Файл: Особенности организации и прохождения военной службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Защита Отечества - это долг и обязанность гражданина РФ. Гражданин РФ исполняет военную службу согласно с федеральным законом. Гражданин РФ в ситуации, если его убеждениям или вероисповеданию противопоставляются исполнению боевой службы, а также в иных предусмотренных федеральным законом ситуациях обладает возможностью заменить ее альтернативной гражданской службой.

Законодательство об обороне предусматривает порядок призыва граждан на военную службу, обстоятельства исполнения военной службы, а также определяет сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, находящийся или обязанный находиться на военном учете, не обладающий правом на избавление или отсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву в ряды Вооруженных Сил РФ.

Гражданин, исполняющий военную службу, становится военнослужащим и пользуется правовым статусом, предписанным федеральным законом.

Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяется Федеральным Законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.

Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года "Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ"22 .САПП. 1993г. № 51 ст. 4931., утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВС РФ.

Специфика правовой регламентации в рассматриваемой области заключается в том, что общевоинские уставы ВС РФ, касающиеся и военнослужащих других министерств и ведомств РФ, упрочили перемены, произошедшие в войсках, притязания по повышению их боевой готовности, росту ответственности военнослужащих при исполнении воинских обязанностей и долга перед Отечеством.

Исполнение функций военной службы, предустановленное и выполняемое в составе государственных военных учреждений, рассматривается как осуществление прямых государственных функций. Следовательно, военная служба понимается как служба государственная со всеми свойственными ей должностными и структурными особенностями и принципами общенациональной службы в Российской Федерации.

Одним из основополагающих положений государственной службы, прописанных в правовых нормативах и законах является принцип законности, обусловливающий структурирование и реализацию государственной деятельности на базе и при соблюдении действующей в настоящий момент в обществе правовой основы, что характерно и для осуществления военной службы.


Военная служба базируется и на иных принципах государственной службы в Российской Федерации, конкретно, таких как:

- обязательность выполнения распоряжений вышестоящих государственных органов и государственных служащих по структуре соподчинения для нижестоящих государственных органов и государственных служащих;

- контролируемость и управляемость государственных органов и должностных лиц;

- внепартийность государственной службы, означающая, что в государственных организациях не могут быть организованы структурные подразделения или отделы политических партий и движений. Должностные государственные лица опираются в принятии решений лишь на правовые основы, закрепленные законодательно, им не должны быть присущи иные обязательствами, обусловленные партийной принадлежностью, обязывающей нести ответственность за исполнение распоряжений партий, политических движений и иных политических объединений;

- отсутствие дискриминации, предусматривающей одинаковую возможность для всех граждан Российской Федерации поступить на государственную службу, проходя отбор лишь по своим способностями и уровню профессиональной подготовки;

- несение ответственности государственными служащими за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- социальная защищенность государственных должностных лиц и устойчивость государственной службы.

Наряду со сказанным, военная служба, базируясь на основополагающих положениях государственной службы, в связи с особенностями предопределенными целями Вооруженных Сил, иных государственных военных учреждений, выполняемых военнослужащими функций, предусматривающих защиту страны с оружием в руках, обладает значительными различиями или своей спецификой по сравнению с иными типами государственной службы. Подобные различия дают основания для утверждения, что военная служба представляется особенным видом государственной службы.

Особенности военной службы предполагают собой определения, следующие из специфики выполнения функциональных обязанностей военнослужащими и содержания выполняемой деятельности, существенным образом воздействующих на выполнение служебной деятельности, структуру ее появления, развития и приостановки и взаимосвязи с связи с военно-служебными отношениями. К ним можно отнести:



- принятие военнослужащими военной присяги;

- существование у военнослужащих воинских званий;

- обязательность несения военной службы для конкретных категорий граждан;

- правовой характер управления военно-служебными отношениями и деятельностью;

- беспрекословность воинского подчинения;

- специфику в защите прав участников военно-служебных отношений;

- право на хранение, ношение, применение и использование оружия;

- отличия военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

Граждан, которые приняты на военную службу, и ранее не осуществляли выполнение военных обязанностей, или тех, кто первый раз вызван на военные сборы, принимают военную присягу на верность своему народу, Отечеству, своей Родине - Российской Федерации.

Торжественный акт принятия присяги присущий только для военной службы, наряду с нравственным значением, несет и значительные правовые изменения, так как меняется статус человека, с принятием присяги.

После принятия присяги военнослужащий имеет возможность получить назначение на должность и получает положенные права в полном объеме, но на него также в полной мере возлагаются должностные обязанности, среди которых задачи, связанные с главным назначением военного - защита Родины, предусматривающая выполнение боевых задач, таких как: участие в боевых операциях, выполнение заданий на боевом дежурстве, боевой и караульной службе.

Неукоснительное исполнение требований военной присяги является нравственной и законодательной обязанностью. Нарушение присяги может привести к дисциплинарной или уголовной ответственности.

После поступления на военную службу, в рамках назначенных сроков несения службы, военнослужащий не имеет право, руководствуясь собственным мнением или желанием поменять место службы, назначенную должность, отказаться от исполнения служебных функций, выдвигать требования по изменению содержания, как служебных обязанностей, так и обстоятельств их исполнения.

За несоответствующее исполнение или отказ от исполнения военнообязанным свои служебных функций полагается принимать более жесткие меры наказания, чем за такие же нарушения на государственной службе. Например, за несоответствующее выполнение должностных функций государственным служащим, он может быть освобожден от должности по указанию руководителя государственного органа. Такие же действия военнослужащих, приравниваются к воинским преступлениям, и в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации подлежат уголовной ответственности.


Конкретность правового контролирования военно-служебных отношений так же предъявляется как специфичность военной службы. Образ жизни, быт и деятельность военнослужащих детально расписаны и зафиксированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными юридическими актами. Такой уровень требований диктуется объективной необходимостью, связанной с особенностями несения военной службы; требованиями к готовности состава армии к защите Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей, готовности ради выполнения долга рисковать своей жизнью и здоровьем, причем в преобладающих ситуациях с оружием в руках.

Граждане, поступающие на военную службу должны показать соответствие высоким требованиям к состоянию здоровья, уровню развития физических качеств и подготовки, полученному образованию, профессиональным качествам, морально-нравственным качествам и психологической устойчивости.

Безоговорочность должностного повиновения, несомненность подчинения военнослужащих требованиям командиров или иных военноначальников, одна из специфических характеристик военной службы. Данное положение военно-служебных отношений зафиксировано в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил предписывает, что в обязанности подчиненного вменено безоговорочное повиновение приказу командира или иных военноначальников.

Для воинской службы присуще более значительное воздействие воинских званий военнослужащих на специфику ее исполнения, чем воздействие гражданских чинов и званий для государственных служащих на протекание их деятельности.

Только при обстоятельствах военной службы устанавливаются отношения подчинения, связанные и с занимаемой должностью, и с присвоенным воинским званием, что преимущественно и выделяет воинские звания от званий других государственных должностных лиц.

Военнослужащие имеют различия и в видах и форме одежды и знаках различия, устанавливаемых специальными службами и утвержденных Президентом Российской Федерации. Следует принять во внимание, что разным типам военной форменной одежды присущи различные знаки отличия по воинскому званию, наделенные персонификацией, указывающие на принадлежность к Вооруженным Силам, или иным военизированным войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск и служб, командным должностям, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия предписываются Министром обороны или управлением учреждения, где проходит служба.


Военнослужащие следуя законным основаниям наделены правом хранить, носить, применять и использовать оружие. За каждым военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он должен обеспечивать содержанием в исправном боевом состоянии.

Военная служба связана с наличием ряда ограничений в правах и конкретных запретов для военнослужащих, обеспеченных и закрепленных положениями с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации исключительно в соответствии с федеральным законом, которым предъявляется Федеральный закон "О статусе военнослужащих".

Предписанные названным Законом запреты перекликаются с ограничениям, присущими для государственных должностных лиц. Они предназначены гарантировать качественное выполнение должностных функций при выполнении служебной деятельности военнослужащими; создавать преграды для вероятного злоупотреблению военнослужащими своим служебным положением; способствовать возникновению условий для независимости и самостоятельности выполнения служебной деятельности.

Следует подчеркнуть, что главная цель воинской обязанности и военной службы - оборона страны, ее границ, защита Родины от врагов. Для её гарантированного выполнения создаются Вооруженные Силы РФ, порядок комплектования которых военнослужащими закреплен в Федеральном законе "Об обороне".

Комплектование организуется согласно утвержденной норме, происходит по предписанию законодательства Российской Федерации посредством призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, предписывающему комплектование воинских частей гражданами, место жительство которых располагается вне места дислокации данных воинских частей.

Граждане могут нести военную службу как в рядах Вооруженных Сил РФ, так и в иных войсках, воинских формированиях и органах, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, в итоге следует указать, что законодательной базой прохождения военной службы в Российской Федерации предъявляются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе", другие федеральные законы, иные нормативно - правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они устанавливают основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как одного из видов государственной службы, цели, задачи и особенности её исполнения.