Или: совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов.

  • Для АБ существенно, какие органы участвуют в звукообразовании и насколько интенсивно.

  • Не является врожденной анатомо-физиологической особенностью.

  • Однако иноязычный акцент может сохраняться на протяжении ряда поколений.

Согласные

 артикуляция в ротовой полости

 фонационные различия между сонорными и шумными; отсутствие различий по аспирации и напряженности

 преобладание зубных над альвеолярными

 дополнительная артикуляция (палатализация, кроме [j], и веляризация, кроме [г], [к], [х])

 быстрое переключение артикуляции, соседство звуков разных типов (твердых и мягких).


 регрессивная ассимиляция

Гласные

  • большое «вокалическое пространство»: отдаленное расположение переднего [и] и заднего [у]

  • дифтонгоидный характер [уо] и гласных после мягких согласных ([иа], [ио], [иу], [иэ]), кроме [и]

  • (в отличие от дифтонгов, имеют только дополнительный призвук)

  • функциональное отсутствие кратких/долгих гласных

  • функциональное отсутствие носовых гласных

Некоторые суперсегментные особенности:

  • невыраженность слоговых границ

  • специфическая ритмика слова: системное противопоставление ударных редуцированным (I и II степени количественной редукции)

Артикуляционная база русского языка

  • Русский язык – язык консонантного типа.

(лат. consonant – согласный звук, vocalis – гласный). Понятия «вокализм» и «консонантизм».

  • Соотношение количества согласных и гласных.

  • Выраженная зависимость свойств гласных от соседних мягких и твердых согласных.




  1. Универсальная фонетическая классификация МФА: признаки гласных и согласных (главные классы звуков, признаки инициации, фонации и собственно артикуляции).

Универсальная фонетическая классификация МФА:

  • Признаки звуков и символов транскрипции МФА приняты в качестве фонетического стандарта.

  • Имеет ограничения, свойственные многим классификациям:

  • Сводит фонетическое разнообразие к конечному набору признаков

  • Опускает артикуляционные нюансы произношения на конкретных языках

  • Не отражает динамические особенности звуков, обусловленные совместной артикуляцией

  • Группы классификационных признаков:

  • главные классы звуков

  • признаки инициации (формирования воздушного потока)

  • признаки фонации (способы участия голосовых связок)

  • признаки собственно артикуляции у согласных и гласных

Универсальные признаки согласных

  • главные классы звуков

  • сонорные

  • шумные

  • признаки инициации

  • пульмонический тип = легочный = выдыхательный (pulmonic)

  • непульмонический тип (non-pulmonic)

  • щелкающий (click): велярная смычка  всасывающее движение

  • эйективный (ejective): движение гортани вверх

  • имплозивный (implosive): движение гортани вниз (напр. во вьетнамском яз.)