Файл: 4. Физминутки в стихах. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Физминутки в стихах. 5.Пальчиковая гимнастика. 6.Упражнения для глаз. Введение. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании так как, судя по статистике, лишь малая часть детей относятся к числу здоровых.Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению обще учебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. Каждое занятие должно быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого занятия педагог должен помнить заповедь здоровье сберегающей педагогики: “Не навреди!” Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровье сберегающих технологий в учебный процесс.

Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём обучающихся;

- снижают уровень тревожности;

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, на занятиях используются оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Физминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий. 
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это "минутка" активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Основные требования к проведению физминуток:

-Время начала физкультминутки определяется самим педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута урока.

-Продолжительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 -4х правильно подобранных упражнений, повторяемых4–6раз.

За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

- Проводить физминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

- Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением.

- Во время проведения физминуток обучающиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

Виды физкультминуток:

-упражнения для снятия общего или локального утомления;

-упражнения для кистей рук;

-гимнастика для глаз;

-гимнастика для слуха;

упражнения, корректирующие осанку;

-дыхательная гимнастика.

Я предлагаю вашему вниманию несколько форм проведения физкультминуток.

Двигательно-речевые Физминутки.Этот вид физминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

  1. Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.



Танцевально-ритмические Физминутки.Эти Физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими.

  1. К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте)

(наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один-

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой (ходьба на месте)

Полет

«У меня есть крылья за спиной (руки - за спину)

Я летать умею над землёй (руки – вверх)

Я взмываю ввысь, и мир - Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи)

На ладошке умещается моей.

Покружу немного в облаках (машем руками, кружимся вокруг себя)

Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем)

Оседлаю кучевую тучу,

Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!)

С кручи я вприпрыжку вниз сбегу (бег на месте)

Крылышки почищу, отдохну (руки опускаем вниз)

Пальчики, как перышки, расправлю, (встряхиваем кисти рук)

Распрямлюсь, встряхну себя немножко (распрямляем спину, раздвигаем лопатки, вытягиваем шею)

Вам на память перышко оставлю

Мягкое, пушистое в ладошке. (Сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем глубокий вдох и выдох)»

  1. Пальчиковые Физминутки.В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Щупальца осьминога». (Пальцы сжаты в кулачки и развёрнуты к себе). Много ног у осьминога (поочерёдно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы – 1-я позиция) Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибают в кулак – 2-я позиция) Заменяют ему руки (1-я позиция) Очень ловкие (1-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).?Физминутки для глаз.

  1. 1 – упражнение. Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью, исключая доступ света. (1 -2 минуты). Открыть глаза. 2 – упражнение. Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску. (2 – 3 раза). 3 – упражнение. Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение. (5 – 6 раз).


Самое главное правило — Физминутки на занятиях должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Физминутки в стихах. 1. Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте) Вышли дети погулять Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) Остановились на лугу (приостанавливаются) Лютики, ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки) Собирал …. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны) Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета) 2. Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны) Правой левую достанем (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой) А потом наоборот. Будет вправо поворот. (Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой) Раз – хлопок, два – хлопок. Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя) Раз- два-три-четыре, Плечи выше, руки шире! (Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны) Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! 3. « Путешествие в лес.» Только в лес мы вошли (маршируют) Появились комары. (лёгкое похлопывание по телу) Дальше по лесу шагаем (маршируют) И медведя мы встречаем. (раскачивают из стороны в сторону) Снова дальше мы идём (маршируют) Перед нами водоём (руки в стороны) Прыгать мы уже умеем (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево) Раз – два, раз – два! (прыжки) Позади теперь вода! (маршируют) 4. Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать. Приседать и вставать(4 раза) Прыгать и скакать (7 прыжков) 5. «Зайка» Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал. ( имитировать движения по ходу стиха) 6. Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд) Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад) Вот и вся зарядка – раз-два-три. Мягкая посадка – раз–два-три. 7. «Ванька-встанька» Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой – встанькой будто стали. А потом пустились вскачь, Будто мы – упругий мяч. 8. «Мы пройдёмся по дорожке» Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая— Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) 
Пальчиковая гимнастика. Наибольшее воздействие импульсами от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение. Задачи : - стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;

- тренировка внимания; -координация движений; -адаптация маленьких левшей в мире праворуких. Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. 1. Упражнение для рук. Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца,завершают массаж точкой в центре ладони. Пальчик, пальчик, где ты был? - С братцем Васей щи варил. - А потом с ним кашу ел, - А потом с ним песни пел, - А потом гулять пошел - И копеечку нашел 2. Упражнение для рук. Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки. Наши пальчики трудились, Хорошо писали. Они так старались, А теперь устали. Мы немного отдохнем, С силой кулачки сожмем. Пальцы разжимаем. И опять сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - Можно ими помахать. В чистый ручеек руки опускаем, И усталость с пальчиков Мы водой снимаем (Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.) Спасибо, водица, За новые силы. Теперь мы напишем.

Все буквы красиво. 2.Чтобы нам добыть огонь.

Трём ладошки о ладонь Вдруг ладошка заискрится И бумажка загорится 3.Две сестрицы - две руки Левая и правая, Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют. Месят тесто две руки - левая и правая Воду моря и реки загребают, плавая. 4. Лошадка (и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз) Вот помощники мои Их как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой.

Скачут пальцы как лошаки. Чок - чок - чок, скок - скок-скок. Скачет резвый табунок. 5.Впарке есть глубокий пруд. Караси в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать, Нужно хвостиком махать. 6.“Дерево” Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. 7.“Солнышко” Ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны. 8.“Ёлка” Елка быстро получается, если пальчики сжимаются, локотки ты подними, пальчики разведены. Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед