Файл: История и методология научной агрономии Зачет с оценкой История развития опытного дела в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При получении нового знания используют различные методы (Слайд 5) исследований, которые выстраивают в уровни.

Традиционные исследования начинались на эмпирическом уровне (слайд 6). Как и естествоиспытатели, исследователи агрономы использовали метод наблюдения, в процессе которого изучаемый объект (культурное растение) подвергали опробованию. К примеру, измеряли высоту, массу, подсчитывали количество пораженных, больных, анализировали состав и

 

Слайд 6

т. п. Но на этом уровне исследователи не изменяли природу объекта релевантно математической модели, что является обязательным признаком экспериментально-теоретического уровня.

Понятно, что анкетный опрос не используется агрономией и приведен для понимания особенностей и отличий агрономии от наук гуманитарной направленности.



  1. Сравнительные исследования на частотном уровне.


Методология сравнительных исследований

Методология сравнительных исследований. Модель частотного распределения как базовая характеристика для статистического описания объекта сравнительных исследований. Интерпретация эмпирических распределений. Примеры ассиметричных распределений с отрицательной областью доверительного интервала. Использование гамма-распределения для аппроксимации объектов с асимметрией признаков. Объяснительные сравнительные исследования. Сравнительные исследования на частотном уровне. Сравнение развернутое и локальное. Понятие о самосравнении. Планирование парных сравнительных исследовании количественных и качественных признаков на основе статистических моделей – доверительного интервала и критерия T, дисперсионной модели. Условия применимости. Примеры реализации технологии планирования с использованием EXEL и Statistica.  Понятие о многомерных сравнениях . Автоматическая классификация объектов (кластерный анализ) и его реализация на программном комплексе Straz и Statistica.


  1. Понятие о научной проблеме и обосновании ее методов решения.


Научная проблема — это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.

Для того, чтобы познать научную проблему, необходимо провести научное исследование. Научные исследования проводятся прежде всего в интересах практики и дальнейшего развития теории.


Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем.

Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два основных этапа движения познания — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.


  1. Современные научные проблемы земледелия.


Современная система земледелия должна обеспечивать защиту почвы от водной эрозии и дефляции, успешное регулирование водного режима, экологическую безопасность и охрану окружающей среды (водоемов, лесов и др.) от загрязнения пестицидами и минеральными удобрениями, создание благоприятных условий для роста и развития сельскохозяйственных культур, труда и жизни человека.

Отличительной особенностью современной системы земледелия является агроландшафтный подход к их разработке и совершенствованию. Это значит, что они должны быть хорошо адаптированы к местным ландшафтам, отвечать требованиям экологической чистоты и создавать предпосылки для рационального использования земли и повышения почвенного плодородия, получения высоких и устойчивых урожаев.


  1. Формулирование научной гипотезы исследования.


Выполнить научное исследование – значит добиться чего-то нового, совершить определенный прорыв или улучшить ситуацию в науке или отрасли. Одним из важнейших постулатов любого проекта является выдвижение гипотезы, идеи или предположения автора, которое будет находить свое доказательство или опровержение на протяжении всей работы. Далеко не каждому исследователю удается грамотно, кратко и емко подчеркнуть свою концепцию, отметить ее новизну и значимость. Без данного параметра ни одна научная работа не будет допущена к защите и публикации, так как без гипотезы – нет смысла. Анализ ситуации и проблемы можно провести в обычной курсовой работе. Сегодня эксперты DissHelp поделятся с Вами секретами правильной формулировки гипотезы научного исследования. СОДЕРЖАНИЕ Этапы формулирования гипотезы научного исследования Этап №1. Подготовка замысла и гипотезы. Этап №2. Предварительная формулировка гипотезы. Этап №3. Выдвижение гипотезы в научной работе.





  1. Наука и её роль в развитии общества


Понятие «наука» имеет несколько основных значений:

- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности;

- наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний;

- термин "наука" употребляется для обозначения отдельных отраслей научного

знания;

- науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не

во все времена и не у всех народов.

Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

К основным задачам науки можно отнести:

- открытие законов движения природы, общества, мышления и познания;

- сбор, анализ, обобщение фактов;

- систематизация полученных знаний;

- объяснение сущности явлений и процессов;

- прогнозирование событий, явлений и процессов;

- установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это необходимый материал для ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.


21 научное исследование и его этапы

Научное исследование – целенаправленное позна-ние действительности, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, процесс выработ-ки новых научных знаний является одним из видов познава-тельной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью

Этапы научного исследования:

Постановка проблемы, формулирование -темы, целей и задач исследования.

Выдвижение гипотез.

Планирование эксперимента, выбор методики.

Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.

Обработка полученных результатов.

Анализ полученных результатов.

Многократное повторение эксперимента для достоверности

Формулировка выводов.

22 методологические основы научного знания

Методологические основы научного знания


Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Методология научного познания – это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Познание – это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации. Это специфическая форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».

Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой – выступает как владение ими и умение действовать на их основе.

Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

По генезису (происхождению) и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственный языки.

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Кроме научного познания, существуют также вненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым
 – обыденное познание.

23 научная информация поиск накопление обработка

Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Из определения вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая удовлетворяет нескольким серьезным требованиям.

Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и, ­следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания.

Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. Например, совокупность данных о температуре в различных точках нашей страны, не будет еще научной информацией. Информация будет научной в том случае, когда между данными будет установлена связь. При этом надо учитывать и третье условие отнесения той или иной информации к научной. Она должна адекватно отображать объективный мир.

Однако выполнения этих условий не достаточно. Чтобы информация считалась научной, она должна удовлетворять еще одному, четвертому условию: она должна непременно использоваться в общественно-исторической практике. Именно поэтому к научной информации не могут быть отнесены научно-фантастические литературные произведения. Не может считаться научной адекватная и логически обработанная информация, полученная кем-то в результате многолетних наблюдений за погодой только с той целью, чтобы ­выбрать себе наиболее подходящее время для отпуска. Этот пример показывает, что не всякое использование информации делает ее научной.