Файл: Высшего образования омский государственный аграрный университет имени п. А. Столыпина.doc
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА»
(ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ)
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа по курсу: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРАВО, КАК МЕРА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Выполнил: Синицкий Вениамин Евгеньевич группы Б-110 ЮР
Специальность: 40.03.01юриспруденция очно-заочной формы
«_____» ______________ 2023 г.
(подпись, дата)
Научный руководитель: Чичулин Александр Владимирович, доцент, к.и.н.
/_____________/ «_____»____________2023г.
ОМСК 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..………………………3
Глава 1. Общая характеристика права как меры свободы личности……………………………………………………………….…………5
1.1. Характеристика права как меры свободы………………………………..……5
1.2. Правовой статус человека и гражданина………………………………….…16
Глава 2. Система и гарантии прав и свобод личности…….…21
2.1. Система прав и свобод человека и гражданина…………………….………..21
2.2. Гарантии прав и свобод личности………………………..…………….……..25
Заключение……………………………………………………………….…….33
Библиографический список…………………………………….……….35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Анализ неоднозначных и зачастую болезненных процессов формирования институтов гражданского общества в современной России и реализации принципов правовой государственности дает множество и вполне обоснованных оснований для переоценки многих социальных ценностей, которые давно утвердились или утверждаются в современном общественном сознании и социальной практике. К числу таких фундаментальных ценностей, которые с незапамятных времен определяли содержание, особенности, динамику и тенденции развития общественных отношений, относятся такие социальные явления, как право и свобода, «тайна» каждого из которых сама по себе и, особенно, в их взаимосвязи, всегда привлекала, притягивает и будет продолжать привлечь пытливые научные и практические умы, что определяет актуальность темы.
Свобода – одно из самых емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – экономические, политические, юридические, моральные, духовные и т.д. Соответственно, были выдвинуты многие из его различных концепций, интерпретаций, определений. Эти интерпретации часто зависят от того, чего хотят от свободы сами интерпретаторы, которые, как правило, наполняют это явление разным содержанием. Каждый видит в свободе то, что он хочет видеть. Но есть и объективные основания для свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость. Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений.
В системе ценностей демократического общества личность должна быть на первом месте. С точки зрения психологии и философии, личность – это субъект социальных отношений с определенным уровнем психического развития. Личностные качества присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, который в силу интеллектуальных и духовных качеств способен быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и нести ответственность за поступки.
Объект исследования – право, как явление и как мера свободы.
Предмет исследования являются нормы, затрагивающие актуальные вопросы права как меры свободы.
Целью исследования является всестороннее изучение особенностей права как меры индивидуальной свободы личности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть характеристику закона как меры свободы; -
определить правовой статус человека и гражданина; -
изучить систему прав и свобод человека и гражданина; -
исследовать гарантии индивидуальных прав и свобод.
Методологической основой исследования послужили общенаучные (диалектический, анализ и синтез) и частно-научные (формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод комплексного анализа и обработки информации) методы, использованные в ходе исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как Н.А. Власенко, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Красин, А.В. Мелехин, А.С. Мордовец, Д.З. Мутагиров, Ф.М. Рудинский, Д.А. Саблин, Л.Н. Федорова и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования в совокупности создают теоретическую основу для практического совершенствования законодательной базы по охране здоровья граждан и организации обязательного медицинского страхования.
Структура курсовой работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА КАК МЕРЫ СВОБОДЫ
1.1. Характеристика права как меры свободы
Свобода – одно из самых емких и сложных понятий, многогранных. В свободе существуют различные стороны – экономические, политические, юридические, нравственные, духовные и т.д. Соответственно,
выдвигается множество различных ее понятий, трактовок и определений, а также множество различных ее понятий и понятий. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость1.
Как и чем можно «измерить» свободу, ваш уровень, предел, предельную величину? Каковы критерии и способы выражения этой ценности? Можно ли каким-то образом дозировать, правильно, «дозирование для личного пользования»? Такие инструменты доступны – это закон, законодательства, правовые нормы, а также, конечно же, мораль, самоконтроль2. Так называемая свобода требует «деликатного» обращения, иначе она легко превратится в свою собственную фотографию. Вот почему свобода ограничена на «законных основаниях», ограничена, введена в конструктивное русло. Как, почему? Где границы свободы?
«Свобода в качестве определенного социального состояния общества, в качестве трезвой и освоенной необходимости находит свое самое концентрированное выражение в праве, практически осуществляемом, объективном, в осязаемой материальной форме, принципе, институте». По характеру права в данном обществе, его развитию, полноте всегда можно судить о сути и широте свободы, которую государство юридически признает и допускает власть3.
Закон представляет собой официальный показатель нынешней свободы и не показатель предписания и возможной границы. При этом это является гарантией того, что это свобода и средством ее защиты является. Закон представляет собой законную легитимную шкалу свободы, объективно отражающую осознанность социального уровня. В этом отношении это мера прогресса и, следовательно, критерий свободы как продукта развития, а также критерий социальной ответственности.
Гегель рассматривал право, как сферу реализации свободы, как истинное существование. Как говорил Гегель «Свобода случается там, – писал он, – где царит закон, а не произвол». Хорошо известны положения Канта о праве как сфере свободы; он видел главную цель в обеспечении внешней автономии личности права4.
«Свобода – это одно из самых широких, сложных и многогранных понятий». Существуют различные аспекты свободы – экономические, политические, юридические, моральные, духовные и т.д. Соответственно, были выдвинуты многие различные концепции, интерпретации, определения. Это интерпретация часто зависит от желания самого интерпретатора ментального момента, который, как правило, наполняет явление различными содержаниями
. Но есть и объективные причины для свободы, когда в первую очередь есть необходимость5.
Этот закон представляет собой формальную мерку нынешней свободы, норму ее, индикатор причин и возможной границы. При этом это будет гарантировать реализацию свободы, а также средством защиты. Закон выступает в качестве законной (легитимной) шкалы свободы и объективно демонстрирует осознанный уровень социальной реальности. В этом контексте это мера прогресса и, следовательно, мера свободы как продукта развития, а также мера социальной ответственности.
Правовые нормы – это нормы свободы, но свобода юридически признана, выражена (официально) государством в форме законов и других правовых актов. Правила» – это позитивные, четкие универсальные нормы, эта свобода, достигнутая до безличного, теоретического существования, независимого от произвола личности. Свод библейских законов – это свобода» (К. Маркс). Как мы видим, основной смысл правовой свободы заключается в защите человека от иностранного произвола, как со стороны властей, так и со стороны окружающих граждан. Это основная ценность и правильная полезность для человека6.
По закону человек получает необходимую защиту и поручителя, а также человек получает возможность удовлетворить свой интерес. Без права, без права, Свобода может стать «пустым звуком», остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве закон в первую очередь очень важен для человека, а не как инструмент господства и принуждения.
Правовые нормы, являющиеся одной из шкал (стандартов) человеческой деятельности, определяют пределы человеческой деятельности, меру, размах, сферу их возможного и целесообразного поведения. По закону и закономерностям субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – подпадают под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные виды деятельности, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и вожделений, предоставляет права, налагает обязанности, повинности, поощряет полезные и подавляет вредную деятельность.
Свободная экономика требует свободного характера, и наоборот. Свободная экономика – это не «дикая» экономика, точно так же, как свободный характер – это не хаотичный характер. Стоит отметить, что для того, чтобы этого не делать, необходима только надзорная роль государства и закона, с того места, где закон заканчивается, начинается произвол
7.
Политический и личностный уровень значительно возрос, подготовив почву для различных позитивных действий индивида. Однако в процессе реализации свободы ваша негативная сторона также будет устранена, когда по ряду причин, в первую очередь из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода превращается во вседозволенность.
Это означает, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, чтобы они никоим образом не противоречили принципам истинной демократии. Закон был навязан, нормальная форма свободы, свобода была переведена в правовое (легальное) русло. Свобода вне правовых рамок превратилась в хаос, а демократия превратилась в напыщенность, которая прикрывает элементы фасада и выходит из-под контроля.
Основная функция закона заключается в предотвращении хаоса и произвола и обеспечении порядка.
При определенных обстоятельствах индивидуальная свобода и права могут быть ограничены в общественных интересах. Конституция Российской Федерации гласит: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это имеет решающее значение для защиты конституционного строя, этики, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства». (Статья 55, часть 3)8.
В условиях чрезвычайного положения «для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного порядка... Могут быть установлены отдельные пределы прав и прерогатив, в которых указываются их пределы и срок действия» (часть 1 статьи 56). Не подлежат ограничениям права и ненормативная лексика, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 56). Перечисленные статьи Конституции Российской Федерации касаются права на жизнь, честь и почести, достоинство, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, свободу совести и другие личные права9.
Вышеуказанные положения Конституции Российской Федерации полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других стран и Всеобщей декларации прав человека. Это законы человеческого общества, которые были кодифицированы на протяжении веков.
Правовые формы – это нормы свободы, но свобода юридически признана, выражена (формализована) государством в форме законов и других правовых актов. Законы – это «позитивные, четкие универсальные нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое существование, независимое от произвола индивида. Свод законов – это библия свободы», – написал он К. Маркс