Файл: Ж. В. Семейная политика в Европе и России гендерный анализ. Тезис Книга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ литературы ПД

  1. Н. В. Грек: Рецензия на книгу: Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ.

Тезис: Книга посвящена гендерному анализу моделей семейной политики в странах Европы и России, а также изучению исторического становления той или иной модели и роли государства в ее формировании.

Основное: Выделено было два подхода к данной проблеме: широкий (семейное законодательство во взаимосвязи с социальной политикой государства) и узкий (денежные выплаты: пособия, льготы и т.д.). Автор придерживался узкого определения.

Основным критерием гендерного анализа моделей государств всеобщего благосостояния является вовлечённость мужчин и женщин в рынок труда, что отражается на формировании семьи и распределении ролей внутри неё. Рассматривается теория «гендерного контракта», совмещающая две основные социальные роли женщины – матери и работницы – путём предоставления женщине разнообразных льгот. Но если женщина вовлечена в профессиональную деятельность, кто и каким образом должен выполнять функцию заботы? Отвечая на данный вопрос, автор выделяет модели заботы: традиционная (женщина осуществляет неоплачиваемую заботу дома), «холодная забота» (независимый, не нуждающийся в заботе индивид, приоритет профессиональной деятельности), «тёплая забота» (распределение заботы между частной и общественной сферами, равенство мужчины и женщины в осуществлении заботы).

Обращается внимание на советскую социальную политику, отличающуюся от монархической концепции. Отмена «домашнего рабства», распространение равенства партнёров, возникновение контракта «работающей матери».

Влияние на гендерные отношения социально-экономических трансформаций 1980-х гг. В современном российском обществе, по мнению Ж. Черновой, доминируют два взгляда на развитие семьи: алармистский (представление о глубоком кризисе семьи) и модернизационный (переход семьи к более совершенным семейным формам).

Дальнейшее описание исследования автора содержит рассмотрение вопроса родительства в контексте различных моделей семейной политики. Акцентируется внимание на таких чертах трансформации данного социального института, как необязательная связь родительства и супружества, увеличение внебрачных рождений, увеличение моно родительских семей.


Наиболее эффективной политики, как показывает исследование, придерживаются страны Скандинавии, где количество детских дошкольных учреждений очень велико, и женщина может быстро вернуться в профессию после родов.

Параллельно с этим подчеркивается феномен «отсутствующего отца», появившийся «в результате выполнения мужчинами традиционной роли «кормильца» и заключающийся в приписывании мужчине исключительно экономических функций.

В Европе социальные службы функционируют таким образом, чтобы подобрать ребенку подходящую ему семью, максимально удовлетворив его интересы и потребности. В России же, напротив, в первую очередь руковод ствуются интересами семьи, а ребенок играет роль объекта. Существенно различаются и критерии отбора потенциальных родителей: в России наибольший акцент делается на материальной составляющей, в то время как на Западе — на психологической.

  1. Л. С. Ржаницына: Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересах детей

Наиболее частые причины развода носят психологический характер, по словам женщин, это –изменение отношений (38,9%), неуважение, невнимание со стороны супруга, отсутствие желания совместного проживания (у каждой третьей женщины), отношение к детям, измена, ложь мужа, предательство в трудной ситуации (у каждой четвертой) (табл.9). Следующая группа причин –поведенческого характера, к ней относятся причины, связанные с негативными характеристиками мужа: рукоприкладство, агрессия, пьянство, употребление психотропных средств, игромания, тунеядство, отсутствие работы. Эти причины назвала каждая пятая женщина.

Корреляционный анализ показывает, что наиболее частое сочетание причин развода–это: 1)неучастие в воспитании детей и неуважение, невнимание; 2)изменение отношений, отсутствие внимания и не-уважение.

Средний месячный доход женщин при разводе в 2012 году был равен 19500 рублей (медиана –15000), максимальное значение дохода –500000 рублей (из анализа при расчете среднего дохода и медианы –удалено), минимальное –женщины ответили, что не имеют средств к существованию.

В основном месячный доход разведенных женщин по опросу в 2012 году составил 15–20 тысяч рублей в расчете на члена семьи (28,3%), практически у каждой четвертой –больше 30 тысяч рублей, у каждой пятой –7–10 тысяч рублей (табл. 10). Для справки: зарплата женщин в Москве в среднем составляла по обследованию Росстата (октябрь 2011 г.) –39,6тыс. руб.

В 2012 году четвертая часть женщин ответили, что алименты назначены мужу судом. Такое же число женщин указали, что муж обещает платить, сколько сможет. Уровень доверия между расставшимися супругами снижается: женщины стали реже договариваться с мужем о сумме алиментов без какого-то оформления (9,5% в 2012 году и каждая третья в2008 году). Можно предположить, что наметилась тенденция к увеличению числа случаев, когда мужья оставляют часть собственности бывшей семье. Разводы, как и другие сферы приватной жизни людей, становятся все более коммерциализированными. В 2008 году каждая третья женщина договаривалась с мужем о сумме

алиментов без какого-то официального оформления, и каждой пятой алименты назначались судом.

Практически у каждой пятой (18,3%) женщины данный развод является не первым, но только у трети (30,4%) был опыт получения (оформления) алиментов.

В настоящее время государство в сфере разводов и их последствий действует в основном в качестве законодателя, определяющего судебные установления и их исполнение. Оно не позиционирует себя как равноправный партнер в алиментных отношениях по поводу детей расставшихся супругов. И в результате только от родителя, возбудившего вопрос о прекращении брака, зависит, будут ли вообще назначены в процессе развода алименты. Получается, что взрослые принимают решение за своих детей, по сути, игнорируя интересы ребенка, если не текущие, то будущие.

Следует также изменить позицию в отношении помощи государства детям в разведенных семьях. Ныне она ограничивается выплатой пособия малообеспеченным семьям при уклонении родителя от уплаты алиментов. Пособие возникло еще в советское время.

3. Л.С. РЖАНИЦЫНА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ АЛИМЕНТОВ – ПУТЬ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ

Среди факторов, определяющих бедность, безусловно, есть демографические – семьи с одним родителем и ребенком (детьми). Развод – одна из причин материального неблагополучия таких семей, формирующих бедность.

Наиболее одобрительно респонденты оценили инициативу ужесточить санкции против 74% населения за ограничение совершения ими дорогих покупок (недвижимости, турпутевок и др.). Против этой меры выступает пятая доля опрошенных (20%), причем протест чаще выражают респонденты с высоким уровнем дохода (24%), нежели малообеспеченные (12%). Каждый второй респондент (56%) поддерживает взимание специального сбора при разводе в пользу детей, родители которых уклоняются от выплаты алиментов. Чаще других за эту меру высказывались женщины (61%), жители сел (61%), респонденты с низкими доходами (62%). В свою очередь, 37% опрошенных отрицательно относятся к этому предложению.

Ныне долг по алиментам в России, по данным Росстата, достигает порядка 158 млрд рублей. Их взыскание в пользу детей позволило бы для многих из них снизить риск бедности.

Что касается неплательщиков, то, по данным ФССП, типичный уклонист – трудоспособный и здоровый мужчина в возрасте от 30 до 42 лет. Причем у должника нередко нет официальной зарплаты, а у 180 тыс. из них никакого дохода и имущества, среди должников много лиц с асоциальным поведением – алкоголиков и наркоманов6. Ради взыскания алиментов половине должников приставы ограничили выезд за рубеж, а каждого пятого злостного неплательщика ограничили в пользовании водительскими правами, если машина не требуется для работы. Однако грустная правда в том, что приставам удается взыскать долги только с каждого десятого должника.


Кроме того, получила распространение такая мера, как признание судом должника по алиментам безвестно отсутствующим, выплата пенсии по потере кормильца от государства, как альтернатива алиментам, была узаконена. Теперь взыскатели имеют возможность получать государственную пенсию на детей по потере кормильца. В 2018 г. таковых было порядка 400 человек.

Еще один новый элемент регулирования сферы, судя по мировой практике, – это алиментное пособие. Во многих развитых странах детям в разведенных семьях, которым должны выплачивать алименты, но они их не получают или получают не полностью, выплачивается пособие. У нас нечто подобное действует во время розыска приставами алиментодолжника. Но размеры месячного пособия мизерны, например, по данным 2019 г., в Костромской обл. оно составляло 173 руб. Рекорд - Москва – от 6 до 15 тыс. р.

Предложение автора – внести алиментное пособие в РФ. Однако, чтобы получить эффект от введения новых механизмов в сфере управления алиментными отношениями (государственного минимального стандарта алиментов и алиментного пособия), необходимо создать в стране специальную структуру – условно Государственный алиментный фонд (ГАФ).

4. АЛИМЕНТЫ НА ДЕТЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - Л. С. РЖАНИЦЫНА.

Действительно, данная проблема касается примерно 4,5 млн. детей, не самых благополучных -малообеспеченных, с одним родителем, социальными сиротами и т.п. Оснований для такого утверждения более чем достаточно - средний размер алиментов у получателей, по данным РМЭЗ, составлял в 2006 г. менее 1,6 тыс. руб. в месяц, тогда как из расчета средней зарплаты цифра по нормам Семейного кодекса (25% на одного и 35% на двух и более детей) должна равняться примерно 3 тыс. руб. Можно ли на эти деньги удовлетворять хотя бы какие-то потребности детей?

Весьма редки случаи заключения супругами нотариального соглашения о выплате алиментов (2,7%) или оставления мужем части собственности в счет алиментов (1,5%).

Однодетные женщины вдвое чаще, по сравнению с имеющими нескольких детей, отмечали, что алименты у них назначены судом.

Чем меньше продолжительность брака, тем чаще алименты назначаются судом.

Основа регулирования – государственный стандарт алиментов. Следующий шаг, судя по опыту многих стран, - законодательное введение некой основы государственного регулирования, предположим, государственного минимального стандарта алиментов - ГМСА. Главная, целевая задача государственного минимального стандарта (ГМСА) –упрочить регулирование сферы алиментных отношений.


Улучшить учет в сфере алиментных отношений. Еще одной организационной проблемой в предлагаемой системе, которая требует решения, будет модернизация учета доходов, из которых взимаются алименты – соответствующего Перечня, утверждаемого правительством. Главный принцип при этом, по нашему мнению, - учитывать для алиментодержателя только доходы, которые имеют его личный адрес, а не предназначаться его иждивенцам как трансферты. Всвязисэтимнедолжныучитыватьсяполучаемыепосленовогобракаежемесячныепособиянадетей, выплаты на детей-инвалидов, надбавки к личной пенсии на иждивение, выплаты по уходу и пр.

Вместе с тем предлагается не учитывать группу поступлений на социальные цели, включающую льготы и компенсации по поддержке: здоровья, минимальной материальной обеспеченности, материнства (отцовства) и детства, по преодолению сложных жизненных ситуаций. Отсюда, по этим признакам не учитывается единовременная денежная выплата пенсионерам.

В то же время мы предлагаем подумать о форме включения при исчислении алиментов наследства и дарения, если имеется задолженность по выплатам

5. Чернова, Шпаковская: АНТИАБОРТНАЯ ПОВЕСТКА В КОНСЕРВАТИВНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ, ПРАВОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В статье показано, что начиная с 2000-х годов одним из ведущих акторов, выступающих за отмену права на аборт, является Русская православная церковь (РПЦ). На федеральном уровне присутствуют публичные акторы, которые сдерживают принятие антиабортного законодательства и разворачивают последовательную критику противоабортной риторики. В то время как на региональном уровне акторы –проводники консервативной мобилизации более эффективно опираются на государственную поддержку, не встречая заметной критики в свой адрес.

Кроме символического укрепления традиционной семьи, государство предпринимало попытки поддерживать данный нормативный образец экономическими мерами. Так, например, в 2012 г. в Закон о государственной социальной помощи были внесены дополнения, предусматривающие «для малоимущих граждан, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов...» введение безвозмездных ссуд на организацию семейного бизнеса. Согласно этому закону семья, которая может претендовать на подобные ссуды, должна быть официально зарегистрированной, полной и многодетной