Файл: Приоритетные направления начального общего образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приоритетные направления начального общего образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Наша школа с 1 сентября 2010года в числе 5 школ района (№1,№2,Тёпловка, Елшанка) вступает в эксперимент по апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России №373 от 6 октября 2009г.)

Чем вызвано это решение? Во-первых, мы хотим, чтобы наши дети получали качественное образование, у наших выпускников была сформирована одна из ключевых компетентенций «умение учиться». Во-вторых, опыт введения стандартов 1 поколения был очень длительным, время диктует: «Надо идти вперёд, не отставать от жизни».

Мы взвесили свои доводы вступления в эксперимент:

-прежде всего изучили пакет документов;

-в школе накоплен опыт работы по новым УМК «Классическая начальная школа», ОС «Школа-2100», где присутствуют технологии развивающего обучения;

-два учителя начальных классов имеют высшую квалификационную категорию, своевременно прошли курсовую подготовку;

-в школе сложилась благоприятная методическая обстановка, где уделяется большое внимание развитию учителя;

-ещё одна немаловажная деталь: мы учимся в 1 смену, во 2 смену можно организовать внеучебную деятельность.

Анализируя всё это, в марте мы подали заявку в управление образования об участии в эксперименте по апробации стандартов второго поколения. При подготовке к эксперименту проведены организационные мероприятия: составлена дорожная карта образовательного учреждения, проведено общешкольное родительское собрание, педагогический совет и др.

В августе издан приказ МО СО об вступлении в эксперимент наших школ.

Каковы основные направления начального общего образования в связи с введением стандартов второго поколения?

Чем отличается ФГОС второго поколения от предыдущих? Стандарт представляет не набор «примерных программ, требований к уровню подготовки ученика», как было раньше, а все области образовательной практики, что соответствует новой трактовке статьи 7 Закона «Об образовании»; создана опережающая модель развития образования.


В отличие от стандартов 1 поколения впервые использована теория общественного договора с семьёй и государством относительно требований к результатам образования.

Если в основе стандартов 1 поколения лежал компетентностный подход к образованию, то в новых стандартах методологической основой является системно-деятельностный подход к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился новый для нашей системы образования термин – планируемые результаты обучения.

Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности. Как этого достичь? Появились требования к структуре основной образовательной программы: она не должна быть только предметной, как раньше, отражать только учебную деятельность. Так в структуре базисного образовательного плана чётко обозначена вторая половина школьного дня. Этим подчёркивается возвращение воспитания в общую систему образования как требование к результату. В начальной школе выделяется до 10 часов еженедельно на внеурочную деятельность.

Также в новом стандарте школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», являющийся наиглавнейшим в пакете документов стандарта второго поколения. Он задаёт те параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора, согласия. Ценностями признаются:

-патриотизм, гражданственность (любовь к России, своему народу, малой родине, служение Отечеству)

-социальная солидарность (свобода личностная и национальная, доверие к людям и др.)

-труд и творчество (созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие и бережливость);

-научные представления (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

-традиционные российские религии(представления о вере и духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира).Это идеологический фундамент нового стандарта.

Как мы знаем, школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.

Достижение этой цели осуществляется посредством реализации программы формирования культуры здорового образа жизни.

Каким мы видим в идеале выпускника начальной школы, какими качествами он должен обладать?

-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

-владеющий основами учиться;

-любящий родной край и свою страну;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказать своё мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Итак, кто же будет осуществлять реализацию стандартов второго поколения, каким должен быть современный учитель. Во-первых, это профессионал, который:

-демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

-инициирует пробные действия учащихся;

-консультирует, корректирует их действия;

-ищет способы включить в работу каждого ученика.

Во-вторых, это воспитатель, который:

-создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;

-является «соучастником» событий, третейским судьёй.

Кроме того, современный учитель должен быть «ИКТ-компетентен».

Как видите, учителю отводится главная роль. Эти требования должны повлечь за собой изменение технологии работы учителя. Не меняя технологии работы, учитель не сможет реализовать стандарт. Это заключается в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения. Это технологии уровневой дифференциации, обучение на основе «учебных ситуаций»,проектная и исследовательская деятельности и др.

Впереди много работы. Разрабатываются и готовятся к утверждению ФГОС основного и среднего общего образования. С 1сентября 2011года 1 классы всех школ перейдут на стандарты второго поколения. На нас лежит большая ответственность попробовать, выйти на определённый результат, передать накопленный опыт другим.

Обсуждение и апробация новых стандартов в регионах России показали, что поставленные цели и задачи принимаются и поддерживаются педагогами. Учителя - творческие личности. Я уверена, что большинство педагогов станут убеждёнными
сторонниками новых идей и технологий, а предлагаемые школе методики помогут достичь высоких результатов.


Приоритетные направления начального общего образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Богданова Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ с.Аряш» учитель начальных классов высшей категории

С каждым годом ускоряется темп нашей жизни. Время требует от современного человека новых подходов к получению многообразной информации, овладения им новейших приёмов и методов её усвоения.

Чтобы дети получили качественное образование, у выпускников должна быть сформирована одна из ключевых компетенций – умение учиться. Взвесив свои возможности, наша школа с 1 сентября 2010года в числе 5 школ района (№1,№2,Тёпловка, Елшанка) вступила в эксперимент по апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В новом стандарте создана опережающая модель развития образования. Впервые использована теория общественного договора с семьёй и государством относительно требований к результатам образования.

Его методологической основой является системно-деятельностный подход к обучению, который реализован в программе универсальныхучебных действий. Появился новый для нашей системы образования термин – планируемые результаты обучения.

Наметились другие требования к структуре основной образовательной программы: она не должна быть только предметной, как раньше. В структуре базисного образовательного плана чётко обозначена вторая половина школьного дня. Этим подчёркивается возвращение воспитания в общую систему образования как требование к результату. В начальной школе выделяется до 10 часов еженедельно на внеурочную деятельность.

В новом стандарте школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Именно поэтому «Концепция духовно-нравственного воспитания», является наиглавнейшей в пакете документов стандарта второго поколения. Она задаёт те параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора, согласия. Среди общеизвестных ценностей признаются совершенно новые - такие, как: гражданственность
, социальная солидарность, традиционные российские религии.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье. Достижение этой цели осуществляется посредством реализации программы формирования культуры здорового образа жизни.

Исходя из параметров нового стандарта, мы получаем идеальный образ выпускника начальной школы как любознательной личности, владеющей основами получения знаний, любящей свой родной край и страну, уважающей и принимающей ценности семьи и общества.

Реализацию стандартов второго поколения должен осуществлять учитель. Это должен быть профессионал и воспитатель, всесторонне компетентный в области ИКТ. Требования, предъявляемые к современному учителю, должны повлечь за собой изменения технологии работы педагога. Не меняя технологии работы, учитель не сможет реализовать стандарт. Это заключается в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения. Это технологии уровневой дифференциации, обучение на основе «учебных ситуаций», проектная и исследовательская деятельности.

Впереди много работы. Разрабатываются и готовятся к утверждению ФГОС основного и среднего общего образования. С 1сентября 2011года 1 классы всех школ перейдут на стандарты второго поколения. На педагогах лежит большая ответственность попробовать, выйти на определённый результат, передать накопленный опыт другим.

Обсуждение и апробация новых стандартов в регионах России показали, что поставленные цели и задачи принимаются и поддерживаются педагогами. Учителя - творческие личности. Большинство педагогов становятся убеждёнными сторонниками новых идей и технологий, а предлагаемые школе методики помогут достичь высоких результатов.