Файл: Реабилитация студентов, страдающих гипертонической боленью 1 стадии, методами физической культуры.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Требования, предъявляемые к преподавателю :
а) каждое занятие должно быть продуманным от начала до конца;
б) необходимо строго учитывать индивидуальные особенности и физическую подготовку занимающихся;
в) не рекомендуется подавать громкие команды во время проведения занятий;
г) не следует считать каждое упражнение, надо указать только темп, ритм, дыхание;
д) не следует акцентировать внимание всей группы при плохом исполнении упражнений отдельными студентами;
е) исключаются окрики, реплики в адрес студентов, отношение преподавателя должно быть ровным, доброжелательным, спокойным;
ж) во время проведения занятий не рекомендуется присутствие посторонних лиц в зале или на балконе;
з) после каждого занятия необходимо подвести итог, дать задание на дом, справится о самочувствии
Для студентов специального отделения, имеющих повышенное АД, противопоказаны следующие упражнения:
1) резкие наклоны головы и туловища
2) статистические упражнения с задержкой дыхания, с большим напряжением: положение “мостик”, стойка на лопатках с помощью и без помощи рук, стойка на руках, предплечьях, на голове;
3) длительные висы на руках, вис прогнувшись;
4) подтягивание на перекладине для мужчин и сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку для женщин;
5) выполнение парных упражнений на гимнастической стенке, скамейке;
6) не рекомендуется заниматься спортивной гимнастикой на всех снарядах без предварительной подготовки и разрешения врачей
7) исключается участие в соревнованиях : по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, плаванью, лыжным гонкам.
3. Наиболее характерные наблюдения
На всех занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы велось наблюдение за их состоянием здоровья
Основным критерием был ритм дыхания ( 30 – 40 раз в минуту, с глубоким, удлиненным выдохом) . Велось наблюдение за потоотделением, координацией движений, за выражением лица во время выполнения нагрузки. После нагрузки у занимающихся проверялась частота сердечных сокращений, подсчитывался пульс на лучевой артерии, измерялось артериальное давление. Если наблюдалась неблагоприятная ответная реакция сердечно – сосудистой системы, нагрузка на последующих занятиях снижалась. Как критерий правильности нагрузки использовалось также самочувствие занимающихся в течение и после занятий. Кроме занятий физической культурой студентам был рекомендован примерный режим питания, труда и отдыха. В итоге занятий в специальной медицинской группе и выполнения всех рекомендованных заданий у всех студентов улучшилось состояние здоровья, снизилась заболеваемость, у двоих снизилось артериальное давление, а у троих – нормализовалось. Наиболее характерная динамика нормализации артериального давления наблюдалась в двух случаях.
Студент Б. Возраст 20 лет. В результате опроса выяснилось, что причиной гипертонической болезни явилось нервно – психическое и мышечное перенапряжение. С приходом на занятия в специальную медицинскую группу артериальное давление у Б. было 180/100 мм рт.ст., пульс напряженный. Естественно, при таком состоянии применять методы физической культуры нельзя, а нужен подбор упражнений по типу лечебной физкультуры (ЛФК). В течение двух недель студент Б. выполнял упражнения, рекомендованные при этом заболевании в учебниках и учебных пособиях по врачебному контролю и лечебной физической культуре (Н.В.Гритченко, 1972 и др.).
Помимо указанного студенту был рекомендован режим питания, труда и отдыха. Питание 4-х разовое, не обременительное: соки, минеральная вода типа “Боржоми”. Сон не менее 8-9 часов в сутки, вечерние прогулки по 20-30 минут за 1 час до отхода ко сну. После снижения АД до 160/90 мм рт.ст. были применены методы физической культуры. Учитывая, что у указанного студента причиной гипертонической болезни явилось нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения и возникновение доминантного очага, необходимо было подобрать упражнения, нормализующая состояние коры головного мозга.
В этом случае применены разминка по типу утренней гимнастики, бег, в заключение занятий – броски баскетбольного мяча с места в кольцо, в чередовании в движении ( 2 занятия в неделю по 60 минут ) и 1 занятие в неделю по плаванию (45 минут) в закрытом бассейне (освоение техники “коль” на суше и в воде, в заключение занятия – игры). В зимний период вместо занятий по бегу – лыжная подготовка. После 4-х месяцев занятий кровяное давление у студента Б. нормализовалось и равнялось 130/70 мм рт.ст.
Опрос студентки К. (возраст 19 лет) показал, что причиной гипертонической болезни (АД = 170/90 мм рт.ст) явилось длительное употребление до поступления в институт большого количества соленой рыбы. К. уроженка г. Мурманска. В разговоре выяснилось, что родственники также страдают этим заболеванием. Студентке была объяснена причина болезни, рекомендовано соблюдение диеты, исключающей соленые блюда, с употреблением большого количества растительной пищи и соков. Что же касается применения физических упражнений, то методика их соответствовала указанной выше.
Неоднократные измерения АД в конце семестра показали, что последнее нормализовалось и равнялось 120/60 мм рт.ст.
Следовательно, для получения эффекта при применении физических упражнений при гипертонической болезни необходим дифференцированный подход. Применение методов физической культуры необходимо сочетать с соблюдением режима питания, труда и отдыха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблему физического воспитания и развития человека надо очень серьезно решать, начиная с самого раннего возраста и на научных основах. Эта проблема особенно остро стоит в настоящее время в связи с акселерацией. Статистические данные выявляют очень неприятную закономерность: у акселерированных детей возрастает частота сердечно – сосудистых заболеваний. Последнее связанно с тем, что мышцы развиваются гораздо быстрее, чем внутренние органы. Сердце становится относительно недоразвитым и не справляется с предъявляемыми организмом ему требованиями.
В результате наших наблюдений в течение пяти лет обнаружено, что деадаптация сердечной мышцы у страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы происходит очень быстро после прекращения мышечных нагрузок. Ведь мышечные нагрузки увеличивают мощность систем энергообеспечения. Морфологически это проявляется в том, что количество коронарных капилляров и емкость коронарного русла растут при адаптации сердца к периодическим нагрузкам быстрее и в большей мере, чем увеличение массы мышечных клеток. Только правильно организованное физическое воспитание, проводимое специалистами, а не случайными людьми может ликвидировать эти “ножницы”.
ВЫВОДЫ
Для получения эффекта при гипертонической болезни 1 стадии необходимы:
1. Дифференцированный подход.
2. Применение методов физической культуры необходимо сочетать с соблюдением режима питания, труда и отдыха.
3. Методы физической культуры являются мощным лечебным фактором, повышающим общую выносливость организма и его сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
ЛИТЕРАТУРА
-
Анохин П.К. Физиобиологические предпосылки к пониманию
Гипертонической болезни. Труды 4-ой сессии АМН. — М:1948.
2. Грекова А.А, Цит, по М.С. Кушаковскому, 1978.
3. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и ЛФК. – М.: 1972.
4. Кушаковский М.М. Гипертоническая болезнь. - М.: 1978.
5. Меерсон Ф.3. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. - М.: 1978.
6. Мошков В.Н. Основные принципы применения лечебной физкультуры в клинике сердечно-сосудистых заболеваний, Клин. мел., т.14,№ Т, 1938, с. 86.
7. Мясников А.Л, Гипертоническая болезнь. — М.: 1936.
8. Мясников А.Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз. -
М.: 1965.
9. Парин В.В. 0 вероятном, невероятном. – М.: 1972.
10. Савицкий Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. - М,; 1974.
11. Трошанова Е.С. Влияние экспериментальной тренировки на биохимические показатели сердечной мышцы. Бюлл. экспер. биол. и мед., 1951, № 10, с. 283.
12. Фролов В.А. Сердце в наш ХХ век. - М.: 1976.
13. Шхварцабая И.Н. Некоторые проблемы медикаментозного лечения гипертонической болезни. Бер.арх., 1974, № 9, с 16.
14. Тарасенко М.Н., Пономарева В.В. Физическое воспитание студентов вузов в специальном учебном отделении. - М.: 1976.
15. Журнал "Теория и практика физической культуры", 1976,
№ 11, в. 55.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….. 3
Характеристика гипертонической болезни…………………….. 5
Профилактика гипертонической болезни………………......….. 6
Результаты собственных наблюдений………………………….. 7
Методика проведения занятий …...…………………………….. 8
Заключение………………………………………………………..14
Выводы...…………………………………………………………..15
Литература……..…………………………………………………..16