Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки)
Психология и педагогика дошкольного обраования
(направленность (профиль))
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
_____ Теория воспитания_____
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему: Воспитания личности в коллективе и через коллектив
Группа ППобп-1801б
Студент | В.В. Лобанова (И.О. Фамилия) | |
Руководитель | Т.В. Емельянова (И.О. Фамилия) | |
Оценка: | ________________ |
Дата: | ________________ ________________ (подпись руководителя) |
Тольятти 2020
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
1. Исторический аспект изучения роли коллектива в формировании личности…………………………………………………………………. | 5 |
1.1 Понятие и сущность теории коллектива …………………………. | 5 |
1.2. Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке…………………………………………………. | 6 |
2. Теоретические основы роли коллектива в формировании личности ………………………………………………………………… | 11 |
2.1 Понятие о коллективе в гуманистической педагогике ………….. | 11 |
2.2 Роль коллектива в развитии личности……………………………... | 12 |
3. Экспериментальное изучение роли коллектива в формировании личности ………………………………………………………………… | 15 |
3.1 Подготовка исследования …………………………………………. | 15 |
3.2 Проведение исследования …………………………………………. | 15 |
3.3 Результаты исследования и их анализ …………………………….. | 16 |
Заключение ……………………………………………………………… | 21 |
Список используемой литературы ……………………………………. | 23 |
Приложение 1 …………………………………………………………… | 25 |
Приложение 2 …………………………………………………………… | 27 |
Введение
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развития личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т.д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член коллектива оказывает определенное влияние на коллектив в целом. В данной работе мы рассмотрим две основные линии взаимодействия: влияние личности на коллектив и влияние коллектива на личность.
Основная цель работы:
-
Успешное воспитание детей старшего дошкольного возраста в коллективе.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
-
Изучить психологическую литературу по теме. -
Определить статусную структуру группы, социометрический статус каждого ребенка в группе. -
Ознакомить педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, с теоретическими основами проблемы межличностного отношения в детском коллективе.
Практическая значимость работы:
Данная работа с учетом полученных результатов исследования и составления коррекционно-развивающей программы – может оказать практическую помощь в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста, а также воспитателям в создании и поддержании оптимального социально-психологического климата в коллективе, в его изучении и оценке.
1. Понятие «коллектив», и его основы
1.1 Стадии развития коллектива
В современной педагогике употребляется два значения понятия «коллектив». В первом случае: под коллективом понимается любая организация, группа людей; во втором: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом смысле речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д. [11, стр. 27].
Главным представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива:
движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Так же Макаренко определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); выделил этапы (стадии) развития коллектива [3, с.200].
Как «живой организм», работающий коллектив подчиняется еще одному закону, утверждающему, что в ходе своего становления и развития коллектив проходит определенные стадии.
Выделяются четыре, основные стадии развития коллектива: стадия первичного объединения, стадия разъединения, стадия вторичного объединения и стадия консолидации или возникновения коллектива как сложной системы групповых процессов и взаимодействий.
Стадия первичного объединения, это стадия недавно возникшей и на начальных этапах своего развития формально существующей рабочей группы. Решением высшего руководства в ней назначается руководитель, распределяются должностные функции и обязанности, формулируются производственные задачи и цели.
В такой группе люди объединены только формальными отношениями, они знают друг друга, в основном, со стороны деловых качеств и не осведомлены о личных особенностях друг друга.
Довольно часто в работающей группе, находящейся на первой стадии развития, постепенно выделяется доминирующее активное «ядро», которое возглавляет лидер. Им может стать как классный руководитель, имеющий формально-должностной статус, так и один из учеников, по тем или иным функциям дополняющий руководителя.
Идеальное положение дел на первой стадии развития коллектива таково: либо реальным лидером активного коллективного «ядра» становится формальный руководитель, либо формальный и неформальный лидеры находят возможности конструктивного взаимодействия. При таком разворачивании событий в работающей команде она переходит на вторую стадию своего развития.
Стадия разъединения (или «коллективного индивидуализма») начинается тогда, когда происходит постепенная дифференциация социальных позиций каждого члена коллектива. В нем возникают небольшие группы по два-четыре человека, в каждой из которых выделяется свой лидер. Как правило, возникает также нейтральная группа сотрудников, не примыкающая ни к одной из группировок и занимающая «позицию центра».
Взаимодействия людей в малых группах имеют личностную окраску и возникают на основе общих интересов или взаимного расположения. Довольно часто именно в малых группах происходит обсуждение действий руководителя, его деловых и личностных качеств.
Руководитель должен быть готов к тому, что подчиненные оценивают, анализируют и обсуждают каждое его действие и каждый его шаг. Это происходит в каждом коллективе и полностью исключить такие разговоры невозможно. Более того, подчиненные чаще критикуют своего начальника, нежели дают ему положительную оценку. Данная особенность отчетливо проявляется в мужских коллективах, в которых руководитель является либо значительно более молодым, нежели его подчиненные, либо имеет интеллектуальный статус более низкий, нежели исполнители.
Стадия «коллективного индивидуализма» - самая сложная с точки зрения управления коллективом. На данной стадии в коллективе формируется общественное мнение, доминирующие ценности, групповая мораль. Именно на второй стадии развития коллектива возможно формирование корпоративной культуры организации. Если руководитель «упускает» коллектив на второй стадии его развития, впоследствии что-либо изменить становится чрезвычайно трудно.
На второй стадии стиль руководителя должен быть гибким и дифференцированным. К каждой группировке следует найти свои подходы и индивидуальные способы воздействия на групповых лидеров. Для этого руководитель должен располагать индивидуально-психологической и личной информацией о каждом члене коллектива, быть в курсе мнений и точек зрения, возникающих в его подразделении и, по возможности, участвовать во всех событиях, происходящих в его коллективе. Мера влияния руководителя на коллектив в этот период должна быть максимальной. В целом действия руководителя должны быть нацелены на формирование работоспособного, эффективного и психологически здорового «коллективного организма», тонко и своевременно реагирующего на его воздействия и распоряжения.
Стадия вторичного объединения начинается в тот момент, когда подавляющим большинством сотрудников происходит принятие общей групповой морали и общих ценностей. Можно сказать, что данная стадия коллективного развития еще не прошла полного и окончательного оформления («окостенения», фиксации) групповых процессов, поэтому те или иные воздействия руководителя на коллектив еще могут что-то в нем изменить. Но в целом коллектив уже сложился и начинает функционировать по своим внутренним законам.
В таком коллективе обязательно существует ведущая группировка, навязывающая «свою игру» всем остальным работникам. В таком коллективе, как правило, есть свои активные члены, колеблющиеся и аутсайдеры. В таком коллективе есть сотрудники, которых все уважают, и сотрудники, которых никто не уважает. Наконец, в таком коллективе всегда есть ведущий неформальный лидер, о котором мы писали вначале.
Стадия консолидации коллектива, на которой коллектив превращается в сплоченную работающую команду единомышленников, партнеров и соратников. Такой коллектив имеет свой особый социально-психологический микроклимат, свою ауру, свое «лицо». Сотрудники, особенно женщины, проявляют привязанность к своему коллективу и начинают предпочитать «хорошие отношения на работе» возможностям повышения зарплаты или карьерного роста. В кулуарных беседах можно услышать такие разговоры: «Мне предлагают новое место работы. Но неизвестно, как сложатся у меня отношения в новом коллективе. А здесь все хорошо. Подумаю, но, наверное, не соглашусь».
Такой коллектив способен улаживать возникающие в нем недоразумения и конфликты собственными средствами. Довольно часто в нем присутствует свой «коллективный дипломат», который успешно разрешает сложности и проблемы, возникающие как между сотрудниками, так и между руководителем и подчиненными.
Полностью оформившийся коллектив способен как на разумное подчинение своему руководителю, так и на проявление удивительной сплоченности в процессе сопротивления или бунта, если они возникают. Поэтому управление коллективом должно быть успешным на предыдущих стадиях его развития с тем, чтобы не допустить разворачивания событий в работающей команде, в ходе которых коллектив может «сбросить» своего неэффективного руководителя.Начало формы
В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче [6, с.90].
Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те