Файл: Экономика организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

Институт менеджмента, экономики и агротехнологий

Кафедра экономики и бизнеса

Направление 38.03.01 Экономика, профиль: Экономическая безопасность, анализ и управление рисками

РЕФЕРАТ

Понятие предприятия, цель, задачи его деятельности

по дисциплине: «Экономика организации»
Выполнила:

Кулумаева Айана Витальевна

Группа: Э-11

Курс: 1

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Красовская Тамара Владимировна
Абакан 2023

Оглавление






Введение
Предприятие является основным и первичным звеном народнохозяйственного комплекса. Основным поскольку представляет собой производственный объект, где создаются материальные блага. Первичным, так как именно на нем происходит непосредственная связь работника со средствами производства и предметами труда, что обеспечивает создание продукции.

Предприятие является самостоятельным звеном экономической системы, так как действует на основе использования принадлежащего ему обособленного имущества. Оно от своего имени вступает в договорные отношения и принимает на себя соответствующие обязательства.

Термин «предприятие» используется применительно как к субъектам, так и объектам экономической деятельности. Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое лицо, поскольку имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом в суде.

Каждое предприятие производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, осуществляет определенную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом и состоит его главная цель (миссия).


Основной задачей предприятия в каждом случае является получение дохода за счет реализации произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) потребителям. На основе полученного дохода удовлетворяются социально-экономические потребности рабочей силы и владельцев методов производства.
Глава 1 Теоретическая сущность понятия «предприятие»
1.1 Понятие предприятия
Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. В какой бы плоскости ни рассматривать общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии и о какой-то комбинации предприятий.

Предприятие – первичное, основное звено общественного производства.

Почему следует такой вывод? Потому что именно на предприятии производят, транспортируют, реализуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного продукта. Производство, реализацию надо организовывать, причем так, чтобы получить прибыль. На эту цель направлена предпринимательская деятельность через создание предприятий.

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Как субъект, предприятие означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В данный комплекс входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия.

В составе этого имущества: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, либо его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания), а также другие исключительные права.



Кроме того, предприятие выступает в качестве объекта различных сделок. Чаще всего речь идет о его продаже, главным образом в связи с осуществленной приватизацией. Также предприятие является предметом залога. Оно может быть сдано в аренду, передано по наследству.

Предприятие (фирма) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли.

Выделим главное в определении предприятия:

1. самостоятельность;

2. получение прибыли.

Самостоятельность предприятия включает в себя два фактора. Первый - оперативно-хозяйственная самостоятельность. Второй - экономическая состоятельность.

Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат - стабильное финансовое положение - дают предприятию экономическую самостоятельность.

Существуют следующие общие характеристики организации. Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике.

Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
1.2 Признаки предприятий
Принято выделять шесть основных признаков организации:

1) Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.

2) Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.

3) Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.


4) Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.

5) Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

6) Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.
1.3 Основные цели деятельности предприятия

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На мой взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной задачей любого предприятия в условиях рынка признается обеспечение стабильной финансовой устойчивости в работе. Данная задача состоит не только в получении, а в устойчивом получении прибыли, однако добиться этого не так-то просто.

Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. В современных условиях перед предприятиями стоят иные цели и задачи, а получение прибыли находится не на первом месте. Руководители предприятий в большей степени озабочены проблемами реализации продукции, возможностью выплаты заработной платы работникам. Таким образом, можно выделить следующие основные цели предприятия:


1. Удовлетворение потребителей продукцией;

2. Получение дохода;

3. Обеспечение выплаты заработной платы работникам предприятия;

4. Максимальное избежание сокращения объемом производства и выручки предприятия;

5. Создание рабочих мест.

Для достижения поставленных целей предприятие должно решать целый ряд задач:

1. Выпуск продукции, соответствующей стандартам качества;

2. Рациональное использование производственных мощностей;

3. Разработка стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке;

4. Обеспечение конкурентоспособности;

5. Обеспечение благоприятных условий работникам;

6. Модернизация действующего оборудование и ликвидации физически и морально изношенного.

Целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы. При этом цели предприятия – переменная функция, изменяющая повремени, т.е. они могут меняться на некоторых промежутках деятельности. Например, главной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. Тогда достижение первого оно отодвинется на задний план, но в будущем, в случае успешно занятой позиции на рынке, будет в состоянии возместить недополученную прибыль.

Один из популярных немецких экономистов Г. Шмален выделяет следующие основные принципы управления предприятием:

1. Экономичность – сохранять все производственные ресурсы и не тратить их иррационально, соблюдение принципа минимизации (определенный результат при наименьших затратах) и максимизации (наибольший результат при заданном объеме затрат);

2. Финансовая устойчивость – вести свою трудовую и экономическую деятельность таким образом, чтобы в любой момент предприятие было в состоянии выплатить кредит;

3. Прибыль – следовать и рабочему графику и принимать управленческие решение так, чтобы все это положительно влияло на доход предприятия;

Таким образом, эффективность работы предприятия влияет огромное количество факторов, а именно:

1. Позитивные факторы – положительно влияют на деятельность предприятия (улучшение условий импорта сырья, экспорта товарной продукции зарубежным партнерам и потребителям);

2. Негативные факторы – отрицательности влияют на деятельность предприятия (выход из строя основного действующего оборудования, задержка сырья); 

3. Внутренние факторы – зависят от деятельности предприятия (моральное состояние коллектива, уровень его организации, качество выполнения работы на промышленном оборудовании, личность руководителя);