Файл: Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом (Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо").

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что "можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный "человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.

Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие "проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. "Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:

  • невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности, при которой любые препятствия на пути к цели воспринимаются как непреодолимые;
  • эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;
  • импульсивность, которая проявляется в том, что подросток идет на поводу своих желаний, плохо переносит отсроченность их исполнения, практически не способен ставить перед собой серьезные цели и достигать их;
  • ригидность установок, закрывающая доступ к новым идеям и подходам, сужающая диапазон возможностей;
  • эмоциональная холодность, препятствующая полноценному межличностному взаимодействию;
  • нереалистичные самооценка и уровень притязаний, основанные на искаженном самовосприятии и ориентации на внешние оценки.

По мнению Т.В. Орловой, "акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности. 

Глава II. Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом

2.1 Личность руководителя, основные черты

В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

  1. биографические характеристики;
  2. способности (в том числе управленческие);
  3. черты личности (личностные качества).

Можно предположить, что акцентуации неоднозначно влияют на личность в зависимости от таких характеристик, как пол, возраст, стаж работы, характер служебных функций.

Известный специалист в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой — менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

1. Биографические характеристики руководителя

Первая группа включает:

  1. возраст;
  2. пол;
  3. социальный статус;
  4. образование.

1.1. Возраст

С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости.


Есть возраст биологический (число прожитых лет) и социально-психологический (социальная зрелость, активность человека). Говоря о возрасте руководителя и о его влиянии на качество работы, мы имеем в виду прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это, согласитесь, во многом зависит от самого человека. «Если бы молодость знала, если бы старость могла!» — опровергнуть этот трюизм, соединить знания и умения можно только одним способом — постоянной, неутомимой работой над собой, самосовершенствованием. Что же касается молодости, то этот недостаток проходит со временем и без всяких усилий с вашей стороны.

1.2. Пол

Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то — что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь не только на свой личный опыт, но и на серьезные исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (а управленческая деятельность — это именно тот случай!), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях.

Кроме того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (исследование Ф. Стродтберг и Р. Манн) показало, что мужчины гораздо активнее участвуют в дискуссии по принятию вердикта. То же самое подтверждают и данные Е. Эриз, которая установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. С другой стороны, сторонники (сторонницы!) управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т. д. Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя — мужчина или женщина, — это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями — это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической.

С точки зрения психологической, пол есть социальная роль, навязываемая обществом. В современном обществе в процессе воспитания, начиная с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются различные, отличающиеся друг от друга стереотипы поведения. Что касается представления о мужчинах как о существах от природы более активных и изначально более способных к руководству, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований.


Это стереотип сознания, мешающий взглянуть на проблему реально. Известно, что профессиональные успехи женщин, сделанные ими карьеры многие склонны объяснять их внешними данными или везением, а не способностями и активностью. Это один из примеров стереотипного подхода. Американский психолог Р. Айс выявил следующую любопытную закономерность: когда успеха в решении поставленной задачи добивалась группа, возглавляемая женщиной, члены группы приписывали успех главным образом везению. Когда успешно работала группа, возглавляемая мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном личностными качествами руководителя.

1.3. Социальный статус и образование

И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Образование — это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны прежде всего знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в вашей голове.

Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, владеющей компанией», — остроумно заметил Ф. Фидлер. И все же многие выдающиеся менеджеры начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок. И наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.

2. Способности руководителя

Под способностями в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Как влияют общие способности на эффективность управленческой деятельности?

В классическом исследовании Е. Гизелли «Интеллект и менеджерский успех» было убедительно доказано, что наиболее успешными оказываются руководители со средними умственными способностями. Т. Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связано? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта — теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический.


В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического». Одно дело — решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое — организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному менеджеру, вслед за М. Шоу, мы выделим такие:

  • специальные умения и знания;
  • компетентность;
  • информированность.

Доказывать важность этих способностей для успешного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости.

3. Черты личности руководителя

Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:

  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • стрессоустойчивость;
  • креативность;
  • стремление к достижениям;
  • предприимчивость;
  • ответственность;
  • надежность;
  • независимость;
  • общительность.

3.1. Доминантность (влияние)

Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса.

Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.

Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.

М. Вудкок и Д. Френсис в своей книге «Раскрепощенный менеджер» выделили следующие характеристики менеджера, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим.