Файл: Практическое задание 3, Модуль Психические процессы и особенности коррекционной работы при задержке психического развития слушатель Нигметзянова Олеся Канифовна Преподаватель Иванчикова Юлия Геннадьевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1691

Скачиваний: 147

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование (620)

Дисциплина: Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики

Практическое задание 3, Модуль 3. Психические процессы и особенности коррекционной работы при задержке психического развития


Выполнил:

слушатель Нигметзянова Олеся Канифовна

Преподаватель:

Иванчикова Юлия Геннадьевна

г. Москва – 2023

Задание 1. Подберите дидактические игры и упражнения для коррекции (по 2 на каждый психический процесс): слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Для коррекции слухового восприятия:
1.Игра "Близко - далеко". Цель:  развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

2. "Определи, где звучит? Кто хлопал?"

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового восприятия и внимания.

1 вариантДети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спередислева, справа) и звенит в колокольчик. Дети, не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку педагога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3.вариант. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.

 

Для коррекции зрительного восприятия:

1 «Кто наблюдательнее». Цель: развитие восприятие формы. Возраст: 4-5 лет. Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.


2.«Чего не хватает?» Цель: развитие зрительного восприятия.Описание. Педагог предлагает рассмотреть силуэтные изображения предметов, назвать их, дорисовать или подставить ту часть, которой не хватает: машине-колесо, медведю — переднюю лапу, лисе — хвост, зайцу — ухо, хвостик, птице -крыла и т. д.

 

Для коррекции тактильного восприятия:

1. Игра «Что лежит в мешочке?»

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

2. Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.
Для коррекции произвольного внимания:

1. «Поймай слово»

Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. Игра «Что пропало?»

На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.
Для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Я положил в мешок …»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. «Кот в мешке»

Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка.

Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
Для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. «Покорми Мишку»:

Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки».

2. «Достань игрушку»:

Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее. использовав в качестве вспомогательного средства банкетку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать. чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются. Затем педагог уточняет действия: Если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку».
Для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
Для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:


- Слива, яблоко …

- Береза, сосна …

- Кукла, мишка …

- Илья, Маша …

2. «Расскажи по картинкам»

Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.
Задание 2. Составьте конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие любой психической функции, используя дидактические игры и упражнения из задания 1. 
Конспект психокоррекционного занятия на развитие зрительной функции «Расскажем Красной Шапочке, кто живет в лесу»

Форма занятия: групповая

Возрастная группа (класс): средняя группа (4-5 лет)

Продолжительность занятия: 20 мин

Тема занятия: «Расскажем Красной Шапочке, кто живет в лесу»

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия.

Тип занятия: комбинированное

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития зрительного восприятия.

Задачи занятия:

Образовательные:

1. Закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении и назывании частей тела диких животных.

2. Учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве.

Развивающие:

1. Развивать зрительное и слуховое внимание в игровых упражнениях.

Коррекционные:

1. Развивать ориентировку в пространстве;

2. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

2. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

-умение ориентироваться в пространстве.

Планируемые результаты:

-усвоение данного материала (ориентирование по тексту)

-улучшение зрительного восприятия

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

Словарная работа.

Предметы: лиса, медведь, волк, заяц; голова, туловище, лапы, хвост, шерсть, уши.


Признаки: медвежья, заячья, волчья, лисья, овальный, треугольный, круглый, маленький, дикие.

Действия: охотятся, живут, строят, заботятся.

Оборудование:

Демонстрационный материал: книга «Красная Шапочка».

Раздаточный материал: объемные игрушки диких животных; геометрические формы для игры «Составь картинку» и образцы для выкладывания; карточки с силуэтными изображениями диких животных для игры «Чего не хватает?».

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

2. Дидактические упражнения «Прозрачные картинки»«У кого кто?».
Ход занятия.

1.Организационный этап (вводный).

Педагог демонстрирует книгу Ш. Перро «Красная Шапочка».

— Красная Шапочка встречала в лесу разных зверей, а каких — вы узнаете, если отгадаете ее загадки.

2.Основной этап.

Дидактическое упражнение «Кто от животного слева, кто справа».

Педагог называет каждому ребенку по очереди животного. А ребенок называет, какое животное находится справа, слева от названной игрушки.

— Назови, между какими игрушками стоит твое животное. Расставь животных по высоте.

Педагог предлагает рассмотреть игрушки и назвать, какие части тела есть у животных.

— У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие ушки,

маленький хвостик.

Дети показывают и называют форму туловища, головы, лап, ушей.

Дидактическая игра «Составь картинку».

Педагог выдает каждому ребенку карточку с изображением зверя из геометрических форм и фигуры для выкладывания изображения по образцу.

Физкультурная минутка. «Знакомство с лесными жителями».

Дети выполняют движения согласно тексту.

У нас славная осанка: Мы свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как серый волк-волчище, И как заинька-трусишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Дидактическая игра «Чего не хватает?».

Педагог предлагает рассмотреть силуэтные изображения диких животных, назвать их, дорисовать ту часть,