Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Отрицательное влияние коллектива на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но, тем не менее, в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. То есть специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация» [12].

Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».


Ещё одним негативным эффектом влияния группы на личность является деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки. Она возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Приведу пример. Группа подростков вечером договорились встретиться. Все приходят с алкоголем, а кто-то один никогда его не употреблял и не собирался, но влияние группы и гарантия анонимности склоняют одного подчиниться «законам» большинства. В таких условиях не изменить своим принципам, сможет только человек сильной воли, большинство, как показывает опыт, поддается на уговоры и, возможно, какие-то упреки группы.

Ещё один негативный момент это социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Например: коллективу дали какое-то задание. Каждый из его членов реализует свои возможности не в полной мере, ожидая, что кто-то из коллег сделает работу за него.

Существуют ещё и такие отрицательные эффекты:

Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующей тенденции; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Огруппление мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия.
3. Экспериментальное изучение роли коллектива в формировании личности

3.1 Диагностика взаимоотношений школьников и их влияния на социализацию личности

В практической части исследования нам необходимо определить: являются ли эффективными в формировании положительного влияния коллектива сверстников, на социализацию личности подростка, следующие способы социально-педагогической деятельности: - тренинги на сплочение коллектива; - занятия по преодолению межличностных конфликтов; - коррекционно-развивающие упражнения.

Эксперимент проводился на базе 8-9 классов МБДОО школа 25 г. Шахты. Предварительно мы попросили педагогов школы

, работающих с подростками, выделить два классных коллектива, имеющих схожие тенденции в развитии групповых отношений. По мнению педагогов, наиболее полно удовлетворяют наш запрос эти два класса (назовем их условно А и Б). Оба класса, по мнению педагогов, являются пассивными, разобщенными, не имеющими общих целей. В классах случаются конфликты между микро-группами, но большую часть времени ребята сосуществуют рядом, никак не взаимодействуя. Интересы большинства ребят находятся за пределами школьной жизни. Таблица 2.1- Характеристика выборки Класс А Б Всего учащихся 22 человека 20 человек Девочки 10 человек 9 человек Мальчики 12 человек 11 человек Возраст 14-15 лет 15-16 лет 1 этап – констатирующий эксперимент. Цель – выявить уровень сложившихся взаимоотношений в двух классных коллективах. На данном этапе проведены 2 диагностические методики. Первая проведенная методика – «Социометрия» (Приложение 1). Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благополучных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий, при одинаковом взаимоотношении – как средний, при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе. Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное соотношение детей имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками.  низкий уровень- коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;  средний уровень- коэффициент удовлетворенности 34-49%;  высокий уровень- коэффициент удовлетворенности 50-65%;  сверхвысокий уровень- коэффициент удовлетворенности 66% и выше. Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной- при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%. Проведя социометрическое исследование в двух классах, мы получили следующие результаты.


Таблица 2.2 - Распределение социометрических статусов в контрольном и экспериментальном классах

Статус

Класс А

Класс Б

«Звёзды»

3 человека

2 человека

«Предпочитаемые»

8 человек

8 человек

«Принятые»

7 человек

9 человек

«Изолированнные»

4 человека

1 человек


Количество взаимных выборов 13 8

Коэффициент удовлетворенности 59,1% 40%

Коэффициент изолированности 18,1% 5%

Сопоставив результаты социометрического исследования в двух классах, мы можем сделать следующие выводы:

В классе А (контрольная группа) половина учащихся имеет высокие статусы: 3 «звезды» - Алина А. (7 выборов), Николай П.(8 выборов), Роман Ш.(8 выборов), 8 человек относятся к категории «предпочитаемые» - они получили от 3 до 5 выборов, 7 человек «принятые» - получили по 1-2 выбора, «изолированных» - 4 человека - не получили ни одного выбора. Из 22 учащихся класса взаимные выборы имеют 13 человек, что обусловило высокий коэффициент удовлетворенности 59,1%, при этом коэффициент изолированности составил 18,1%, что говорит о недостаточно успешной работе педагога по воспитанию дружеских отношений в коллективе.

В классе Б (экспериментальная группа) сложилась похожая система взаимоотношений, 2 «звезды» получили по 6-8 выборов, 8 человек «предпочитаемые», 9 человек относятся к категории «принятые» и 1 «изолированный». Из 20 учащихся класса взаимные выборы имеют 8 человек, что обусловило средний уровень коэффициента удовлетворенности 40%. При этом коэффициент изолированности составил 5% от общего числа выборов. Подобные результаты говорят о достаточно неплохой системе отношений, сложившейся в коллективе. Социоматрицы, составленные по результатам исследования в двух классах, (Приложение 2).

Рис. 2.1 Сводные результаты социологического исследования в классе А Рис.

2.2 Сводные результаты социологического исследования в классе Б . Вторая методика проведенная в нашем эксперименте – «Изучение уровня социализированности подростков» по методике М.И. Рожкова (Приложение 2). Методика позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности, а также определить общий уровень социализированности. Подросткам предлагается 20 суждений. Необходимо оценить степень своего согласия с ними (от 4-всегда, до 0-никогда). Затем подсчитываются средние оценки по каждому компоненту, и делается вывод об общем уровне социализированности.  Высокий уровень – коэффициент больше 3;  Средний уровень – коэффициент больше 2, но меньше 3;  Низкий уровень – коэффициент меньше 2. Таблица 2.3 – Сводная таблица результатов по методике М.И. Рожкова Компонент Уровень Класс А Класс Б Социальная адаптированность Высокий Средний Низкий 6 человек 12 человек 4 человека 5 человек 11 человек 4 человека Активность Высокий Средний Низкий 7 человек 10 человек 5 человек 10 человек 5 человек 5 человек Автономность Высокий Средний Низкий 9 человек 10 человек 3 человека 8 человек 10 человек 2 человека Нравственная воспитанность Высокий Средний Низкий 9 человек 9 человек 4 человека 9 человек 10 человек 1 человек Общий уровень социализированности Высокий Средний Низкий 7 человек 10 человек 5 человек 6 человек 10 человек 4 человека Из таблицы видно, что в классах А и Б общий уровень и отдельные показатели социализированности примерно одинаковы. Рис. 2.3 Сравнительный анализ результатов изучения социализированности в двух классах Таким образом, можно сказать, что уровень сложившихся взаимоотношений и уровень социалазарованности учащихся в классах А и Б, выявленные при помощи данных методик, сильно друг от друга не отличаются. 2.2 Рекомендации педагогам по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников В работе по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников особое внимание следует уделять гармонизации взаимоотношений в учебной группе. Для реализации этой цели необходимо действовать в следующих направлениях: - предупреждение возникновения конфликтных ситуаций; - развитие социального интеллекта; - повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе; - определение сциально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе; - моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности с учащимися; - профилактика социальной дезадаптации учащихся. Приведем общие рекомендации для педагогов по развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе: - содействовать взаимодействию учеников разных полов, культурных и социально-экономических характеристик; - создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях; - обеспечивать возможности для совершенствования речи; - обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков; - предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками. В ходе воспитательного взаимодействия учащиеся должны овладевать комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Особое внимание необходимо уделять развитию социальных навыков подростков. Среди навыков необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют: 1.Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства. 2.Навыки позитивного общения. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения в семье и коллективе. 3.Навыки самооценки и понимания других. Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми. 4.Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями. Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. 5.Навыкиадекватного поведения в стрессовых ситуациях. 6.Навыки продуктивного взаимодействия. Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов. 7.Навыки самостоятельного принятия решений. Человек обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей. 8.Навыки решения проблемных ситуаций. Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях. 9.Навыки работы с информацией. Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. 10.Навыки творчества. Эти навыки позволяют человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию полученную в процессе познавательной деятельности. Выводы по 2 главе В практической части исследования мы определяли: являются ли эффективными в формировании положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростка следующие способы социально-педагогической деятельности: - тренинги на сплочение коллектива; - занятия по преодолению межличностных конфликтов; - коррекционно-развивающие упражнения. При проведении исследовательской работы мы использовали методики, которые необходимо знать каждому воспитателю, будь то практический психолог, педагог, социальный педагог. Полученная информация дает возможность довольно точно определить какую позицию во внутригрупповой системе межличностных отношений занимает каждый из участников эксперимента, изучить уровень социализированности подростков. При исследовании были проведены 2 диагностические методики: «Социометрия» и «Изучение уровня социализированности подростков» по методике М.И. Рожкова. Их целью являлось изучение сложившихся взаимоотношений в двух классных коллективах. В результате проведения данных методик мы выяснили, что уровни сложившихся взаимоотношений в двух классах примерно одинаковы. Заключение Проблема социализации личности в коллективе всегда являлась актуальной, потому что развитие человека не будет достаточно полноценным, если оно происходит вне коллектива людей. Особенно остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте, так как поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, а общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Общение подростков в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого подростка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива. В совместной коллективной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействие детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры. В данной работе мы рассмотрели особенности подросткового возраста. Рассмотрели сущность понятия «социализация». В самом широком смысле, социализация – это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. Социализация происходит при помощи ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов, также огромное влияние на развитие человека оказывают факторы социализации, одним из которых является коллектив сверстников. Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков.
Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Одна из основных особенностей подросткового возраста – тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами. Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Чрезвычайно важно для учителя, воспитателя, психолога, социального педагога увидеть, диагностировать нарушения межличностных отношений и провести своевременную их коррекцию.                         Список литературы 1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.  2. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978. 3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996. 4. Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984. 5. Годфруа Ж. «Что такое психология». – М., 1992. 6. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». –    М., 1998. 7. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплочённости». – М., 1977. 8. Донцов А.И. «Психология коллектива». – М., 1984. 9.  Дубинин  Н.П.,  Карпец  И.И.,  Кудрявцев  В.Н.  «Генетика,  поведение,    ответственность». – М., 1989. 10. Дьюи Дж. «Психология и педагогика мышления». – М., 1999. 11. Кон И.С. «Психология старшеклассников». – М., 1980. 12. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М., 1989. 13. Кравченко А.И. «Введение в социологию». – М., 1995. 14.  Майерс Д. «Социальная психология». – СПБ., 1997. 15.  Марсель Г. «Трагическая мудрость философии». – М., 1995. 16.  Мудрик А.В. «Социальная педагогика». – М., 2000. 17.  Немов Р.С. «Психология». – М., 1990. 18.  Новикова Л. И. «Школа и среда». – М., 1985. 19.  Петровский А.В. «Личность. Деятельность. Коллектив». – М., 1982. 20.  Петровский А.В., Шпалинский В.В. «Социальная психология коллектива». –    М., 1978. 21.  «Популярная психология: Хрестоматия». – М., 1990. 22.  Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». - М., 2004. 23.  «Семейное воспитание. Краткий словарь». – М., 1990. 24.  «Философский словарь». - М., 1983. 25.  Харчёв А.Г. «Социология воспитания». – М., 1990. 26.  Холл К., Линсдей Г. «Теория личности». – М., 1997. 27.  Шапиро Б.Ю. «Психология семейных отношений». - М., 1992.                                  Приложение 1     Тест-опросник «Выявление ведущего фактора социализации современного                                 подростка». 1.) Если бы ты выбирал\а профессию, то что бы повлияло на твой выбор? А.) Семья. Б.) Друзья. В.) Выбирал бы сам. Г.) Фильмы, киногерои. 2.) Есть ли у тебя в школе любимый предмет? А.) Да, один. Б.) Да, несколько. Б.) Нет. В.) Не уверен. 3.) Выбор твоей профессии совпадает с любимым школьным предметом? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 4.) Сколько у вас в семье телевизоров? А.) 1. Б.) 2. В.) 3. Г.) Больше чем 3. 5.) С кем ты делишься своими проблемами? А.) С родителями. Б.) С учителями. В.) С друзьями. Г.) Решаю их сам. 6.) Как часто ты смотришь телевизор? А.) Каждый день. Б.) Несколько раз в неделю. В.) Не часто. Г.) Вообще не смотрю. 7.) Какими другими СМИ ты пользуешься? А.) Интернет. Б.) Радио. В.) Другое. 8.) Как ты обычно проводишь свободное время. А.) Гуляю с друзьями. Б.) Играю в компьютер. В.) Смотрю телевизор. Г.) Провожу время с семьёй. 9.) Есть ли у тебя любимый киногерой? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 10.) В ближайшее время ты будешь смотреть телевизор: А.) Ещё больше. Б.) Меньше. В.) Другое. 11.) Есть ли у тебя любимая передача\фильм? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 12.) Считаешь ли ты, что друзья влияют на твой выбор в одежде, музыке и.т.д? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 13.) Какие программы ты обычно смотришь? А.) Развлекательные ( Муз-ТВ, Мtv, Реалити-Шоу). Б.) Познавательные. В.) Новости. Г.) Фильмы. 14.) Способен\на ли ты завести друзей по Интернету? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 15.) Когда идёт реклама ты: А.) Переключаю на другой канал. Б.) Не переключаю и смотрю. В.) Не переключаю и смотрю не вникая в смысл. Г.) Другое. 16.) Твои музыкальные пристрастия сформировались под влиянием: А.) Друзей. Б.) Радио, ТВ. В.) Сформировались в семье. 17.) Реклама воспринимается тобой: А.) Как не нужная вещь. Б.) Она меня раздражает. В.) Она полезна. Г.) Она может влиять на моё мнение. 18.) Кто помогает тебе в решении важных проблем? А.) Родители. Б.) Друзья. В.) Учителя. 19.) Ты можешь непрерывно смотреть телевизор в течении: А.) Часа или меньше. Б.) Нескольких часов. В.) Целого дня. 20.) Есть ли телевизор, который ты можешь назвать своим ( В твоей комнате или тот, который смотришь преимущественно ты)? А.) Да. Б.) Нет. В.) Другое. 21.) Ты хотя бы раз в жизни одевался\лась, вёл\вела себя, подражал\а как кто-то на телевидении ( Модели, герои фильмов). А.) Нет, никогда. Б.) Да, один раз. В.) Да, многократно. Г.) Да, постоянно. 22.) Прогуливал\а ли ты когда-нибудь уроки? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не скажу. 23.) Пошёл\шла бы ты в школу, если бы учитель сказал, что в опредёлённый день присутствовать не обязательно, но тем кто хочет – можно? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. 24.) Намерен\а ли ты продолжить обучение в 10-11 классах? А.) Да. Б.) Нет. В.) Не знаю. Приложение2 Методика для изучения социализированности личности учащегося Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова предназначена длявыявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.  Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующе шкале: 4- всегда;  3-                        почти всегда;  2- иногда;  1-                       очень редко;  О-                                                                                                 никогда.  Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.  Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.  За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.  Я умею прощать людей.  Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.  Мне хочется быть впереди других в любом деле.  Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.  Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.  Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.  Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.  Мне нравится помогать другим.  Мне хочется, чтобы со мной все дружили.  Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.  Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.  Переживаю неприятности других, как свои.  Стремлюсь не ссориться с товарищами.  Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.  Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.  Стараюсь защищать тех, кого обижают. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. 1 5 9 13 17 2 6 10 14 18 3 7 11 15 19 4 8 12 16 20 Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.