Файл: Анализ проблемы состоит из следующих шагов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   – Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?

   – Правда. Он стал лучше заниматься.

   – Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.

   Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:

   – Четверка! Четверка!

   – Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?

   – Учительница мне поставила четверку по русскому языку.

   Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.

   Вопросы и задания

   1. Что лежит в основе успеха Юры?

   2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя.

   3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что «обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения»?

   4. Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению.

Ситуация 27

   – Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, – попросила мама.

   – Чао, мамочка. Приду в шесть. – И дочка выскочила на улицу.

   Дальше Таня вспоминает:

   «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

   – Девочки, – слышу, говорит кто-то, – вы бы уступили место женщине с сумками.

   – Вот еще! – резко ответили мы.

   – Да, молодежь пошла…

   – Ну, завели…

   Мы так увлеклись разговором с Мариной… А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

   В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

   – Пожалуйста, милости просим, – дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. – На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок…»

   Вопросы и задания

   1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

   2. Что может подумать соседка о семье Тани?

   3. Что значит быть воспитанным человеком?

   4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

Ситуация 28

   «Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются… Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь… Наше время – это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».


   «Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться.

   Для нас не существует этого «чего-то»… Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно – или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»

   Вопросы и задания

   1. О чем свидетельствуют эти суждения?

   2. Сравните суждения и сделайте выводы.

   3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?

   4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

Ситуация 29

   Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

   Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?

   Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..

   О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

   Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

   О. То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?

   Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.

   О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

   Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

   О. Молчать, конечно, безопаснее.

   Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

   О. Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

   Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

   Вопросы и задания

   1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

   2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

   3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

   4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

Ситуация 30

   Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала: – Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..



   Вопросы и задания

   1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?

   2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

   3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

Уважаемые коллеги!

Мы открываем копилку педагогических ситуаций. Будем рады, если Вы готовы внести свой вклад и поделиться с нами сложными педагогическими ситуациями из своей практики по электронной почте cpprk_adm@mail.ru Тема: Кейс – ситуации в методическую копилку.