Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
-
удовлетворение потребностей общества; -
регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).
Процесс удовлетворения потребностей может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.
Структуру социального института образуют:
-
социальные группы и социальные общности, призванные удовлетворять потребности групп, личности; -
совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; -
система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.); -
идеологические обоснования деятельности социального института; -
социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
3.2 Основные социальные институты и их функции
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще-культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и прочие.
Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
Общие функции:
-
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. -
Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. -
Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. -
Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
Заключение
В ходе работы было выявлено значение социальной структуры общества, рассмотрены взгляды на социальную структуру в разные эпохи, изучена градация социальных общностей и групп, и проанализированы виды социальных институтов.
Таким образом, краткий анализ различных теорий социальной структуры показывает, что проблема социальной структуры сложна и многоаспектна. Общество как целостное социальное образование представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели и задачи. Они принадлежат к определенным классам, слоям, группам, кастам и т. д. У них разные интересы и влечения, и чтобы общество развивалось стабильно и без социальных катаклизмов, необходимо знать, какие классы, слои, группы составляют его структуру, каков их жизненный уровень и т. д. Поэтому анализ социальной структуры всегда будет представлять интерес с точки зрения не только теории, но и практики.
Список литературы
-
Добреньков, В. И. История западной социологии (20–60-е гг. ХХ в.) [Электронный ресурс] : учебник / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. – М. : Акад. Проект : Альма Матер, 2012. - 608 с. -
История теоретической социологии : в 5 т. / отв. ред., сост. Ю. Н. Давыдов. - М. : Магистр, 1997. - Т. 2 : Социология ХIХ века. Профессионализация социально-научного знания. - 447 с. -
Масионис Дж. Социология = Sociology. — 9-е изд. — СПб.: Питер; 2004. — 752 с. — 4000 экз. — ISBN 5-94723-659-4 -
Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Самогонова. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с. -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_структура
Коровина И.А. 15 апреля 2023
Рецензия 1 | Дата получения работы:_____________ | Рецензия 2 | Дата получения работы:_____________ | |||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
Оценка:_____________ | Баллы:_____________ | Оценка:_____________ | Баллы:_____________ | |||
Дата: __________________ | Подпись преподавателя: _______________________ | Дата: ________________ | Подпись преподавателя: _______________________ | |||
| | |||||
Рецензия 3 | Дата получения работы:_____________ | Рецензия 4 | Дата получения работы:_____________ | |||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
№_________________________________________ ___________________________________________ | №_________________________________________ ___________________________________________ | |||||
Оценка:_____________ | Баллы:_____________ | Оценка:_____________ | Баллы:_____________ | |||
Дата: __________________ | Подпись преподавателя: _______________________ | Дата: ________________ | Подпись преподавателя: _______________________ |