Файл: Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом (Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Уверенность в себе

Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности.

Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно.

Наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

3.3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость

Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.

Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки.

Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе. Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий — «стресс» и «дистресс». Стресс — это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс — это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.


Проблема заключается в том, что уровень напряжения, благоприятный для одного человека, оказывается непереносимым для другого, иначе говоря, как заметил основоположник учения о стресс Ганс Селье, «разным людям требуются для счастья различные степени стресса». Стресс необходим, он «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает» (Г. Селье). Что касается дистресса, то значительная часть причин, по которым он происходит, связана с профессиональной деятельностью. Вслед за немецкими психологами В. Зигерт и Л. Ланг назовем некоторые причины, вызывающие дистресс у менеджеров. Это:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное «Я».

3.4. Руководитель и креативность

Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.

М. Вудкок и Д. Френсис считают, что существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это:

  • слабое стремление к новому;
  • недостаточное использование возможностей;
  • излишняя напряженность;
  • излишняя серьезность;
  • плохая методология.

3.5. Стремление к достижениям и предприимчивость

Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей — потребность в самореализации, в достижении целей.

Исследования показывают, что менеджеры, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан.

В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

3.6. Ответственность и надежность

В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя.

Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали. Однако можно утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых — отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами (Т. Питерс, Р. Уотермен).


3.7. Независимость

Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники — это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.

3.8. Общительность (коммуникабельность)

Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Ограничимся лишь следующими основными положениями:

  1. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.
  2. Коммуникабельность — качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков — важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера.

Итак, мы рассмотрели основные характеристики, имеющие отношение к личности менеджера. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.

Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

2.2 Влияние акцентуированных черт личности руководителя на особенности управления персоналом

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.


Черты характера — устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно рассматриваются попарно, через свои противоположности. Чтобы изменить характер, нужно внешнее воспитательное воздействие. В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой группе относят черты, определяющие отношения к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Среди них:

  • отношение к другим людям (например, индивидуализм — коллективизм, жестокость — доброта, гуманность — антигуманность, правдивость — лживость, эгоизм — альтруизм, доверчивость — недоверчивость, сочувствие — безразличие, щедрость — скупость, общительность — замкнутость, тактичность — грубость и др.);
  • отношение к самому себе (например, требовательность к себе, самооценка и уровень притязаний, самокритичность — самоуверенность, скромность — самовлюбленность, гордость — приниженность, самоуничижение и др.);
  • отношение к труду, деятельности (трудолюбие — леность, аккуратность — неряшливость, инициативность — пассивность, усидчивость — нетерпеливость, ответственность — безответственность, добросовестность — недобросовестность, организованность — несобранность и др.).

Вторую группу составляют интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Сочетание названных сторон и качеств, уровень их развития обусловливают тот или иной уровень развития характера. Чем выше ступень развития характера, тем он сильнее.

Человек с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью соответствуют его взглядам. Человек со слабым характером (конформист) не имеет твердых, устоявшихся собственных мнений. Его поведение полностью зависит от среды, сложившихся в данный момент обстоятельств, ситуации. Сила характера — в цельности, единстве соединяющих его компонентов.

По отношению к уровню нормы характер может быть:

  • нормальным, сбалансированным, т.е. отвечающим адекватными реакциями на различные стимулы;
  • акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, Экзальтированность, неуправляемость и др.);
  • психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Так считает К. Леонгард, что у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера.

Представляется достаточно очевидным, что, несмотря на значимость и актуальность исследования проблемы акцентуаций, их влияния на профессионализм личности, успешность профессиональной деятельности, многие аспекты развития профессиональных акцентуаций остаются недостаточно изученными. Есть основание говорить о неоднозначности влияния акцентуированных черт на достижение личностью вершин профессионализма. Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций, изучение аспектов детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности. Тема проявления акцентуаций, связанных с особым характером профессиональной деятельности, носящей стрессогенный характер, теоретически недостаточно проработана и имеет большое практическое значение.

Как например, управляющий отелем, директор гостиницы, менеджер отеля – три названия одной профессии, которая в гостиничном бизнесе считается классической. Директор или управляющий – это верхняя ступень в иерархии персонала гостиницы. Директор гостиницы осуществляет руководство всеми службами отеля, как коммерческими, так и сервисными. Должность директора – это карьерный Олимп, до которого нередко приходится добираться с самого низшего уровня. Гостиничный директор или управляющий отелем подписывает специальное соглашение с владельцем отеля, в котором указаны степень ответственности главного менеджера отеля, а также его обязанности, уровень зарплаты и премиальных. Управляющий отелем обладает широкой автономией при принятии решений, однако так или иначе он выступает как проводник идей хозяина гостиницы. Директор определяет рекламную политику отеля, долгосрочное и краткосрочное планирование хозяйственной деятельности гостиницы, кадровую политику, а также внедряет персональные инновации.

Будни управляющего отелем – это распределение рабочих заданий между гостиничными службами, финансовые расчеты, общение с клиентами. Управляющий отелем находится в постоянном контакте с сотрудниками отеля, не только со своими подчиненными, но и со специалистами низшего звена: менеджерами этажей, администраторами, шеф-поваром. Директор гостиницы определяет эффективные способы мотивации гостиничного персонала, определяет сроки переквалификации сотрудников. Кроме того, в обязанности директора входит планирование инвестиций, контроль за оборотом и издержками, контроль экономического успеха отеля. Гостиничные директора должны гарантировать высококачественный менеджмент во всем отеле. Для этого им необходимы знания в области налогов и страхования. Я считаю, что в основном такие руководители относятся к педантичному типу. Такой руководитель чаще всего пунктуален, аккуратен, скрупулезен, чистоплотен, добросовестен. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.