ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя школа №70» города Ульяновска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Роль СМИ в политике»
по дисциплине
«Обществознание»
Обучающийся: Филиппова Елена Юрьевна
Класс: 10-11А
Руководитель проекта: Бабушкина М.О.
Консультанты проекта: Кузнецова Ю.А, Чекушкин В.С
Ульяновск 2023 г.
Паспорт проекта
1. Тема: Роль СМИ в политике
2. Автор: Филиппова Елена Юрьевна
3. Класс: 10 – 11 А
4. Руководитель: Бабушкина Мария Олеговна
5. Консультанты: Чекушкин Василий Сергеевич, Кузнецова Юлия Анатольевна
6. Заказчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школы 70. Город Ульяновск.
7. Аннотация: На примере данной работы можно понять основные принципы и различия в основных направлениях СМИ. Проект определён на положительные и отрицательные стороны влияния СМИ на политику. Также подробно рассмотрены виды и функции СМИ, изучены методы влияния СМИ на общественное сознание, с помощью анализа результатов.
8. Учебный предмет: Обществознание
9. Тип: Информационно – исследовательский
10. Предполагаемый возраст: Ученики 9-11 классов
11. Проблема: Выявить степень влияния СМИ на политику
12. Задачи:
1.Проанализировать виды и функции СМИ;
2.Изучить методы влияния СМИ на политику;
3.Рассмотреть сущность политики и место в нём СМИ;
4. Узнать характер информации, распространяемый СМИ;
5. Определить какие СМИ принимали участие на выборах
13. Оборудование: Отсутствует
14. Продукт: Информационная статья
15. Объект: СМИ
16. Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно чётко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойдёнными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
17. Этапы работы:
1. Организованный этап: знакомство с темой исследования, постановка целей и задач, определение методов.
2. Планирование работы: отбор источников информации, планирование деятельности, выбор презентации.
3. Поисково-информационная деятельность: поиск, отбор и изучение научной
литературы.
4. Систематизация собранной информации.
Введение
СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Сопряжение СМИ и политики становится значимым фактором протекания и развития политического процесса, участия в нём граждан, порождает измерение самой политики. Активная роль СМИ в политике связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Исходным моментом этого процесса являются изготовление и отбор распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают агенты политики, во многом зависят их последующие действия. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического мира. Целью моего проекта является исследование воздействия электронных и печатных СМИ на политические процессы. В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) .
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.
В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:
-
интернет (блоги, социальные сети, сайты); -
печатные издания (газеты, журналы, книги);
радио (прямой эфир, новости); -
телевидение (телепередачи, реклама); -
видео (художественные и документальные фильмы);
Глава 1
Сущность и особенности СМИ в современном политическом обществе.
Средства массовой информации как социальный институт выступают для населения основным агентом производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации. Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений - школ, институтов и т.д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.
Образовательная роль средств массовой информации тесно связана с функцией социализации.
Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.
Их контрольная функция основывается на общественном мнении. В отличие от государственных и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации
особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля.
Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.
Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими инструментами: партиями и группами интересов. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.
Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.
Круг политических функций средств массовой информации не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная - проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.
Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.
В некоторых случаях актуализация массового сознания в виде общественного мнения может дезорганизовывать процесс политического управления. Когда те или иные политические идеи закреплены в массовом сознании, существуют в истинных, позитивных стереотипах, средства массовой информации способны достичь нужного результата, не обращаясь к общественному мнению. Иное дело, когда радио, печать, телевидение обращены на новые проблемы, когда рождаются конфликтные ситуации, касающиеся миллионов людей.
Общественное мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.
Формирование общественного мнения происходили по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».
Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и, как правило, это им удается.
В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.
Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.
Характеристика СМИ
СМИ – эта аббревиатура расшифровывается как Средства Массовой Информации. Понятие СМИ или масс-медиа означает организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование печатных, аудио, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.
Простыми словами СМИ – это газеты, журналы, телеканалы и радиоканалы, видеопрограммы, цифровые издания, а также другие средства распространения информации в обществе.
Наличие возможности выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ называют «средства массовой коммуникации».
Согласно российскому законодательству, СМИ имеют следующие признаки:
-Массовость (Применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
-Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.