Файл: История и методология научной агрономии Зачет с оценкой История развития опытного дела в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История и методология научной агрономии

Зачет с оценкой


  1. История развития опытного дела в России.

На рубеже XIX и XX веков в обществе уже сложилось устойчивое понимание, что между научной агрономией и с/х практикой должно существовать звено, связывающее их друг с другом.Таким звеном являются с/х опытные и показательные учреждения. С/х опытные учреждения в России первоначально возникали в качестве учебно-вспомогательных учреждений при высших с/х учебных заведениях. Эпохой оживления опытного дела является период с 1894 по 1901 год. В этот период деятельность правительства по устройству опытных учреждений и содействию в этом деле земствам, обществам и частным лицам получила заметное развитие. Способствовали этому оживлению ряд обстоятельств. Неурожай 1891 года вызвал усиленный интерес к агрономическим вопросам. Отчасти под влиянием его Министерство Государственных Имущества преобразовано было в Министерство Земледелия и Государственных Имуществ, а последнему было поставлено в прямую задачу развить наше с/х опытное дело. Во главе ведомства были поставлены А. С. Ермолов, П. А. Костычев И. А. Стебут (Председателем Ученого Комитета). Опытные учреждения России до 1910 года разрабатывали почти исключительно вопросы полевой культуры. Программой научной деятельности их было производство полевых опытов на своем участке, организация коллективных опытов, работы по селекции, специальные культуры. 

  1. Научный эксперимент. Виды научных исследований в агрономии.

Научная агрономия использует в своих целях разнообразные методы исследования. Для проведения научных исследований в агрономии используется вегетационные и полевые опыты.В вегетационных опытах растения выращивают в специальных вегетационных сосудов из стекла, глины, в искусственной, но агрономически обоснованной обстановке.Полевой опыт используется на полевых условиях. Особенность полевого опыта состоит в том, что культурное растение изучается вместе со всей совокупностью почвенных, климатических, агротехнических условий. Полевой опыт количественно оценивает агротехнический и экономический эффекты нового способа возделывания растений с тем, чтобы в дальнейшее передавать в производство. Для проведения этих опытов проводятся общепринятые исследования - наблюдение и эксперимент (опыт).Наблюдение - часть агрономического исследования. Регулярно ведут наблюдения за температурой воздуха и почв, выпадением осадков, влажностью воздуха и т. д. При выполнении агрономических опытов проводят наблюдения за наличием в почве питательных веществ, влаги, наступлением и окончанием фаз развития и формирование участка.
Эксперимент - уже исследователь проводит конкретно поставленные перед собой исследование полевых условиях.


  1. Приемы и методы исследований в научной агрономии.

К основным методам агрономического исследования относятся лабораторный, вегетационный, лизиметрический, и полевой, которые в сочетании с наблюдениями за растениями и условиями внешней среды представляют важнейшие инструменты научной агрономии.

Лабораторный эксперимент – исследование, осуществляемое в лабораторной обстановке с целью установления действия и взаимодействия факторов на изучаемые объекты. Они углубляют исследование и дают возможность полнее разрешить изучаемые вопросы.

Вегетационный метод. Сущность вегетационного метода состоит в том, что растения выращивают в сосудах, сделанных из материала, не влияющего на реакцию субстрата, в котором выращивают растения. Чаще всего применяют стеклянные сосуды, а также из оцинкованного железа или глиняные вазоны. Различают три основных вида вегетационных опытов:

1) водные культуры – в качестве среды используют воду,2) песчаные культуры, где средой является песок,3) почвенная культура – в качестве среды берут почву.

Лизиметрический эксперимент – исследование жизни растений и динамики почвенных процессов в специальных сосудах, позволяющих учитывать передвижение и баланс влаги и питательных веществ, определение транспирационных коэффициентов в естественных условиях. Лизиметрический метод отличается от вегетационного тем, что исследование жизни растения и свойств почвы проводят в поле, в специальных лизиметрах, где почва отгорожена со всех сторон от окружающей почвы и подпочвы. В лизиметрах значительно легче учитывать влагу, питательные вещества в почве и растениях.

Полевой опыт - является методом исследования жизни растения в природной (полевой) обстановке на специально выделяемом участке, в целях установления количественного воздействия условий и приемов возделывания на урожай сельскохозяйственных культур.


  1. Полевой опыт – сущность и отличие его от других специфических методов исследований в агрономии.

Полевые опыты делятся на две большие группы: 1) агротехнические; 2) опыты по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.

Основная задача агротехнических опытов — сравнительная объективная оценка действия различных факто­ров жизни, условий, приемов возделывания или их со­четаний на урожай сельскохозяйственных культур и его качество.



К этой группе относятся, например, полевые опыты по изучению обработки почвы, предшественников, удобрений, способов борьбы с сорняками, болезнями и вредителями, норм и сроков посева и т. д.

Опыты по сортоиспытанию, где сравниваются при одинаковых условиях генетически различные растения, служат для объективной оценки сортов и гибридов сель­скохозяйственных культур. На основании этих опытов наиболее урожайные, ценные по качеству и устойчивые сорта и гибриды районируют и внедряют в сельскохозяйственное производство.


  1. Особенности условий проведения полевого опыта. Виды варьирования плодородия почв.

Структура полевого эксперимента в значительной степени определяется закономерностями территориального варьирования пестроты почвенного плодородия. В сложной полевой обстановке природные факторы и хозяйственная деятельность человека создали такое территориальное варьирование плодородия почвы, которое проявляется на культурных растениях двояко – в виде закономерной и случайной изменчивости урожайности делянок дробного учета. Состояние почвенного плодородия и его пестроту изучают при помощи рекогносцировочного (разведывательного) посева и дробным учетом.


  1. Виды полевых опытов. Роль длительных полевых опытов в агрономии.

Различают несколько видов полевого опыта в зависимости от места проведения, цели опыта, количества изучаемых в нем факторов, его длительности, охвата объектов и числа опытов.

По месту проведения и цели полевые опыты подразделяются на стационарные и производственные.

Стационарные опыты проводятся в основном на постоянных, специально приспособленных участках, на опытных полях или опытных станциях. Цель этих опытов – сравнительное изучение влияния различных условий, факторов жизни растений, приемов возделывания, в том числе применения удобрений, на величину и качество урожая сельскохозяйственных культур. Выводы таких опытов предназначаются для определенной почвенно-климатической зоны.

Производственные опыты проводятся непосредственно в хозяйствах. Цель полевых производственных опытов – проверка и уточнение результатов, полученных ранее в стационарных опытах. Эти опыты особенно важны для экономической и организационно-хозяйственной оценки разработанных приемов.


В зависимости от количества изучаемых в полевом опыте приемов, факторов различают опыты однофакторные и многофакторные.

К однофакторным относят опыты, в которых изучается действие какого-либо приема, на одном неизменном агротехническом фоне.

Многофакторными являются опыты, в которых одновременно исследуется влияние двух или нескольких приемов на урожай растений.

В зависимости от длительности наблюдений за действием изучаемых агротехнических приемов различают однолетние и многолетние полевые опыты.

Однолетние – опыты, в которых действие изучаемого фактора учитывается только на ту культуру, на которую оно направлено. Для получения достоверных средних данных опыты по одной теме и схеме с одной и той же культурой проводят не менее 3 - 4 лет.

В многолетних опытах действие изучаемых факторов изучается в течение ряда лет на нескольких следующих одна за другой культурах. Многолетние опыты, как правило, ведутся в севооборотах.

По охвату объектов полевые опыты могут быть единичными и массовыми

Единичные полевые опыты закладываются в отдельных пунктах, независимо друг от друга, по различным схемам. К ним относится большинство стационарных опытов, а также многолетние многофакторные опыты.

Массовые полевые опыты проводятся одновременно в нескольких пунктах по одной теме и общей схеме, что позволяет обобщать их результаты. К массовым полевым опытам относятся также географическая сеть полевых опытов, которые проводят в различных географических пунктах, отличающихся по почвенным и климатическим условиям, по единому научно-методическому плану.


  1. Основные методические требования, предъявляемые к опыту

 Полевой участок перед закладкой опытов должен быть изучен в отношении:

а) его истории,

б) рельефа,

в) пестроты почвенного плодородия,

в) растительности и засоренности.

При изучении истории участка необходимо выяснить все то, что предшествовало моменту изучения и закладке опыта, т.е. какими культурами он был засеян в течение последних 4-5 лет, какие предшественники, обработку почвы, удобрения и в каких дозах вносились на различные его части. Особенно следует учитывать те факторы, которые в сильной степени нарушают однородность участка – засыпанные ямы, канавы, остатки строений, стоянки скота, старые грунтовые дороги.

  1. История развития научной агрономии (Науки Земледелия).

Агрономия в России, как и в других странах, прошла длительный путь развития.


Большая роль в становлении отечественной агрономии принадлежит М. В. Ломоносову, который в своих трудах развивал прогрессивные агрономические идеи, настойчиво добивался развития агрокультуры, постановки опытов, изучения сельского хозяйства России.

Организованное в 1765 г. «Вольное экономическое общество» сыграло большую роль в развитии отечественной агрономии.

Значительное влияние на русскую агрономию оказали труды и практическая деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, которые подвергли критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия.

Болотов предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив площадь под паром и заняв три поля травами.

Комов первым из русских учёных обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов, и заменой пара пропашными культурами.

В 1-й половине 19 века значительный вклад в русскую агрономии внёс М. Г. Павлов, в трудах которого были заложены научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений, применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной системе земледелия).

Павлов придавал большое значение практике, считая, что именно она является приведением теории в действие.


  1. Возникновение научной агрономии.


Начало формирования агрономии как науки связано с именем А.В. Советова (1826-1901). При нем осуществилась дифференциация агро­номии на почвоведение, агрохимию, растениеводство и селекцию. Основной чертой научной агрономии этого периода является расцвет теоретической мысли. Под влиянием А.В. Советова ученые-агрономы 60-х гг. перестают быть энциклопедистами и направляют свои усилия на разработку специали­зированных разделов земледелия.

В 1846 г. А. В. Советов окончил духовную семинарию, и его направили в Горы Го-рецкий земледельческий институт. После окончания его он должен был возвратиться в семинарию и возглавить там кафедру сельского хозяйства и естественных наук. Но бу­дущий великий агроном добился отчисления из духовного ведомства. Он совершил поездки внутри страны, затем изучал сельское хозяйство в Германии, Чехии, Бельгии, Голландии, Дании, Венгрии. В 1858 г., вернувшись в земледельческий институт, он стал руководите­лем кафедры сельскохозяйственной технологии здесь, а затем в Петербургском универ­ситете.