Файл: Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языка/речи. Текст как продукт речи.
Язык – это сложная знаковая система. Он существует для общения, его главная функция – коммуникативная. Язык существует только абстрактно, этим он противоречит речи. Коммуникативная функция – потребность в передачи информации, общении – основная причина появления и развития языка. Сфера употребления языка универсальна. Он используется во всех областях человеческой деятельности, тогда как специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер. Знаковая система: звуки, части слова, слова, предложения. Дихотомия языка и речи, т.е. деление на две части, высказанная Фердинандом де Соссюром. По Соссюру язык социален и независим от индивида, речь же, напротив, только индивидуальна. Текст - «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний. Текст - речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности. Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью. У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.
-
Предмет и задачи фонетики. Единицы изучения фонетики (сегментные и суперсегментные). Виды транскрипции. Задачи прикладной фонетики.
Фонетика – наука о звуковом строе языка, она занимается изучением звуковой стороны речевой коммуникации.
Задачи:
-
Выявление состава звуковых средств
Разделы фонетики:
Практическая (субстанциональная)
-
Артикуляционная
-
Акустическая
-
Перцептивная
Функциональная
Прикладная
-
Рационализация письма
-
Обучение произношению, логопедия
-
Повышение эффективности средств связи
-
Программы автоматического анализа и синтеза речи
Единицы фонетики:
1. Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности.
-
Звук и фонема
2. Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы
-
Слог, фонетическое слово, синтагма, фраза
-
В их организации участвуют ударение и интонация
Транскрипция и её задачи:
-
Алфавит неоднозначен, письмо часто не соответствует реальному звучанию: кого [квó], рог [рóк]
-
Существует необходимость описать реальное произношение.
запись родной речи
обучение правильному произношению
обучение неродному языку
запись бесписьменного языка (диалекта).
Эти задачи решает фонетическая транскрипция.
Виды транскрипций:
-
Фонетическая, заключается в квадратные скобки: [с’иэлó] [цыэнá]
-
Фонемная, заключается в ломаные или косые скобки: <л’ицо> или /л’ицо/
-
Интонационная, показывает тип интонации. Необходима, чтобы выявить особенности одинаковых звуковых последовательностей.
-
Артикуляционная фонетика. Устройство произносительного аппарата и стадии звукопроизводства. Звуки речи: гласные и согласные (общая характеристика)
Произносительный аппарат человека. Стадии образования звуков.
3 отдела произносительного аппарата:
(3) надгортанные полости (глотка, ротовая и носовая)
(2) гортань
(1) дыхательные органы
Стадии образования звуков:
-
Инициация – начальная стадия образования речи.
-
Фонация – зарождение звука в гортани.
-
Артикуляция – производство звука в надгортанных полостях.
Звуки речи. Гласные и согласные
Артикуляционный жест. Фазы артикулирующих органов:
(1) экскурсия
(2) выдержка
(3) рекурсия
«Шкала звучности»:
голос > (шум
0)
Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языка/речи. Текст как продукт речи.
Предмет и задачи фонетики. Единицы изучения фонетики (сегментные и суперсегментные). Виды транскрипции. Задачи прикладной фонетики.
Выявление состава звуковых средств
Артикуляционная
Акустическая
Перцептивная
Рационализация письма
Обучение произношению, логопедия
Повышение эффективности средств связи
Программы автоматического анализа и синтеза речи
Звук и фонема
Слог, фонетическое слово, синтагма, фраза
В их организации участвуют ударение и интонация
Алфавит неоднозначен, письмо часто не соответствует реальному звучанию: кого [квó], рог [рóк]
Существует необходимость описать реальное произношение.
Фонетическая, заключается в квадратные скобки: [с’иэлó] [цыэнá]
Фонемная, заключается в ломаные или косые скобки: <л’ицо> или /л’ицо/
Интонационная, показывает тип интонации. Необходима, чтобы выявить особенности одинаковых звуковых последовательностей.
Артикуляционная фонетика. Устройство произносительного аппарата и стадии звукопроизводства. Звуки речи: гласные и согласные (общая характеристика)
Инициация – начальная стадия образования речи.
Фонация – зарождение звука в гортани.
Артикуляция – производство звука в надгортанных полостях.
голос > шум
шум > голос
шум > (голос = 0)
Прочие различия между гласными и согласными:
артикуляторные движения
тип мускульного напряжения
роль в составе слога
-
Артикуляция согласных звуков. Дифференциальные признаки, основная и дополнительная артикуляция согласных. Примеры нетипичной инициации при артикуляции согласных.
Место образования согласных
1. Губные
-
Губно-губные -
Губно-зубные
2. Язычные
-
Переднеязычные
Зубные [ц]
Передненебные [ч]
-
Среднеязычные [j] -
Средненебный -
Заднеязычный [г], [к], [х]
Средненебный
Задненебный
Способ образования
смычные
взрывные (чистые)
носовые
аффрикаты (слитные) [ц], [ч’]
щелевые (фрикативные)
срединные
боковые [л]
дрожащие (вибранты) [р], [р’]
Примеры нетипичной инициации
-
эйективные согласные (ej’ectives): гортань как инициатор звука. Индейские, африканские, кавказские языки
-
голосовой проход плотно смыкается -
сомкнутая гортань нагнетает воздушное давление -
размыкание ротовой смычки → резкий шум
-
щелкающие (clicks). Африканские языки
-
язык создает две преграды -
смещение тела языка и разрежение воздуха -
размыкание передней смычки, щелчок
-
в русской речи такие звуки обычно являются экспрессивными средствами
Твердость/мягкость согласных:
Палатализация и палатальный [j]
Веляризация и велярные (задненёбные)
Глухость/звонкость согласных
Веляризация – дополнительная артикуляция, при которой задняя часть спинки языка приближается к мягкому небу. В глухих звуках голосовые связки не участвуют, в звонких наоборот.
-
Артикуляция гласных звуков. Дифференциальные признаки гласных. Типы редукции гласных. Проблема выделения полугласных звуков (глайдов).
Горизонтальное положение языка – ряд
-
Передний ряд [и] -
Средний ряд [ы] -
Задний ряд [у]
Вертикальное положение языка – подъем
-
Верхний [и] -
Средний [э] -
Нижний [а]
Подъем и лабиализация – [у], [о]
Редуцированные гласные
Типы редукции гласных: количественная и качественная. Количественная редукция бывает 1 и 2 степени. Количественная редукция 1 степени- звук в 1, 5 раза короче ударного, а количественная редукция 2 степени – звук в 2 раза короче ударного. Гласный 1 степени количественной редукции бывает в абсолютном начале слова с гласной, в первом предударном слоге, иногда в абсолютном конце слова, все остальные случаи – 2 степень количественной редукции. Качественна редукция связана с аккомодацией – изменением напряжённости.
Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, однако не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные. Так, в русск. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный [j] реализуется как полугласный. Артикуляторно полугласный отличается от гласного бо́льшим сближением органов речевого аппарата. Речевой звук присутствует в качестве глайда в некоторых английских дифтонгах. Полугласный определяется как гласный, являющийся подчинённым, не слогообразующим элементом дифтонга, и в таком понимании соответствует термину глайд. Полугласные звуки больше характерны для португальского, английского, но не русского языка.
-
Взаимодействие звуков в потоке речи и проблема фонетической сегментации. Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и их разновидности.
Звуки речи, употребляясь в составе слога, слова и фразы, оказывают друг на друга влияние и претерпевают изменения.
Аккомодация - это приспособление одних звуков другим.
-
звуковой контекст:-
да, сад, мать, мяч
-
-
частный пример: лабиализация согласных:-
[рак] – [р°ук] [сат] – [с°он]
-
-
частный пример: назализация гласных:-
[бмãн] [гнõм]
-
Аккомодация в РЯ: гласные ↔ твердые/мягкие согласные
-
позиции гласных-
a, at, tat а, он, суд… -
a˙t’, ta˙t’ ось, пуля… -
t’˙a, t’˙at ля, люк… -
t’˙a˙t’ сядь, люди…
-
Ассимиляция — это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными), т.е. приобретение фонетического сходства.
Ассимиляция согласных
по звонкости/глухости
по твердости/мягкости
по месту образования
по способу образования
Ассимиляция согласных
регрессивная (типична для русского языка)
прогрессивная (предыдущий влияет на последующий)
Диссимиляция — это случаи расподобления звуков. Пример: легко - [л’иэхкó]
Детская и просторечная диссимиляция:
трнвáи
хкнцу
Из-за эффектов редукции и коартикуляции точно установить границы фонем весьма трудно. Основной критерий синтагматической идентификации фонемы: если внутри какого-либо звукового отрезка проходит граница между морфемами, она тем самым разделяется и фонемной границей, т.е. членится на фонемы. Морфемные границы.
-
Фонетическая система и артикуляционная база языка. Признаки артикуляционной базы русского языка: особенности произношения гласных и согласных звуков, примеры суперсегментных особенностей.
В фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений. К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Артикуляционная база языка:
-
Совокупность признаков производства речи, свойственных данному языку. -
Или: совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов. -
Для АБ существенно, какие органы участвуют в звукообразовании и насколько интенсивно. -
Не является врожденной анатомо-физиологической особенностью. -
Однако иноязычный акцент может сохраняться на протяжении ряда поколений.
Согласные
артикуляция в ротовой полости
фонационные различия между сонорными и шумными; отсутствие различий по аспирации и напряженности
преобладание зубных над альвеолярными
дополнительная артикуляция (палатализация, кроме [j], и веляризация, кроме [г], [к], [х])
быстрое переключение артикуляции, соседство звуков разных типов (твердых и мягких).
регрессивная ассимиляция
Гласные
-
большое «вокалическое пространство»: отдаленное расположение переднего [и] и заднего [у] -
дифтонгоидный характер [уо] и гласных после мягких согласных ([иа], [ио], [иу], [иэ]), кроме [и] -
(в отличие от дифтонгов, имеют только дополнительный призвук) -
функциональное отсутствие кратких/долгих гласных -
функциональное отсутствие носовых гласных
Некоторые суперсегментные особенности:
-
невыраженность слоговых границ -
специфическая ритмика слова: системное противопоставление ударных редуцированным (I и II степени количественной редукции)
Артикуляционная база русского языка
-
Русский язык – язык консонантного типа.
(лат. consonant – согласный звук, vocalis – гласный). Понятия «вокализм» и «консонантизм».
-
Соотношение количества согласных и гласных. -
Выраженная зависимость свойств гласных от соседних мягких и твердых согласных.
-
Универсальная фонетическая классификация МФА: признаки гласных и согласных (главные классы звуков, признаки инициации, фонации и собственно артикуляции).
Универсальная фонетическая классификация МФА:
-
Признаки звуков и символов транскрипции МФА приняты в качестве фонетического стандарта. -
Имеет ограничения, свойственные многим классификациям:
-
Сводит фонетическое разнообразие к конечному набору признаков -
Опускает артикуляционные нюансы произношения на конкретных языках -
Не отражает динамические особенности звуков, обусловленные совместной артикуляцией
-
Группы классификационных признаков:
-
главные классы звуков -
признаки инициации (формирования воздушного потока) -
признаки фонации (способы участия голосовых связок) -
признаки собственно артикуляции у согласных и гласных
Универсальные признаки согласных
-
главные классы звуков
-
сонорные -
шумные
-
признаки инициации
-
пульмонический тип = легочный = выдыхательный (pulmonic) -
непульмонический тип (non-pulmonic)
-
щелкающий (click): велярная смычка всасывающее движение -
эйективный (ejective): движение гортани вверх -
имплозивный (implosive): движение гортани вниз (напр. во вьетнамском яз.)