Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Институт экономики и права
Кафедра «Философия, история и культурология»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Философские проблемы науки и техники»
на тему: «Философские проблемы науки и техники»
Выполнил: ст. гр. ЗМ-311 Лапин И.А.
Проверил: доц. д/н Дарибазарон Э.Ч.
Улан-Удэ
2021
Содержание:
-
Введение -
Наука и техника как вид деятельности и социальный институт -
Место науки в системе культуры -
Роль науки в формировании картины мира -
Понятие технологии, логика ее развития. Социокультурное значение современной научно-технической революции -
Технологии как культурный феномен -
Человек и техномир -
Наука и техника -
Заключение
Введение
Наука - важнейший элемент духовной культуры людей. Традиционно принято делить всю доступную научную информацию на два больших раздела - естественнонаучный, в котором объединены знания об окружающей природе, и гуманитарный (от лат. Humanitas, природа человека), включающий знания о человеке, обществе и окружающей среде. духовная жизнь людей... Для естественных наук предметом исследования являются предметы, вещи природы, в области гуманитарных наук предметом исследования являются события, предметы.
Разница между естественнонаучным и гуманитарным знанием заключается в том, что естественнонаучное знание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, познаваемой человеческим субъектом), а гуманитарное знание связано прежде всего с самим субъектом. В природе действуют объективные, стихийные и независимые процессы, и в обществе ничего не происходит без осознанных целей, интересов и мотиваций.
Методы исследования в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных. В истории научного познания неоднократно предпринимались попытки целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, перенести естественнонаучные методы в гуманитарные. Подобные попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны гуманитариев, изучающих явления общественной жизни и духовной культуры. Часто такое сопротивление сопровождалось полным отказом от естественнонаучных методов познания для изучения социокультурных и гуманитарных процессов.
Возникновение новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследований, значительное влияние научно-технической революции способствовали снятию былого противостояния естествоиспытателей и гуманитариев в современной науке и использованию естественнонаучных методов гуманитарными науками и наоборот. В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие гуманитарные специалисты часто используют в своих исследованиях такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теория информации, математическое моделирование, теория самоорганизации и другие методы.
Таким образом, изучение основных понятий современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей представляется необходимым как для использования естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитарными дисциплинами, так и для того, чтобы иметь четкое представление о них. научная картина мира, разработанная современным естествознанием.
Наука и техника как вид деятельности и социальный институт
Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Следовательно, основная функция науки - развитие и теоретическая систематизация объективных знаний о бытии. Это система представлений о явлениях и законах материального мира и духовной деятельности людей, позволяющая предвидеть и преобразовывать действительность в интересах общества.
Итак, сказанное выше позволяет отметить, что наука ХХ века характеризуется прочной и тесной взаимосвязью с техникой, которая составляет основу современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями как главную культурную доминанту мира. Наша эра. Новый уровень взаимодействия науки и техники привел к тому, что новая технология возникла как побочный продукт фундаментальных исследований, привел к формированию различных технических теорий. Несомненно, без развития науки и техники прогресс самого человечества невозможен. Развитие науки и техники также является непременным и непременным условием прогресса культуры. В условиях преобладающего развития науки и техники на современном этапе следует обратить особое внимание на то, что необходимо разумно регулировать тенденцию абсолютизировать роль и значение технического образа мышления, поскольку истинное развитие культуры возможна только на основе гармоничного соотношения ее компонентов. Гармония же предполагает сохранение специфических характеристик всех компонентов культуры и исключает переоценку или недооценку роли и значения того или иного элемента. Мы, конечно, не должны закрывать глаза на то, что с ростом мощности технологий увеличивается и благосостояние людей, и опасность для их существования. Таким образом, культурные аспекты любого развития, в том числе научно-технического, подразумевают его оценку, соотнесение с высокими гуманистическими, общечеловеческими ценностями. А это, в свою очередь, также означает, что центром всех изменений и преобразований, отправной точкой всего развития является человек.
Место науки в системе культуры
Цитируя Абая Кунанбаева: Науку не постигают, чтобы с ее помощью нажить богатство. Напротив, богатство должно служить развитию науки.
В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его влияние и взаимоотношения с окружающей природой определяются состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (культура) означает взращивание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура - это все, что, в отличие от того, что дано природой, создано человеком. Наука - одна из ветвей или ветвей культуры. Если в античности мистицизм занимал важное место в культурной системе, в античности - мифология, в средние века - религия, то можно утверждать, что влияние науки доминирует в современном обществе.
Наука - это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в котором знания о реальности развиваются и теоретически систематизируются на основе эмпирической проверки и математических доказательств.
Наука как явление многофункциональное:
-
отрасль культуры; -
способ познания мира; -
определенная система организации (академии, университеты, университеты, институты, лаборатории, научные общества и публикации).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.
Естественные, гуманитарные и математические науки считаются фундаментальными, а технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки - прикладными.
Задача фундаментальных наук - понять законы взаимодействия основных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
Ближайшая цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социальных и практических задач. Таким образом, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований в прикладных науках: микроэлектронике, робототехнике, информатике, биотехнологии, генетике и др. Эти направления, сохраняя прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом концепты. Понятие концепт (определенный способ интерпретации предмета, явления, процесса) происходит от латинского Conptio - понимание, система. Понятие, во-первых, это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, это единое определяющее понятие, ведущая мысль любого произведения, научного труда и т. д.
Роль науки в формировании картины мира
К концу двадцатого века стало очевидно, что человечество находится в кризисе. Люди сталкиваются с необходимостью самостоятельно определять характер своих отношений с природой и между собой. Ранее разработанные стандарты непригодны. Постепенно наметилась чрезвычайно важная тенденция: массовый поиск смысла жизни в творческой свободной деятельности личности.
Если, используя меткое выражение Ю. М. Лотман и Б.А. Успенский, мы определяем культуру как ненаследственную память коллектива, тогда наука, безусловно, может рассматриваться как его часть, а точнее, как подсистема с некоторой автономией. Но, рассматривая науку в контексте культуры, не следует забывать, что, несмотря на свой почтенный возраст, наука появилась не так давно в масштабе времени цивилизации, и ее заметное влияние на общество - уже достижение последней и полвека. Более того, не склонны ли мы преувеличивать значение науки для восприятия мира?
Наука - многогранное социальное явление, это система знаний о мире. Любые знания, в том числе научные, нужно рассматривать как отражение природы и общественной жизни. Объектом научного познания могут быть все без исключения процессии природы и общественной жизни. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, мораль, правовая идеология, где отображаются только социальные отношения.
Отдельные эмпирические знания, возникающие из практики, могут существовать без науки и вне ее. Наука дает знания не только об отдельных аспектах объектов и внешних связях между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Специфика науки состоит в том, что это высшее общение практики, способное охватить все явления действительности, дает истинное знание сущности явлений и процессов, законов природы и общества в абстрактно-логической форме.
Наука, являясь составной частью духовной жизни, также воплощается в материальной сфере. Это область как теоретической, так и практической деятельности.
Познавательную роль по отношению к явлениям общественной жизни играет не только наука, но и искусство. Но последняя отражает общее через индивидуальное, конкретное, а наука дает это в абстрактно-логической форме, через понятия, категории.
Невозможно заставить природу говорить то, что мы хотим услышать. Научное исследование - это не монолог. Задавая вопросы природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру такой захватывающей. Наука - это игра риска. Тем не менее науке удалось найти вопросы, на которые природа дает последовательные ответы. И как бы фрагментарно ни говорила природа в рамках отведенных ей экспериментов, сказав однажды, она не берет назад свои слова: природа никогда не лжет.
Наука возникает только на определенном этапе зрелости человека, и ее состояние может служить одним из основных индикаторов развития общества.
История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что такая амбициозная программа близка к завершению: перед глазами ученых открывался фундаментальный уровень, из которого можно было вывести все остальные свойства материи.
Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в целостную теоретическую систему Древней Греции, где появились мыслители, специально занимавшиеся наукой. В прошлом искусство задавать вопросы природе, способность задавать ей вопросы принимало множество различных форм. Шумеры, создавшие письменность, верили, что будущее запечатлено тайными буквами событий, происходящих вокруг нас в настоящем. Наука появляется одновременно с философией, когда миф становится бессильным объяснить мир.
Если для древних природа была источником мудрости, то средневековая природа говорила о Боге, наука пережила период застоя и выполняла объяснительную функцию в те дни.
С приходом техногенной цивилизации открывается новая глава в диалоге человека и природы. Наука начинает стремительно развиваться, все, набирая обороты и становясь средством и методом познания, изменения и преобразования природы, то есть наука становится инструментом производства.
Всю структуру науки можно свести к трем компонентам:
-
Эмпирические знания, полученные путем наблюдений и экспериментов. -
Теоретические знания, которые объясняют факты, раскрывают законы, сводя их в единую систему. -
Мировоззренческие философские основы и выводы, в которых теория продолжается и заканчивается. Чем выше степень универсальности, тем ближе эта теория к философии. Неудивительно, что важнейшие синтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером.