Файл: Философские проблемы науки и техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате наука, создаваемая сегодня, представляет собой волшебный кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы заглянуть в будущее. Часто технические модификации, переживаемые сегодня биологией и физикой, социологией и историей первобытного общества, и особенно философией, представляют собой оригинальные жесты современности. 

Таким образом, можно сделать вывод, что современная наука - действительно рецепт жизни. Наука в той или иной степени участвует во всех видах творчества, обслуживает все виды материальной и духовной деятельности людей, плодами которой пользуются все члены общества.  

Однако развитие науки - важная, но не единственная отрасль культурного прогресса. Другое, не менее важное - это развитие его гуманитарной отрасли, эстетической культуры и ее стержня - прежде всего искусства. 

Понятие технологии, логика ее развития. Социокультурное значение современной научно-технической революции   

Пожалуй, ни одно из явлений, окружающих человека на рубеже 20-го века, не вызывает такого противоречивого отношения к себе как к технике. Проблема развития технологий лежит в русле отношений между культурой и цивилизациями. Технологии - это материальный корпус культуры, наиболее характерный атрибут современной цивилизации, который называют техногенным.     

Непрерывный технический прогресс после промышленной революции, казалось, подтвердил рационалистическую идею господства человека над природой. Надежды на культурный, экономический и нравственный прогресс укреплялись с помощью науки и техники. Сегодня это убеждение оспаривается. Растут опасения и нападки на технологии, которые в наше время стали рассматриваться как источник всех проблем.    

Осознание этой опасности связано с тем, что непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой технология, становится все более сложной. Масштабы его развития привели к возникновению особого технического мира, сложность которого превосходит контролирующие возможности человека. Раскрытие потенциала технологий, которое является глубоким и поразительным по своим последствиям, затрагивает все аспекты социальной жизни; значительные трансформации наблюдаются во всей структуре современной культуры. Столь стремительное развитие технологий как фактора социокультурных трансформаций актуализирует целый комплекс мировоззренческих проблем.   


В конце XIX века философия техники ставила ряд вопросов, и сегодня она является предметом острой философской рефлексии: каковы формы влияния техники на человеческое существование и есть ли пределы этому влиянию? В чем выражается его социальная обусловленность и как преодолеть те непредсказуемые последствия, которые научно-технический прогресс несет человечеству.   

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать сущность технологии, выяснить ее онтологический статус, исследовать ее генезис, этапы и тенденции развития. 

Что такое технология? 

Методика считается:

Технологии как культурный феномен

  • как совокупность рукотворных устройств, машин, механизмов, устройств и т. д., а также различные виды деятельности по созданию этих устройств: от научно-технических исследований и проектирования до их изготовления и эксплуатации;    

  • как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических, научно-технических и системно-технических;    

  • в более широком смысле они говорят о технике как об определенном навыке, например, о технике мышления, о технике руководства людьми и государством, о технике рисования, рисования, игры на пианино и т. д. В этом смысле технология охватывает всю человеческую вселенную, начиная от неорганической, через органическую и заканчивая психически духовными сферами бытия и взаимоотношений между людьми.  

Технология - это явление, обеспечивающее взаимодействие общества и природы, это результат встречи человеческого духа с природой. Технология - это часть природы, преобразованная человеком, и в этом смысле она искусственна и принадлежит не природе, а человеку. Однако использование техники предполагает воздействие на природу и ее активное преобразование: человек формирует и изменяет неорганическую и органическую природу, в том числе свою психическую и духовную природу, по известным законам и в соответствии со своими целями.          

Чтобы понять суть феномена техники в культурном аспекте, желательно совершить исторический экскурс, увидеть, как развивались технологии, как менялись ее смысловые характеристики. Эта техника возникла с появлением Homo sapiens и прошла в своем развитии следующие этапы :      



  • инструментальный, для которого ранее было характерно использование ручного инструмента, который служил продолжением и укреплением руки человека, а технологический процесс полностью зависел от человека, от его творческих способностей и новаторства;    

  • этап возникновения машинного труда, когда, производя, человек дополняет технологический процесс, становится рядом с машиной одним из его элементов, при этом важно, чтобы центр тяжести технологического процесса постепенно смещался к машине;      

  • этап автоматизации труда, когда труд не ограничен физическими или физиологическими возможностями человека;    

  • появление информационных систем нового типа, роботизация производства, комплексная автоматизация целых технологических процессов, в результате чего уже заменяются некоторые функции человеческого интеллекта.        

По мере развития техники менялось и ее соотношение с научно-техническими знаниями. Итак, на самых ранних этапах развития общества технические были тесно связаны с магическим действием и мифологическим мировоззрением. В древности понятие техне охватывало технологию, технические знания и искусство, но еще не содержало теории. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционные знания, которые держались в секрете и менялись очень медленно. Но уже в эпоху Возрождения сформировалась практически ориентированная теория, одновременно сформировался идеал универсально развитой личности ученого и инженера, который при этом много знал и много умел. В культуре New Age наблюдается еще одна тенденция: специализация и выделение определенных сторон и аспектов предмета исследования изучаются экспериментально и математическими средствами. Формируются идеалы новой науки, способной решать инженерные задачи теоретическими средствами, и новой технологии, основанной на науке. Дисциплинарная организация науки и техники в социальном плане была связана со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.              

Одна из фундаментальных социокультурных особенностей технологий заключается в том, что они действуют как средство преобразования окружающей среды. Эта черта нашла отражение в создании мифов. Рассмотрим миф о Прометее, вооружавшем людей техническими навыками; миф о Дедале и его сыне Икаре пытался решить проблему полета с нанимателем, использующим крылья; миф о строительстве Вавилонской башни и ее разрушении и т. д. Именно как средство преобразования окружающей среды была осознана технология и заложена основа инженерной практики.        


Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она действует как посредник между человеком и природой, определяет тип отношений между ними. Третья важнейшая социокультурная характеристика искусства состоит в том, что оно означает преобразование человека, оно расширяет возможности человека, создает условия для развития его способностей и реализации природных инстинктов.         

Человек и техномир

Техника, несомненно, обогащает человеческое существование, это средство, с помощью которого человек подстраивает под себя среду, экономит силы, меняет обстоятельства, облегчает жизнь. Одна из целей техники - освободить человека от объятий природы, добиться определенной независимости от нее. М. Бердяев в своем творчестве считал характерным парадоксом: без техники культура невозможна, но окончательная победа техники в культура, вступление человечества в техническую эру ведет культуру к разрушению. Ученый выделил в культуре два этапа: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает возрождение культуры во что-то другое.   

По словам испанского философа Ортеги-и-Гассета, технологии позволяют человеку утверждать свое господство над обстоятельствами. Создавая огромное богатство, мощь экономики, он формирует в человеке уверенность и защищенность, власть над низшими уровнями существования, дает возможность в высшей степени реализовать его индивидуальность.    

Но, освободившись от суровой естественной необходимости, человек незаметно для себя оказался во власти необходимости технических непредвиденных побочных эффектов технического прогресса, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и т. д. Теперь человек вынужден адаптироваться. к неумолимым законам функционирования технических систем. Достижения техники, особенно современные, требуют за них неминуемой расплаты : за резкий рост производительности труда - безработицу, за комфорт жилья - за разобщенность людей, за достигнутую мобильность - за шумовые нагрузки, неудобные города и затерянную природу.                 

В современную эпоху во взаимоотношениях человека и технологий возникли новые проблемы. Это, в частности, проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта, границы между человеком и машиной. Он анализируется с противоположных точек зрения: согласно одной позиции, существует полная аналогия между компьютером и человеческим мышлением, и в будущем возможно создание искусственного интеллекта, который не будет уступать человеческому; Согласно другой позиции, существуют принципиальные различия между интеллектуальными способностями человека и машинным интеллектом. При этом проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта рассматривается как проблема сохранения личности личности, свободы, индивидуальности и неповторимости. Поэтому, оценивая компьютер как возможную абсолютную модель человеческого сознания, их идентификация рассматривается как угроза человеческому существованию.        


С социокультурной точки зрения важен и вопрос образа жизни человека в созданном им ТехноМире: например, компьютерные технологии играют существенную роль в профессиональном развитии человека, влияют на общекультурное развитие личности: способствует рост творческой составляющей в работе и познании, развивает инициативу, увеличивает интеллектуальное богатство личности. Но в то же время современная компьютеризация угрожает трансформацией человеческого разума в кибернетический, прагматически ориентированный, который теряет образную, эмоциональную часть мышления и общения, результатом чего является создание духовного общения, потеря диалогичность в общении с другими людьми, нечеловечность. Возникает угроза духовной односторонности, которая выражается в формировании технократического типа личности.   

Наука и техника  

Наука ХХ века характеризуется прочной и тесной взаимосвязью с технологиями, которые являются основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями как главная культурная доминанта нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в двадцатом веке не только привел к появлению новых технологий как побочного продукта фундаментальных исследований, но также привел к формированию различных технических теорий. 

Общекультурная цель техники - освобождение человека от объятий природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, вообще незаметно для себя, поставил жесткую техническую необходимость, находясь в плену непредвиденных побочных эффектов технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов. и др. Мы должны адаптироваться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, чтобы мириться с экологическими последствиями их воздействия. Технологический прогресс, особенно современный, требует неминуемой ответственности.  

Технологии, заменяющие человеческий труд и ведущие к повышению производительности труда, порождают проблему организации досуга и безработицы. За комфорт жизни мы платим разобщенностью людей. Достижение мобильности с помощью личного транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, некомфортности городов и разрушенной природы. Медицинские технологии, значительно увеличивая продолжительность жизни