Файл: Роль сми в политике по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять материалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил пока нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.


Средства массовой информации в Российском обществе

Ситуация в России развивалась неравномерно, и можно в самом грубом виде определить несколько этапов этого развития.

Первые три года были заняты освобождением от старых традиций и форм. Печать, которая была орудием партии, после распада советской системы и запрещения КПСС стала свободной от внешнего давления. Этот период ознаменовался становлением нового журнализма и новой журналистики, основанной на плюрализме и независимости от государства.

Здесь можно выделить две модели журналистики. Первая — перестроечная, связанная, прежде всего с именем первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачева. В перестройку советская печать стала инструментом критики бюрократии, командно-административной системы, инструментом демократизации. Журналисты думали и писали свободно. Но вместе с тем сохранялась руководящая роль партии, и печать способствовала осуществлению демократизации сверху. Это была инструментальная модель журналистики; она отличалась от советской модели тем, что в руках Горбачева и его сторонников она выступала инструментом демократизации, но все-таки под управлением партии и государственников.

За этим последовало принятие 12 июня 1990 г. Закона о печати, а затем, после неудавшегося августовского путча, коммунистическая партия была запрещена, и печать компартии, как и других общественных организаций, перешла в руки журналистов. Воз никла новая модель журналистики: печать стала считать себя «четвертой властью». Журналистика противопоставила себя государству; она добивалась и добилась независимости от государственных структур.

В 1991—1993 гг. журналистика пережила «золотой век» свободы, который завершился, однако, по экономическим причинам. Экономические реформы оказались очень трудным испытанием для прессы. Монопольные цены на бумагу, распространение, полиграфию резко увеличили расходы и сделали прессу практически нерентабельной или малорентабельной. Цены на газеты выросли, | тиражи газет и журналов упали. Пресса стала плюралистичной и горизонтальной. Исчезла вертикаль, пирамида, на верху которой был печатный орган ЦК КПСС «Правда», а в самом низу —- районные газеты. Теперь каждая газета считала себя главной и не подчинялась чьим-либо прямым директивным указаниям. По данным на июль 2010 года, в России зарегистрировано более 93 тыс. СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 % — это «негосударственные СМИ».


Количество зарегистрированных СМИ в 2018 году составляло 72065 наименований, в третьем квартале 2020 года — 65001. С 2018 по 2020 годы общее количество зарегистрированных средств массовой информации уменьшилось на 10 %. При этом в период с 2018 по 2020 годы регистрируется больше двух тысяч новых изданий в год. Так, в 2018 году было зарегистрировано 2184 новых СМИ, в 2019—2245].

На конец 2020 года в России общее количество зарегистрированных СМИ составляло 62 237 наименований. Из них 39 794 — периодические печатные издания, 21 351 — электронные издания и 1092 — информационные агентства[4].

По данным Роскомнадзора за 2021 год было зарегистрировано 2837 новых СМИ, исключено из реестра 3749. Общее количество СМИ на конец отчетного периода составило 60353[5].

С 2013 по 2020 годы количество официально зарегистрированных СМИ России сократилось на 27 % — с 89 тысяч в 2013 году до 67,3 тысяч по итогам 2020 года.


















Методы влияния СМИ

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникалъная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Как правило, средства массовой информации (СМИ) разделяют на два типа: электронные (или телерадиовещательные) и печатные.

К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Электронные СМИ более оперативны, в них существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Недостаток электронных СМИ - привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государством, чем печатные СМИ. Хотя телевизионные сети, как частные, так и государственные, как правило, вещают на определенную страну, их влияние часто распространяется далеко за ее пределами.

Иногда к электронным СМИ относят также интернет- газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по

способу подачи информации, и особенно по способу её восприятия, ближе всё- таки к печатным СМИ: они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельную группу СМИ.

К печатным относят те СМИ, которые производят при помощи печатного станка - газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества: к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. В отличие от электронных СМИ, печатные требуют грамотности от тех, кому они адресованы, но текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

Методы влияния СМИ на человеческое сознание. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Стереотип - принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

Много психологических исследований посвящено формированию у людей стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».


Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушение - это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.

Находясь под внушением, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике - создание информационного резонанса. Когда информационное сообщение вызывает большой информационный (общественный) резонанс, это означает, что последовала масса разносторонних комментариев, опубликованных в различных СМИ и содержащих разные, в том числе, и противоположные, оценки. Информационная тема, вызвавшая резонанс, не просто привлекла внимание СМИ и их аудитории, она превратилась в доминирующую тему.

Информационный (общественный) резонанс (фр. resonanse, от лат. resono - откликаюсь) - одновременное повышенное искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием других событий, имеющих равную информативную значимость.


Информационный резонанс применяется как инструмент для эффективной манипуляции общественным мнением. Будучи искусственно созданным, информационный резонанс выдаётся за проявление коллективной воли общества и используется заинтересованными лицами. Как правило для формирования «нужного» общественного мнения, внедрения в общественное сознание под видом объективной информации желательного для указанных лиц содержания. Информационный резонанс может использоваться теми или иными группами для давления на судебные органы, исполнительную и законодательную власть, правительство, общественные организации и политические партии. При создании нужного общественного мнения, средства массовой информации апеллируют к человеческим эмоциям, замалчивают «неудобные» детали того или иного события, подчёркивают нужные им обстоятельства, преувеличивая реальные масштабы того или иного происшествия.

Признаками информационного резонанса являются:

- появление большого количества разнородных комментариев, то есть комментариев, опубликованных в разных СМИ и содержащих различные, в том числе, и противоположные оценки, выводы и прогнозы;

- публикация относительно большого числа статей, связанных с резонирующим информационным сообщением, и соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей и аналитических телепрограммах;

- увеличение объема статей, связанных с резонирующим сообщением, и хронометража соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей;

- публикация такого рода статей на первых полосах газет, а соответствующих сюжетов - в начале выпусков теленовостей и аналитических телепрограмм;

- объявление соответствующих тем «темами дня (недели, месяца)»;

- публикация в газетах и журналах, а равно на сайтах в сети Интернет, заочных «круглых столов» и иных форм дискуссий по темам, связанным с резонирующим информационным сообщением;

- объявление тем, связанных с резонирующим информационным сообщением, темами телевизионных ток-шоу;

- проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, интерактивных опросов в ходе телевизионных программ, а также голосований на сайтах в сети Интернет;

- проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, социологических и рейтинговых исследований или опросов, имитирующих социологические и рейтинговые исследования, и публикация их результатов;

- публикация статей и телевизионных сюжетов, рассказывающих об истории тем и вопросов, связанных с резонирующим информационным сообщением, а равно статей и сюжетов, проводящих аналогию (осуществляющих противопоставление) с зарубежными странами;