ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
Группа 20П173
Студент
К.В. Фёдорова
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1 тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям.
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1. | Определение характера детско-родительских отношений в семье | Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости. | 1.Тест-опросник родительских отношений, А.Я. Варга, В.В. Столин; 2. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ), Э.Г. Эйдемиллер; 3. Методика «Представление об идеальном родителе», Р.Г. Овчарова; 4. Тест на исследование и диагностику родительско-детских отношений PARI , Е.С. Шефер и Р.К. Белл. (адаптация Т.В. Нещерет). |
2 | Демонстративное поведение ребенка в школе и дома | Ребенок ( 7 лет) | 1. Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости ребёнка, В. Богомолов; 2. Тест «Определение темперамента ребенка», Б.С. Волков, Н.В. Волкова; 3. Методика «Рисунок семьи», Л. Корман; 4. Методика «Лесенка», В.Г. Щур. 5. «Тест тревожности», Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен. 6. Метод « Незаконченных предложений», С.И. Подмазин. 7. Тест «Мотивационная готовность», Т.Д. Марцинковская. |
План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования
Рекомендации:
1.Создавайте для ребенка оптимальные условия учебы. Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку.
2. Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии. Больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил. Всегда находите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
3. Повторяйте свои просьбы одними и теми же словами, спокойно, много раз если потребуется. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными. Своим внешним видом и поведением школьник может добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения.
4. Акцентируйте внимание ребенка на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.). Ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности. Честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять.
5. Не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности.
6. Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении.
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться
, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Межличностные взаимоотношения в семье. | Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком. | 1.Беседа для родителей «Наша семья и ребенок», О.И. Бочкарева. 2. Анкетирование родителей «Семейное воспитание», И.А. Хоменко (модификация Ворониной О.И.) 3. Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей. |
2 | Эмоциональное состояние ребенка | Ребенок (4 года) | 1.«Интервью с ребенком», А. И. Захаров; 2. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова; 3. Методика «Домики», О. А. Орехова; 4. Тест «Сказка», Луиза Дюсс; 5. Тест «Страхи в домиках», А И. Захарова (модификация М.А. Панфиловой) |
План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования
Рекомендации:
1. Ребенку нужно вселять уверенность в том, что у него все получится. Он должен чувствовать ваше одобрение и поддержку.
2. Если ребенок капризен, сумейте заинтересовать его в процессе одевания, придумайте поощрение его самостоятельности.
3. Будьте терпеливы и внимательны к ребенку
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя.
5. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
6. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания.
Практическое занятие № 2 тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу
№ | Проблемная область для психодиагностики | Название психодиагностических методик |
1 | Замкнутость подростка | 1.Определение уровня развития Векслер, ШТУР; 2.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет; 3.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури; 5. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г; 6. Оценка отношений подростка с классом; 7. Оценка психологического климата в классе; 8.Определение свойств темперамента Русалов М.В.; 9. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М. |
2 | Межличностные конфликты между матерью и подростком | 1.ОРО А.Я.Варга, В.В.Столина; 2.Методика ШСО С.Ю.Куприяновнова; 3.Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова; 4.Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений; 5.Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»; 6.Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова; 7.Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»; 8.Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман; 9.Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ; 10.Методика «Незаконченные истории». |
3 | Агрессивность дошкольника | Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций: 1.Методика «Рисунок семьи»; 2. «Дом, дерево, человек»; 3.«Рисунок несуществующего животного»; 4. Тест руки и опросник Дасса-Барки; 5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко; 6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов; 7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер; 8. Проективная методика «Кактус»; 9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур); 10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой); 11. Проективная методика Рене Желя; 12. Социометрия Дж. Морено. |
4 | Страхи у дошкольника | 1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой; 2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.; 3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации; 4. Методика «Волшебная страна чувств»; 5.Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»; 6. Детский апперцептивный тест (ДАТ); 7. Тест «Страхи в домиках»; 8. Методика «Рисунок семьи»; 9. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); 10.Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука; |
5 | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) | Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик: 1. «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF); 2. Тест описания поведения» К.Томаса; 3. «Ценностные ориентации» М.Рокич; 4. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина; 5. Нестандартизированная методика – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику»; 6. Анкета «Вредные привычки» (Кисетова З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»); 7. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.); 8. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); 9. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин; 10. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич. |