Файл: Назовите основные циклы произведений Н. В. Гоголя. Объясните, в чем художественная логика соотношения циклов гоголевских произведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Назовите основные циклы произведений Н.В. Гоголя. Объясните, в чем художественная логика соотношения циклов гоголевских произведений?
Первый цикл Н.В. Гоголя - “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Всего в него входит восемь рассказов: в первую часть – “Сорочинская ярмарка”, “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Пропавшая грамота”; во вторую – “Ночь перед Рождеством”, “Страшная месть”, “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, “Заколдованное место”.
«Миргород» считается продолжением первого сборника, Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине.
В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудой Панько, нет единого человека который ведет рассказ, замыкающий их смысл.
Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести.
В исследовательской литературе неоднократно указывалось, что наиболее, тесные связи с "Вечерами" обнаруживаются в "Вие". В последний раз в своем творчестве Гоголь обращается к жанру сказочной фантастической повести. В "Вие" царит та же атмосфера творческой свободы, что и в "Вечерах", развертывается захватывающе-чудесная история Хомы Брута. На основе народного сказания Гоголь создает романтический мир, причудливо смешивает действительное и фантастическое. В то же время близость жанровой формы еще более четко обнаруживает новое в гоголевском романтизме.
В "Миргороде" получает глубокое выражение не только сфера действительности (отрицание), но свое дальнейшее развитие и сфера идеала (утверждение). Художественный мир "Миргорода" имеет два резко обозначенных полюса, которыми являются "Тарас Бульба" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Помимо своей соотнесенности с общей мыслью цикла, эти два произведения раскрывают важные стороны творческого метода раннего Гоголя.
В "Тарасе Бульбе" в качестве положительного начала выступает история украинского народа, его героическая, национально-освободительная борьба. Появление "Тараса Бульбы" в системе "Миргорода" так же, как сам настойчивый интерес Гоголя к исторической науке и исследования в этой теме генетически связаны с достижениями романтического историзма, обогатившего мировое искусство идеей развития, подвижности жизни и выдвинувшего народ в качестве субъекта, действенной силы исторического процесса. Будучи близкими к ряду важных положений просветительской мысли, исторические воззрения Гоголя в своем общем пафосе восходили к идеям ранних романтиков, в целом же развивались в том направлении, которое характерно для прогрессивной французской романтической историографии с ее ярко выраженными демократическими тенденциями.
-
Объясните, почему “Вечера на хуторе близ Диканьки” можно назвать романтическим произведением.
«Вечера» — яркий образец романтического стиля Гоголя. А. М. Горький подметил, что «во всех рассказах Рудого Панька и во многих других, Гоголь — романтик и, вероятно, потому романтик, что устал наблюдать «томительно бедную жизнь «мертвых душ». Романтизм Гоголя прогрессивный. Он утверждал гуманистические идеалы, мечту о свободной, не стесненной оковами феодально-крепостнического государства жизни народа. Свободолюбие и народолюбие не трудно проследить в утверждающем (т. е. романтическом) начале гоголевского творчества. Не случайно в «Вечерах» не обнаруживается крепостного права и крепостников. Не потому, что писатель забыл о их существовании. Он знал, что они существуют и прекрасно понимал, что это они уродуют здоровую естественную жизнь обитателей чудесных украинских хуторов, которых он воспел в идиллиях «Вечеров».
Признаки романтизма:
• В самом названии: «Вечера» – время суток, как граница, время нечистой силы и всего магического. Близ «Диканьки» – идея бегства, то есть Диканька – центр вселенной, а герои сбежали от него в близлежащую деревню.
• Отражение стороны жизни Украины, ее национального характера, быта и нравов
• Принцип народности: не внешние атрибуты жизни, а интерес к «духу народа»
• Романтический идеал: мечта о добрых отношениях , народном единстве – утопия
• Двоемирие: борьба добра и зла – людей и нечистой силы. Диканька - центр, в котором эти 2 мира воюют.
• Отсутствие реалистического описания. Ни слова о крепостничестве и Екатерина II здесь милостиво дарит черевички – это романтизм.
-
“Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”: норма и ее искажение.
В своих произведениях “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”, Николай Гоголь воплотил свою любовь к Украине и украинской культуре. Оба произведения являются жемчужинами украинской литературы и стали странным феноменом, искажения нормы, которая существовала на тот момент.
Гоголь умело использовал язык и культуру Украины, чтобы создать неповторимую атмосферу своих произведений. В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” он описал жизнь обычных украинских людей в сказочном ключе, что является своеобразной искажением реальности. Ведь на тот момент жизнь крестьян была трудной и никак не могла считаться сказочной. Но Гоголь выдумал волшебные персонажи и ситуации, чтобы привнести светлую нотку в темную жизнь простого народа.
В “Миргороде” Гоголь показал свою любовь к украинской культуре и народным обрядам. Он показал, что Украина является уникальным культурным космосом, где сочетаются различные культуры и народы. Вновь создавая сказочную реальность, Гоголь показал, что украинская культура обладает своим очарованием и уникальностью.
Таким образом, произведения Николая Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород” являются нормой и искажением одновременно. Они помогли сохранить культурное наследие Украины и привнести свежий взгляд на нее. В то же время, Гоголь в своих произведениях создал свою сказочную реальность, которая искажает реальное положение вещей. Но именно это и является одним из главных достоинств его творчества – создать новое, любимое и прекрасное, используя уже имеющееся достояние.
-
Объясните логику композиции цикла “Миргород”. Соотношение различных повестей, входящих в него.
Просмотрев все повести цикла, можно заметить, что есть некая сверхидея, которая очень тесно связывает эти произведения, имеющие разный сюжет и жанр: идиллия и золотой век плавно и печально перетекает в серебряный, грозные времена медного века, постепенное наступление зловещего века, когда нужен подвиг от человека, а человек измельчал и подвига совершит не в силах. И, наконец, полное растление душ: утрата идеалов, чести и совести – вот, что такое современный мир, с точки зрения Гоголя.
В античности легенда о четырех веках заканчивалась апокалиптически. И вот это настроение ожидания конца света, похоже, свойственно и гоголевскому сборнику «Миргород». Таким образом, все эти четыре повести оказались под одной обложкой и поставлены именно в таком порядке, конечно же, не случайно. Они связаны с глубинными гоголевскими историософскими концепциями. Он, действительно, считал, что жизнь в мире ухудшается, что зло торжествует, притом безнаказанно, и человечество должно приложить колоссальное усилие, чтобы противостоять этому захлестывающему всё миру зла. Удастся ли это ему? Об этом Гоголь размышлял на протяжении всего своего творчества, но начинает размышлять, безусловно, в 1835 году, когда пишет сборник «Миргород».
-
Фантастика и гротеск как основной художественный прием “Петербургских повестей”. В чем художественный смысл фантастики и гротеска в произведении?
В “Петербургских повестях” фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, например, как сон, бред, неправдоподобные слухи. Только в повести “Портрет” происходят действительно сверхъестественные события.
Одной из характерных особенностей гоголевского гротеска являются, по словам М. Бахтина, “положительно-отрицательные преувеличения”. Они входят у Гоголя непосредственно в систему художественных оценок его персонажей и во многом определяют их образную структуру. Различные формы хвалы и брани, как это не раз отмечалось, имеют в поэтике писателя амбивалентный характер.
Самый распространенный прием у Гоголя – опредмечивание, овеществление одушевленного. Суть этого приема в сочетании несовместимых по качеству элементов антропоморфного и вещественного (или зооморфного) рядов. Сюда относится и редукция персонажа до одного внешнего признака (все эти талии, усы, бакенбарды и т. д., гуляющие по Невскому проспекту). Кроме редукции человеческого тела встречается и противоположный прием – гротескная экспансия (распадение тела на отдельные части — повесть “Нос”). Есть и случаи растворения в среде, в результате чего окружение персонажа выступает в роли гротескного продолжения тела. Оказывается, что гоголевские фигуры лишены определенности контуров и осциллируют между полюсами сжимания в одну точку и растворения в предметном мире.
Гротескное тело у Гоголя принадлежит поверхности видимого, внешнего мира. Это тело без души или с чудовищно суженной душой. Бросается в глаза противоречие невероятного изобилия внешних признаков и внутренней пустоты персонажей. Гротескное тело или тонет в море вещественного мира, потому что у него нет внутреннего содержания, или его суть сводится к одной господствующей «ничтожной страстишке». Движение сюжета у Гоголя всегда служит раскрытию «обмана», дискредитации внешних форм в целях поиска внутреннего содержания (“Невского проспекта”).
Гротескные коллективные образы: Невский проспект, канцелярии, департамент.
Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в “Записках сумасшедшего”. Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда».
Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска, нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь. Но так случилось, и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание“. На самом деле конец этот нисколько не фантастичнее и не „романтичнее“, чем вся повесть. Наоборот — там была действительная гротескная фантастика, переданная как игра с реальностью; тут повесть выплывает в мир более обычных представлений и фактов, но все трактуется в стиле игры с фантастикой. Это — новый „обман“, прием обратного гротеска: „привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «тебе чего хочется?» и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «ничего» - да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в темноте“.
-
Проанализируйте одно из произведений, входящих в цикл “Петербургские повести”.
«Записки сумасшедшего»
Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» впервые была опубликована в 1835 году в книге «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее она была включена в книгу «Петербургские повести». Главный герой – «маленький человек». Аксентий Иванович Поприщин – чиновник низшего ранга, служащий в государственном департаменте; многими чертами характера он схож с Акакием Акакиевичем Башмачкиным из гоголевской «Шинели». Будучи бедным и ничтожным, Поприщин тем не менее не считает себя таковым и утверждает, что он «из благородных». Скрывая желание преодолеть бедность, герой делает попытки улучшить свое материальное существование. Поприщин настолько стремится быть признанным в обществе, что мнит себя королем. С самого начала повествования в герое проявляются признаки, которые заставляют нас думать, что он страдает психическим расстройством. Поприщин тайно влюблен в дочь начальника департамента, но в то же время он прекрасно понимает – именно это его и раздражает больше всего! – что без денег он не может и подумать о том, чтобы ухаживать за ней: ему откажут в пользу молодого «камер– юнкера».