Файл: Методическая разработка для студентов ii курса по дисциплине Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАФЕДРА АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

ФГБОУ ВО «Амурская ГМА» Министерства Здравоохранения РФ

ДИСЦИПЛИНА «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ и ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ»
Методическая разработка для студентов II курса по дисциплине:

«Топографическая анатомия и оперативная хирургия»
Выполнили: д.м.н. В.В. Гребенюк, д.м.н., проф. Г.Н. Марущенко,

к.м.н., доц. А.А. Сергиенко. – 2020.
ТЕМА: «Топографическая анатомия шеи».

Занятие № 12. Границы шеи, деление ее на области (треугольники). Строение шейных фасций, исходя из учения В.Н. Шевкуненко. Клетчаточные пространства шеи в клиническом освещении. Разбор топографии мягких тканей в пределах каждой из областей шеи.

Топографическая анатомия органов шеи (гортани, трахеи, глотки, пищевода, щитовидной и паращитовидных желёз). Особенности кровоснабжения и иннервации их.

Топография межлестничных промежутков на шее. Сосудистые образования шеи. Топография шейного и плечевого сплетений на шее. Топографическая анатомия лимфотических узлов шеи.
Цели занятия:

1. Освоить методику послойной препаровки изучаемых областей;

2. Изучить и рассмотреть на трупе топографию образований шеи;

3. Уметь ориентироваться в учебных элементах топографо-анатомических препаратов шеи;

4. Уметь использовать знания для обоснования диагностики повреждений и заболеваний внутренних органов и сосудисто-нервных образований шеи: локализации и распространения воспалительных процессов.

Хронокарта занятия:

Всего – 145 минут

  1. Проверка присутствующих, мотивация занятия – 5 минут;

  2. Проверка исходного уровня знаний (тестирование) – 10 минут;

  3. Разбор фактического материала – 80 минут;

  4. Проверка итогового уровня знаний студентов (итоговое тестирование, проверка практических компетенций, ситуационные задачи) – 35 минут;

  5. Задание на дом – 5 минут.



Оснащение:

  1. Влажный препарат головы и шеи;

  2. Учебные таблицы, планшеты, схемы, стенды по топографической анатомии шеи;

  3. Набор хирургического инструментария.

Опорные схемы:




Рис. 1. Границы шеи.



Рис. 2. Фасции шеи.




Рис. 3. Распил шейного отдела.



Рис. 4. Топография шеи (вид спереди).
Вопросы самоконтроля:

Студент должен знать:

1.Внешние ориентиры и границы шеи;

2. Области шеи и границы областей;

3. Строение фасций шеи, классификацию фасций по В.Н. Шевкуненко;

4. Границы подбородочного треугольника. Образования в пределах этого

треугольника;

5. Границы и послойное строение мягких тканей в пределах

надподъязычной области;

6.Границы и послойное строение мягких тканей в пределах подчелюстного треугольника;

7.Каким образом клетчаточное пространство капсулы подчелюстной слюнной железы сообщается с окологлоточным пространством и с клетчаткой дна полости рта;

8.Границы треугольника Пирогова. Его практическое значение;

9.Границы и послойное строение мягких тканей в пределах сонного треугольника;

10.Топографию общей сонной, внутренней и наружной сонных артерий;

11.Ветви наружной сонной артерии и указать зоны их кровоснабжения;

12.Синтопию элементов основного сосудисто-нервного пучка шеи;

13.Особенности топографического положения подъязычного нерва и шейного отдела симпатического ствола;

14.Границы и послойное строение тканей надподъязычной области? Основные клетчаточные пространства этой области;

15.Топографическую анатомию щитовидной и паращитовидных желез;

16.Топографическую анатомию гортани и трахеи;

17.Топографическую анатомию глотки и пищевода;

18.Границы и послойное строение грудино-ключично-сосцевидной области;

19.Отношение основного сосудисто-нервоного пучка шеи к окружающим образованиям в области верхней, средней и нижней трети его

;

20.Топографическую анатомию шейного сплетения;

21.Границы и послойное строение мягких тканей в пределах лестнично-позвоночного треугольника;

22.Топографию подключичной артерии и ее ветвей;

23.Топографию диафрагмального нерва на шее;

24.Границы и послойное строение мягких тканей в пределах лопаточно-ключичного треугольника;

25.Топографию предлестничного треугольника (его содержимое);

26.Топографию межлестничного треугольника (его содержимое);

27.Границы и послойное строение мягких тканей в пределах лопаточно- трапециевидного треугольника;

28.Топографию плечевого сплетения.
Студент должен понимать:

  1. Значение внешних ориентиров границ шеи;

  2. Значение послойного строения шейного отдела

  3. Значение основного сосудисто-нервного пучка шеи к окружающим образованиям в области верхней, средней и нижней трети его;

  4. Расположение сосудисто-нервных пучков шеи.


Студент должен уметь:

  1. Определить внешние границы шеи;

  2. Ориентироваться в послойном строении шейного отдела;

  3. Показать все структуры шейного отдела на планшетах и трупном материале.

Основная литература:

  1. Большаков О.П., Семенов Г.М. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия», СПб: «Мед.-информ. агентство», 2005г. – 900с.

  2. Мещерякова М. А. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». М.: Медицина, 2005г. – 600с.

  3. Островерхов Г.Е. и соавт. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», Томск: 2005г. – 650с.

  4. Сергиенко В.И. и соавт. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», 2-х т., М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007г. – 900с.

  5. Николаев А. В. «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», М.: I и II том. «ГЭОТАР-Медиа», 2009г. – 800с.