Файл: Реферат по дисциплине Недиррективная игровая терапия Санкт Петербург 2010.doc
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце игры взрослый отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех водящих, которые точно выполняли правила игры.
Правила игры.
Идти к салочке смело, дружно, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя свои шаги с шагами других детей.
Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать!».
Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
Советы ведущему.
Основное правило игры (2) одинаково относится и к салочке, и к тем, кто от него убегает. Объясните детям, что в этой игре все они смелые, ловкие и совсем не боятся салочки. Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно.
Очень важно заранее рассчитать расстояние между одной и другой чертой, чтобы дети имели достаточное пространство для бега.
В конце игры следует поощрить тех ее участников, кто соблюдал правила.
«Лохматый пес»
Цель этой игры - воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила. Игровая ситуация носит сюжетный характер: в ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, что он должен идти навстречу этой опасности и не убегать от нее до определенного сигнала. Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением.
Ход игры.
На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он сидит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет!?...
Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.
Несмотря на развлекательный и характер этой игры, она содержит определенные правила:
не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;
пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;
бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.
Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.
Упражнение из практического пособия для педагогов и школьных психологов (часть 1) Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?» (психологические игры и упражнения), Москва, «ГЕНЕЗИС», 1998
«История с продолжением»
Цели:
В ходе этой игры дети могут отработать спонтанное сотрудничество в рамках всего класса. для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последователь ность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, все е один круг. Я хочу предложить вам игру, е которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.
Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?
Если Вы уверены, что все дети поняли идею игры, Вы можете использовать приведенную ниже историю в качестве начала игры, а можете придумать для старта свой вариант рассказа. При желании Вы можете добавить в текст любые детали и уточнения, чтобы сделать историю еще более занятной для Вашего класса.
Итак:
Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку, убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому к дикому лесу. “Странно”, сказали они, “что такой прекрасный лес находится так близко к городу”. В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышали прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.
Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видали только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...
Попросите детей продолжить историю. Никто не имеет права остановить рассказчика прежде, чем тот замолчит сам. Иногда, для развития игры, Вы можете напоминать часть рассказанного или задавать простые наводящие вопросы, которые заставят рассказчиков добавлять больше деталей в повествование: “Ага, тут появился дракон. А какого он был цвета? Это был добродушный дракон или злой и опасный? И что произошло потом?”.
Когда все дети уже примут участие, а у Вас сложится впечатление, что фантазия детей истощена, Вы можете придать истории ритуальное завершение. Например, такое:
Вдруг маленькая девочка очень устала и легла на землю. Она погрузилась е глубокий сон. Когда она проснулась, кто-то толкал ее за плечо. “Нет-нет’ думала она сквозь сон, - “оставь меня в покое!” Тогда она открыла глаза и увидела, что это мама хотела ее разбудить. “Тебе пора вставать и идти в школу”. “Да, мам. Мне приснился такой интересный сон. Мне приснилось, что...” (Сделайте краткое обобщение всех рассказанных частей истории.) “Да, такой сон не мог не взволновать тебя”, - сказала мама. “Это уж точно”, - ответила девочка.
Анализ упражнения:
-
Понравилась ли тебе наша история? -
Что тебе понравилось больше всего? -
Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю -
один?