Файл: Реабилитация студентов, страдающих гипертонической боленью 1 стадии, методами физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


ФИЛИНА С.В
СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИПЕЦКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

РЕФЕРАТ

ТЕМА: РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕНЬЮ 1 СТАДИИ, МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МАЛАХОВКА, 1991 Г

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вое большее внимание ученых привлекает проблема ликвидации сердечно-сосудистых заболеваний. Считают, что это проблема номер один в современной медицине. Дело в том, что в век научно – технической революции в связи с заменого ручного труда машинным резко снизился объем двигательной активности человека. Немаловажное значение в развитии сердечно-сосудистых заболеваний имеет и нервно-психический фактор (стресс и т.л.). Снижение двигательной активности привело к развитию так называемой гипокинезии или гиподинамии. Состояние гипокинезии не безразлично для человека. Указанное состояние ведет к понижению тонуса мышц, их ослаблению и атрофии. Поскольку в условиях целостного организма последний функционирует как единое целое, состояние гипокинезии отражается на деятельности всех органов и систем организма. Соответственно на снижение двигательной активности реагирует и сердечно – сосудистая система : сердечная мышца становится вялой, прогрессирует ее ожирение, снижаются функциональные способности, сосуды проявляют меньшую лабильность, страдают механизмы саморегуляции сердца и сосудов, падает тонус центральной нервной системы ( ЦНС ) и особенно ее высшего отдела – коры больших полушарий головного мозга.
Еще в XYIII веке великий французский врач Тиссо говорил, что все лекарства мира может заменить движение, но движение не может быть заменено ни одним лекарством. Сердце – великий труженик. В течении 70 лет ( если взять этот отрезок как среднюю продолжительность жизни человека ) сердце работает непрерывно 600 тысяч часов. Ни один современный насос не может выдержать конкуренцию с сердцем. Для того что бы знать, какую работу выполняет сердце, нужно представить себе следующее :
1) это 20 тысяч груженных автомашин марки “МАЗ”, вытянутых в одну линию;
2) это работа машины, поднявшей на гору “Эльбрус” железнодорожный эшелон, в составе которого 60 вагонов, загруженных углем.
Как ни прискорбно, но нередко сердце мы ставим в невыносимые условия : купаем в парах алкоголя, травим никотином
, воздействуем на него сильными психогенными факторами. Сердце постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Основным регулятором его деятельности, способности развивать максимальную работоспособность является мышечная деятельность. Следует согласится с мнением В.В.Парина ( 1972 ) о том, что ''Движение – это жизнь''.
Выше было отмечено, что сердце – главный орган в сердечно сосудистой системе. Работа сердца зависит от функционального состояние сосудов. Ведь уровень артериального давления определяется многими факторами. Основные из них : работа сердца, сопротивление стенок кровеносных сосудов, вязкость крови и т.д. Среди заболеваний сердечно – сосудистой системы особое место занимает гипертоническая болезнь. Причин этого заболевания много. В развитии гипертонической болезни имеет значение профессия – не в смысле производственного процесса, а в отношении условий его организации. Способствующими факторами гипертонической болезни являются нервные травм, аффекты отрицательного характера. Провоцирует данное заболевание злоупотребление алкоголем, нарушение режима питания, особенное употребление с пищей большого количества минеральных солей ( натрий, хлор и д.р). немаловажное значение в развитии гипертонической болезни имеет нервно – эндокринный фактор.
Еще со времени И.П.Павлова было установлено, что ведущим фактором в развитии гипертонической болезни является нарушение нормальных взаимоотношений между возбуждение и торможением в коре полушарий головного мозга. Это было доказано экспериментально на животных сотружницей И.П.Павлова М.К.Петровой и впоследствии подтверждено в клинике (А.Л.Мясников 1954 г. и др. ).


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Природа гипертонической болезни сложна. В механизме ее проявления принимают участие многие факторы. Наиболее полное, концентрирование представления о природе гипертонической болезни высказал 30 лет назад крупнейший советский клиницист Г.Ф.Ланг.
По предложения Г.Ф.Ланга, в отечественной кардиологической литературе и в практике здравоохранения уже многие годы принято деление гипертонической болезни на 3 стадии, которые характеризуют тяжесть заболевания и его прогрессирования во времени. Но, как справедливо заметил А.Л.Мясников (1965), “никакая классификация не в состоянии предусмотреть или охарактеризовать бесчисленные вариации развития болезни”.



Приемлемые компромиссом следует считать классификацию Всемирной организации здравоохранения (1962), поскольку в ее основу положен клинический принцип, а критерии для определения стадии заболевания доступны широкому кругу практических врачей.
Первая стадия – повышение АД от 160/95 мм рт.ст. без органических изменений сердечно-сосудистой системы; вторая стадия – высокое давление с гипертрофией левого желудочка сердца, но без признаков повреждения других органов; третья стадия – высокое давление с повреждением сердца и ряда других органов ( мозг, сетчатка глаза, почки и т.д.).
Следовательно, различают три стадии доброкачественной, то есть медленно прогрессирующей гипертонической болезни: первая стадия ( легкая ), вторая стадия ( средняя ) и третья стадия ( тяжелая ). Темп, с которым больные переходят из одной стадии в другую, индивидуально варьируется. Злокачественное течение (фаза) может возникнуть внезапно на любой стадии уже сложившегося заболевания



  1. ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Давно уже известно о том, что предупредить заболевание легче, нежели его лечить. Ученые давно пришли к мнению о том, что будущее принадлежит медицине профилактической. В настоящее время многие инфекционные болезни резко сократились или исчезли совсем, ранее уносившие миллионы человеческих жизней. Не зря усилия многих стран мира, и в первую очередь СССР, направлены на борьбу с самыми распространёнными заболеваниями во всем мире – сердечно – сосудистыми. В Советском Союзе функционирует кардиологический центр, который объединяет все кардиологические службы на территории СССР. В профилактике НЕКОТОРЫХ форм гипертонической болезни большое значение придается физической культуре. Это справедливо отмечают другие ученые (В.В.Парин, 1972; И.К.Шхварцабая, 1974; В.А.Фролов, 1976 и др.), говоря о том, что малоактивный образ жизни отрицательно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Наибольшее значения для профилактики гипертонической болезни имеет регулярный физический труд, тренирующий сердечно-сосудистую и дыхательную системы, спокойная обстановка, регулярный отдых, устранение вредного влияния избыточного питания, изнеживающего сидячего образа жизни, неприятных эмоций, “культурных” ядов (особенно никотина), интоксикации, инфекции (Е.М.Тереев, 1939, 1948; Анохин, 1948; Э.М.Гринштейн, 1945; Сперанский, 1952 и др.).



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Среди студентов Липецкого политехнического института, отнесенных к специальной медицинской группе, в 1985 – 1990 учебных годах было 8 – 12 человек, страдающих первой стадией гипертонической болезни. При этой стадии заболевания повышение артериального давления является не стойким, в организме не наблюдаются какие-либо органические изменения, физические упражнения способствуют нормализации корковой динамики, регулируют кровообращение, снижают сосудистый тонус в прекапиллярах, улучшают обмен веществ.

Для данных студентов характерным было слабое развитие основанных физических качеств, поэтому основное внимание было направлено на постепенное, планомерное воспитание общей выносливости организма указанного контингента. Выносливость в повседневной жизни – важное качество для людей многих специальностей. Кроме того, повседневное развитие общей выносливости способствует улучшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В основную часть занятий включались циклические упражнения, развивающие это качество. Применялась равномерная методика тренировка. Чаще всего использовались бег, плаванье и ходьба на лыжах. Занятия проводились 3 раза в неделю: одно занятие в бассейне продолжительностью занятия 45 минут, два занятия на воздухе продолжительностью 1 час 30 минут.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ



Вначале темп бега давался самый медленный. Чтобы научиться медленно бегать, на первых занятиях студенты следовали за преподавателем. Продолжительность бега выдерживалась в пределах 1 – 3 минут. В последующем продолжительность постепенно увеличивалась – добавлялось по 20 – 40 – 60 секунд, в зависимости от самочувствия во время нагрузки и в восстановительном периоде.

Постоянно определялась реакция сердечно-сосудистой системы на заданную нагрузку. Продолжительность медленного бега доводилась до 10 – 15 минут в конце 1-го курса.

Кроме беговых упражнений при занятиях на воздухе применялись подвижные игры и элементы спортивных игр, которые чередовались со спокойными играми. При плохой погоде занятия проводились в зале.
При проведении общеразвивающих упражнений всегда соблюдался медленный темп выполнения упражнений, особенно в первом семестре; по мере приобретения общей тренированности темп выполнения повышался. Все упражнения выполнялись с большой амплитудой движения, не задерживая дыхания в конце заключительной части урока обязательно медленная ходьба с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. Но в основном занятия проводились на свежем воздухе и до наступления зимы студенты могли уже бегать спокойно медленным бегом по 10 – 12 минут, поэтому уже на 1 занятиях по лыжному спорту, кроме обучения технике ходьбы на лыжах занимающиеся смогли совершить небольшую лыжную прогулку : - мужчины – 3 км со скоростью, позволяющей сохранить усиленный выдох; женщины – 2 км.

На последующих занятиях было уделено внимание изучению техники ходов, поворотов, спусков и подъемах на небольших склонах, а также прогулкам на лыжах. Во время прогулок занимающимся предлагалось следить за сочетанием темпа движения с ритмом дыхания. При попеременных ходах на лыжах дыхание должно быть свободным, углубленным, с удлиненным и продолжительным выдохом. При одновременных способах передвижения на лыжах выдох делается в момент отталкивания палками, а при выпрямлении туловища и выносе рук вперед – вдох.
Ходьба на лыжах развивает многие необходимые качества и навыки человека. Особенно велико ее оздоровительное значение. Занятия проходят на воздухе в парке в окружении красивой природы, что очень благотворно влияет и на эмоциональное состояние человека. Кроме того, при занятиях лыжным спортом в работу вовлекаются все группы мышц, активизируется деятельность органов дыхания, кровообращения. Лыжные прогулки – это одно из эффективных средств закаливания организма.
Занятия по плаванию проводились в бассейне 1 раз в неделю по 45 минут. Погружение в воду, упражнения в воде, плавание благотворно влияют на организм человека. Некоторое охлаждение поверхности тела и давление воды на него вызывает повышенный обмен веществ, активизируется деятельность всего организма. Увеличивается частота сердечных сокращений и легочная вентиляция.
Занятия плаваньем повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, помогают закаливанию организма человека, способствуют всестороннему развитию – развитию силы, выносливости, быстроты, ловкости. Особенно благотворное влияние оказывают они на развитие и укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Повышаются требования к деятельности сердца – она значительно активизируется. В то де время работа сердца несколько облегчается. Давление воды на поверхность тела , массаж потоками воды, обтекающей пловца, и горизонтальное положение – все это способствует оттоку крови от периферии к сердцу, облегчает работы сердечно – сосудистой системы. Поэтому при соответствующей дозировке, нагрузки при занятиях плаванием могут использоваться как средство лечения людей с ослабленной сердечно –сосудистой системой
При проведении занятий по плаванию был использован примерный план распределения учебного материала по плаванию для студентов первого года обучения с повышенным артериальным давлением, рекомендованным М.Н.Тарасенко в брошюре “Физическое воспитание студентов вузов в специальном учебном отделении”, 1976.