Файл: Основные элементы структуры общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  1. удовлетворение потребностей общества;

  2. регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные общности, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

  • идеологические обоснования деятельности социального института;

  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.


3.2 Основные социальные институты и их функции
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).


Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще-культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и прочие.

Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Заключение

В ходе работы было выявлено значение социальной структуры общества, рассмотрены взгляды на социальную структуру в разные эпохи, изучена градация социальных общностей и групп, и проанализированы виды социальных институтов.



Таким образом, краткий анализ различных теорий социальной структуры показывает, что проблема социальной структуры сложна и многоаспектна. Общество как целостное социальное образование представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели и задачи. Они принадлежат к определенным классам, слоям, группам, кастам и т. д. У них разные интересы и влечения, и чтобы общество развивалось стабильно и без социальных катаклизмов, необходимо знать, какие классы, слои, группы составляют его структуру, каков их жизненный уровень и т. д. Поэтому анализ социальной структуры всегда будет представлять интерес с точки зрения не только теории, но и практики.

Список литературы

  1. Добреньков, В. И. История западной социологии (20–60-е гг. ХХ в.) [Электронный ресурс] : учебник / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. – М. : Акад. Проект : Альма Матер, 2012. - 608 с.

  2. История теоретической социологии : в 5 т. / отв. ред., сост. Ю. Н. Давыдов. - М. : Магистр, 1997. - Т. 2 : Социология ХIХ века. Профессионализация социально-научного знания. - 447 с.

  3. Масионис Дж. Социология = Sociology. — 9-е изд. — СПб.: Питер; 2004. — 752 с. — 4000 экз. — ISBN 5-94723-659-4

  4. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Самогонова. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_структура


Коровина И.А. 15 апреля 2023

Рецензия 1

Дата получения

работы:_____________

Рецензия 2

Дата получения

работы:_____________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

Оценка:_____________

Баллы:_____________

Оценка:_____________

Баллы:_____________

Дата:

__________________

Подпись преподавателя:

_______________________

Дата:

________________

Подпись преподавателя:

_______________________







Рецензия 3

Дата получения

работы:_____________

Рецензия 4

Дата получения

работы:_____________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

___________________________________________

Оценка:_____________

Баллы:_____________

Оценка:_____________

Баллы:_____________

Дата:

__________________

Подпись преподавателя:

_______________________

Дата:

________________

Подпись преподавателя:

_______________________