Файл: Ответы на билеты по тгп предмет и метод теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы на билеты по ТГП
1. Предмет и метод теории государства и права.
ТГП – наука, представляющая собой совокупность знаний и явлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права.
Черты:
-
Гуманитарная (изучает общественные явления в связи с человеком) -
Политико-юридическая (термины неразделимы) -
Единая наука о государстве и праве (изучает неразрывно) -
Наиболее общая наука о государстве и праве -
Фундаментальная (формирует основополагающие знания) -
Методологическая (формирует взгляд на мир)
Предмет: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а так же связи государства и права с общественными явлениями и личностью.
Объект: государство и право.
Принципы ТГП:
-
Принцип историзма -
Принцип всесторонности -
Принцип комплексности
Методология ТГП – система методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государства и права.
-
общефилософские методы (объективный, субъективный) -
общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, аналогия) -
частнонаучные методы, взяты из опред. науки (метод математического моделирования) -
специально юридические методы (метод толкования юрид. норм, технико-юридический метод(раскрывает юрид. понятия, «презумпция»))
Функции ТГП – раскрывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики.
-
Гносеологическая ф-я (познает окр. мир) -
Практико-организационная ф-я (вырабатывает рекомендации, совершенствующие гос.-правовой аппарат) -
Идеологическая ф-я -
Прогностическая ф-я -
Методологическая ф-я (формирует основные подходы)
2. Общая характеристика общественной власти и социальных норм догосударственного периода.
В первобытном обществе обязательно были общественная власть и социальные регуляторы.
Периоды:
-
Первобытное общество «стадо» (период присваивающей экономики, кочевой образ жизни, естественное разделение труда, подчинены вожаку) -
Родовая община
Род – исторически сложившаяся общность людей
, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.
-
Источник власти – вся община -
Высшая власть – собрание всего взрослого населения -
Повседневная власть - старейшина -
Власть старейшин опиралась на моральный авторитет
-
Разложение общины и предпосылки государственности (рода объединялись в племена, усложнялась система управления, появилась частная собственность, разделение труда)
Виды социального регулирования:
-
Индивидуальное (приказы, веления, относящиеся к конкретному лицу) -
Нормативное (общие правила поведения, распространяющиеся на всех)
Социальные нормы первобытного общества:
-
Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
-
Отражали волю и потребности всего рода -
Доминировали запреты -
Осознавались обществом как необходимые -
Обеспечивались системой привычки и табу
-
Мораль – регулятор на основе добра и зла. -
Религия – регулятор на основе религиозных представлений. -
Агрокалендари – система правил для ведения с.х. работ. -
Табу – строжайший запрет -
Мифология – совокупность мифов, отражающих представления людей о мире.
Отличия права от обычая:
-
Обычаи создаются всем обществом, а право формируется государством. -
Обычаи выражают общую волю и защищают общественный интерес, а право выражает волю общественных, корпоративных и личных интересов. -
Обычаи не фиксированы, а право выражено и закреплено в НПА. -
Обычаи охраняются от нарушения всем обществом, а право – аппаратом принуждения.
Отличия государства и первобытнообщинного строя (пос.):
-
Источник власти в пос. – вся родовая община. -
В пос. высшая власть принадлежит общему собранию. -
Управление делами общины осуществляет старейшина. -
В пос. власть опирается на авторитет, отсутствует аппарат принуждения.
3.Характеристика научно-исторических теорий происхождения государства и права
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Фома Аквинский, Н. А. Бердяев, Иоанн Златоуст)
Государство является результатом проявления Божественной воли. Любая светская власть производна от власти церкви. Народ должен повиноваться государственной власти как продолжению божественной воли.
Русский письменный источник – Илларион «Слово о законе и благодати» (суть государства в божественной воле)
Достоинства: направлена на установление в обществе порядка, обоснование необходимости подчинения государственной власти.
Недостатки: является ненаучной, ее нельзя доказать или опровергнуть.
КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ (Марксистская, Материалистическая) (Маркс, Энгельс)
Производить стали больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт – частная собственность. Появились классы и противоречия между ними, которые не могут решиться в обычном порядке. Так появляется государство.
Достоинства: Роль материальных условий, четко выделяет и анализирует признаки государства. Недостатки: государство – средство угнетения бедных богатыми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Цицерон, Петражицкий)
Причины возникновения государства и права в психике человека. В соответствии с ней люди стремятся жить в коллективе и иметь лидера, которому можно подчиниться.
Достоинства: Уделяет большое внимание правовому правосознанию.
Недостатки: преувеличение роли психологических факторов в формировании гос-ва.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (Аристотель, Платон, Михайловский)
Государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботится о членах своей семьи. Семья – первоначальная ячейка общества и из нее произошли все остальные институты (Аристотель)
Аристотель:
-
государство развивается естественно и с потребностью людей. -
В гос-ве должно господствовать право, а не человек -
Право должно поддерживаться принуждением -
Даже несправедливый закон должен быть исполнен
Достоинства: способствует установлению в обществе порядка. Недостатки: не носит универсального характера.
ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Цицерон, Гоббс, Руссо, Монтескье, Радищев)
Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Люди передали часть своих прав государству во имя порядка и стабильности. Это происходит не как исторический факт подписания документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединяются в государство.
Основные мысли этой эпохи:
-
Подрыв авторитета церковной монополии на власть -
Концепция естественных прав человека -
Возникает идея о взаимных обязанностях сторон, о возможности расторжения договора в случае нарушения условий.
Т. Гоббс: Человек находится в состоянии «войны всех против всех». Сторонник монархии.
Дж. Локк: В естественном состоянии все равны и свободны. Однако для сохранения этого состояния необходимо государственное регулирование.
Руссо: Естественное состояние «золотой век человечества», который постепенно угасает.
Радищев: власть принадлежит народу, но на время передана монарху. У народа есть право на восстание, если монарх злоупотребляет властью.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ (Дюринг, Бакунин, Каутский)
Государство возникло путем захвата слабых племен сильными, слабые племена таким образом обретают защиту. Возникает деление на классы. Государство – сила, навязанная из вне. Первичность государства по отношению к праву, которое не может существовать без принуждения.
Фазы развития гос-ва по Каутскому:
-
Покорение одного народа другим -
Возникновение классов -
Смягчение неравенства, замена военного господства господством права -
Появление гос-ва, все имеют права и обязанности.
Дюринг: теория внутреннего насилия, государство возникает, когда одна часть общества господствует над другой.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Аренс, Спенсер)
Государство сравнивается с организмом, поскольку в его развитии прослеживаются биологические законы. Гос. власть – преобладание целого, над составными частями. Все части выполняют определенные функции, при поражении одной это отражается на остальных.
Недостатки: не объясняет глубинных процессов возникновения гос-ва, не всегда уместно переносить естественные законы на социальные образования. Достоинства: мысль о развитии социальных систем от менее сложного к более сложному.
4.Понятие и сущность государства.
Государство – организация политической власти, существующая в конкретной стране.
- политико-территориальная, суверенная организация политической власти, имеющая источники доходов, издающая законы и обеспечивающая их исполнение.
Сущность – совокупность устойчивых связей, отношений, внутренних закономерностей,
присущих данному явлению, определяющих его черты и тенденции развития. (к гос-ву: характеристика, раскрывающая природу назначения государства в обществе)
Подходы в определении сущности:
-
Классовый – господство и эксплуатация одного класса над другим. (в чьих руках сосредоточена власть) -
Общесоциальный – защита интересов, объединение людей, обеспечение нормальной жизни людей. (общечеловеческие, общесоциальные начала)
5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Отличия государства от первобытного общества:
-
Разделение по территориальному признаку, родовая организация преобразуется в административно-территориальную. -
Публичная власть экономически господствующего класса не сливается с населением. -
Ведение налоговой системы для содержания публичной власти.
Признаки государства:
-
ТЕРРИТОРИЯ– земля, водное и воздушное пространство, консульства.
Территориальная, а не кровно-национальная подчиненность является более выгодной. Гос-во имеет свои границы.
-
НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.
Гражданство – политико-юридическая связь личности и государства.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Особенности:
-
Гос. власть не сливается с обществом, а выделяется из него. -
Гос. власть внешне и официально представляет все общество. (Чиновники служащие гос-ву, должностные лица представители гос-ва (президент)) -
Гос. власть призвана обеспечивать правопорядок и нормальную жизнедеятельность людей. -
Наличие особого аппарата (гос. органы)
-
СУВЕРЕНИТЕТ - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.
Не является безграничным (ограничен правом, обязательствами, в т.ч. международными)
Един (принадлежит одному субъекту – государству; В РФ не допускается суверенитет субъектов)
-
Внешний – независимость государства во взаимоотношениях с иными гос-вами.
Выражается в возможности гос-ва определять внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международных отношений
-
Внутренний – верховенство гос. власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны.