Файл: Понятие и социально-психологические методы управления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе
1.1. Понятие и социально-психологические методы управления
1.2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
1.3. Меры формирования благоприятного социально-психологического климата
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2018.
9. Журавлёв П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. - Екатеринбург: Деловая книга, 2017. 232 с.
10. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности / В.Г. Каменская. - М.: Академия, 2019. С. 52-54.
11. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. 301 с.
12. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я / М.В. Кларин. - М.: Дело, 2017. 116 с.
13. Конфликтология: учебник / под. ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2019.
14. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель / Р.Л. Кричевский. - М., 2017.
15. Линчевский Э.Р. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя / Э.Р. Линчевский. - М.: Экономика, 2017.
16. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М, 2018.
17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2019. 704 с.
18. Мишурова И.В., Кутерев П.В. Управление мотивацией персонала: учеб. - практ. пособие. - М.; Ростов: МарТ, 2017. 224 с.
19. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: «Бизнес - школа «Интел - синтез»», 2017. 228 с.
20. Морозов А.В. Деловая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2018. 1040 с.
21. Музыченко В.В. Управление персоналом. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 528 с.
22. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. - М.: Знание, 2017. 64 с.
23. Обозов И.Н. Межличностные отношения. - Л.: Наука, 2017.
24. Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом. // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2017.
25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 2017.
26. Парыгин Д.Б. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 2017.
27. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л.: ЛГУ, 2017.
28. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - М.: Речь, 2019.
29. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 2017.
30. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под. ред. С.А. Боровиковой, Т.П. Водолазсковой. - СПб.: Издательство С-Пб ун-та, 2017.
31. Самыгин С.И., Зайналавидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. 244 с.
32. Социальная психология: учеб. пособие / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 600 с.
33. Синк С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М., 2017.
34. Стуль Я.Е. Руководитель и коллектив. - Челябинск, 2017. 120 с.
35. Управление персоналом / под ред. профессора П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. 320 с.
36. Управление персоналом: учебник для ВУЗов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2018. 412 с.
37. Физиологические и психические основы труда. - М.: Политиздат, 2017.
38. Хартанович К.В., Краев В.Н. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Академический Проект; Трикста. 2017. 268 с.
39. Шакуров Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив. - М.: Просвещение, 2017. с. 93
40. http://krskr.ikso.org/a_history.html
41. http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/
Приложение 1
Составляющие деятельности руководителя по управлению социально-психологическим климатом в коллективе
№ |
Необходимые умения, действия |
От кого зависит |
Комментарии, следствия |
||
Четкое определение задач, поставленных перед людьми |
Руководитель |
Повышение чувства удовлетворения от работы |
|||
Детальное описание должностных обязанностей |
Руководитель |
Повышение чувства удовлетворения от работы |
|||
Умение разбить задачи на более мелкие (ежедневные, еженедельные…) |
Заместители руководителя, руководители структурных подразделений |
Повышение чувства удовлетворения от работы |
|||
Реалистичная оценка своих возможностей в помощи |
Руководитель, приглашённый психолог |
Критичное отношение к себе и своим возможностям позволит работникам избежать эмоциональных и физических перегрузок. Надо понимать, что все знать невозможно, и нет проблемы в том, чтобы ответить «не знаю» |
|||
Проведения собраний коллектива |
Руководитель |
-обмен опытом преодоления неприятных ситуаций/ снятия стресса - возможность спросить совета - корректировка плана дальнейших действий, конкретизация целей и задач - выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам - проведение тренингов по релаксации, планированию - оценка собственных нужд |
|||
Умение пользоваться свободным временем, отдыхать |
Руководитель, руководители структурных подразделений |
Необходимо правильно планировать отдых сотрудников, своевременно предоставлять отпуск в полном объёме, не устраивать «авралов» в выходные и праздничные дни, не задерживать сотрудников после работы. |
|||
Преодоление конфликтов внутри коллектива |
Руководитель, заместители, сами работники |
Необходимо решать конфликт по мере возникновения наиболее эффективным способом, нужно постараться не заострять конфликт, стараться достичь взаимопонимания, выслушивать обе стороны и принимать объективное решение вне зависимости от симпатий и антипатий |
|||
Постоянное повышение квалификации |
Руководитель, заместители руководителя, специалист по кадрам |
Выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам, приобретение новых знаний |
|||
Умение справляться со стрессом, повышение стрессоустойчивости |
Руководитель, приглашённый специалист - психолог или тренер |
Умение справляться с ежедневным стрессом позволяет сотрудникам и самому руководителю испытывать удовлетворение от работы, поддерживать хорошее расположение духа, что влечёт за собой нормализацию межличностных отношений и снижение уровня конфликтности |
|||
Использование механизмов социальной поддержки |
Руководитель |
-группы взаимопомощи - собрания |
|||
Понимание социально-психологических аспектов взаимоотношений внутри коллектива и с клиентами |
Руководитель, заместители руководителя |
- диагностика существующих взаимоотношений; - развитие коммуникативных навыков - понимание механизмов консультирования - развитие навыков эмпатии - работа с границами уровня общения и уровня допуска в личное пространство |