Файл: Экономические методы борьбы с безработицей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3283

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной целью данной программы является – создание условий для внутренней трудовой миграции в трудонедостаточные стратегические регионы, поскольку на текущий момент основные потоки внутренней трудовой миграции направлены на города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, Московскую область, города-«миллионники».

Центральные регионы притягивают внутренних мигрантов за счет своих развитых рынков труда, обеспечивающих высокий уровень вознаграждения, и за счет высокого уровня инфраструктуры. Большинство же трудонедостаточных регионов занимают низкие позиции в рейтинге российских регионов по качеству жизни, что находит отражение во входящих миграционных потоках в данные субъекты РФ. Как показывает практика, недостаточная развитость инфраструктуры, неразвитость рынка жилья, высокие затраты на переселение и сложности с адаптацией на новом месте тормозят процесс внутренней трудовой миграции. Решение инфраструктурных вопросов на текущий момент ложится на работодателей и в большинстве случаев возмещение затрат или содействие в решении данных вопросов не производится со стороны государственных органов. При этом оказание финансовой поддержки, как было отмечено выше, тоже ограничено.

Таким образом, логично предположить, что разработанные правительством меры стимулирования внутренней миграции несовершенны и недостаточны. Наряду с оказанием финансовой поддержки работникам и повышением информационной осведомленности о вакансиях на других рынках труда, государство должно оказывать поддержку и самих работодателей в решении данного вопроса в части создания комфортных условий для релокации работников и членов их семей, а также развития инфраструктуры. В целом, меры государственного стимулирования мобильности трудовых ресурсов выглядят следующим образом, рис. 5.

Решения ряда инфраструктурных вопросов требует не только крупных финансовых вложений, но и определенных временных и административных издержек, что в итоге, находит отражение в привлекательности инвестиционного проекта или его рентабельности. Поэтому увеличение трудовой мобильности требует комплексного подхода и совместной проработки с другими Министерствами РФ (строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, культуры и т.д.).

Ввиду развития процессов трудовой мобильности процессы релокации в настоящее время имеют непосредственное значение в системе управления современных предприятий человеческими ресурсами. Благодаря определению понятия «релокация» процессы перемещения человеческих ресурсов и их эффективность рассматриваются, как в отношении политики управления персоналом предприятия, так и государственной политики управления мобильностью трудовых ресурсов.


Потребности населения в трудоустройстве

Потребности предприятий в трудовых ресурсах

Меры государственного стимулирования мобильности трудовых ресурсов

Дефицит трудовых ресурсов в регионах РФ

1. Постоянный мониторинг и актуализация перечня территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов;

2. Принятие государственных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

3. Осуществление государственной финансовой поддержки работодателей, привлекающих трудовые ресурсы из других регионов страны;

4. Установление гарантийных выплат работникам, осуществляющим переезд на работу в другую местность

Рисунок 5 Меры государственного стимулирования мобильности трудовых ресурсов[16]

Релокация, в условиях гуманистической системы, формируемой в РФ и выстраиваемых отношениях "компания для сотрудника" а не наоборот, представляет собой результат развития современной системы управления человеческими ресурсами и экономики. В связи с этим барьеры и сложности релокации, указанные выше находятся в сфере ответственности работодателя. Он в свою очередь затрачивает большое количество ресурсов на долгий, сложный и дорогостоящий процесс релокации и ожидает полной отдачи, а также эффективности от вложенных им средств. Но в данном процессе государственной политике в сфере занятости населения принадлежит не менее важная роль, которая должна выстраиваться на комплексной основе.

2.3 Пути решения проблем безработицы. Оптимизация государственной политики занятости

Пандемия коронавируса вынудила весь мир уйти на карантин. Бизнес терпит колоссальные убытки, которые закономерно ведут к увольнениям. NEWS.ru рассказывает, в каких странах рост безработицы уже достиг критических отметок, а в каких власти пытаются взять на себя издержки от временного содержания сотрудников, чтобы те в будущем смогли вернуться к работе.

Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.


Похожую схему поддержки бизнеса и населения на фоне эпидемии коронавируса реализуют и во Франции. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек.

Но по-настоящему рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек[17].

В России на фоне пандемии коронавируса с начала апреля 2020 года взлетело число безработных. В стране фактически оказался незанятым каждый десятый трудоспособный россиянин, пишет «Интерфакс» со ссылкой на президента Конфедерации труда России Бориса Кравченко.

По его данным, на начало мая в условиях самоизоляции число зарегистрированных безработных в России составляло 800 тысяч человек. Однако при оценке по методике Международной организации труда (учитывает не только зарегистрированных безработных, но и всех фактически незанятых) их количество составило более 4,5 миллиона человек.

Последние данные говорят о том, что число зарегистрированных безработных в России уже составляет 1,4 миллиона человек, сказал Кравченко. Таким образом, по методике организации, уровень общей безработицы в стране может достигать 8 миллионов человек.

Снижение уровня безработицы, повышение занятости населения, анализ факторов, влияющих на изменение занятости и безработицы, улучшение качественных показателей рынка труда – это важнейшие задачи со-временного государства, выполнение которых оказывает непосредственное воздействие на уровень жизни населения страны.

Оперативная информация о состоянии рынка трудовых ресурсов, его динамик

Несмотря на увеличение численности занятого населения, численность населения трудоспособного возраста сокращается. Значительный перевес существует в спросе на рабочие специальности, а также на специалистов в области информационных технологий, биохимии, нанотехнологий, аэрокосмической промышленности, а также на различные военные специальности. Также в последние годы существенно снижается спрос на некоторые специальности, в основном юридического и экономического направления, что создает несбалансированность между спросом на труд и его предложением. Одной из причин данной несбалансированности является отсутствие комплексного подхода к формированию рабочей силы, начиная от ее обучения и до дальнейшего трудоустройства. Эту проблему можно было бы решить с помощью введения системы дуального обучения, подобной немецкой, когда учащийся во время учебы получает вознаграждение за свой труд на предприятии, а после завершения учебы полу-чает работу на этом предприятии, уже имея опыт и навыки, которые требуются для осуществления эффективной деятельности на предприятии.


Большой урон экономике страны наносят хроническая и скрытая безработица, именно они должны стать первостепенной задачей для государственного регулирования. Необходимы также создание благоприятных условий труда, эффективной системы оплаты труда и поощрений работников,

Реализация направлений предполагает обязательный учет специфики, присущей молодежи в отношениях, которые связанны с трудом и занятостью. Полученные эмпирические данные указывают на тот факт, что молодым гражданам более сложно, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Достаточно сложно бывает вовлечь молодежь во временную занятость и общественные работы, по причине того, что данные виды работ имеют достаточно непрестижный характер [20].

Решение данной проблемы видится в особых подходах, которые необходимо придерживаться при организации работы по вовлечению молодежи в процессы трудовой деятельности.

Предоставление услуг по трудоустройству для молодежи следует осуществлять в такой форме, чтобы молодые граждане не смогли отказаться от их получения по соображениям непрестижности данных видов работ среди молодежи. Важным представляется и обеспечение наличия гражданско-патриотической составляющей выполняемых общественных работ и временной занятости среди молодежи.

Для решения задач снижения напряженности на рынке труда для молодежи, в рамках компетенции органа по работе с молодежью субъекта Российской Федерации могут быть задействованы:

  • пропаганда и содействие органам образования в более широком внедрении профессиональной ориентации в молодежной среде;
  • пропаганда среднего профессионального образования как формы реализации права на образование, в целях равномерного распределения обучающегося контингента по видам образования и предложениям по занятости;
  • поддержка программ обучения профессиональному предпринимательству с целью формирования предпринимательских компетенций;
  • создание условий для самореализации талантливой молодежи;
  • организация обмена информацией с учреждениями профессионального образования о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к подготовке специалистов и их качествам.

Так, большое количество проблем при устройстве молодого работника на работу ведет к разочарованию в своих силах, а порой и к рассеиванию мечты.

Но если приложить усилия и помочь молодому поколению с решением трудностей, возникающих при трудоустройстве, то количество проблем, связанных с молодежной преступностью, сократится в разы, а именно станет ниже уровень преступности, уменьшится число алкоголе- и наркозависимых, а также произойдет спад участия молодежи в экстремистских группировках.


На сегодняшний день в России остается большое количество проблем в сфере трудоустройства молодежи, в связи с тем, что рынок труда является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, который подчиняется собственным закономерностям, которые, следует отметить, необходимо учитывать в политике занятости.

Разработка и реализация государственной политики занятости преследует цель сдерживать растущий уровень безработицы, направлена на увеличение занятости, помощь безработным быстрее возвращаться к активному труду. Однако, только данной политикой нельзя отменить экономические законы рыночной системы, преодолеть существования безработицы как явления. Современная государственная политика занятости ставит перед собой задачу не изжить безработицу вообще, а снизить ее до естественного уровня, с одновременным сокращением длительности безработицы, обеспечения социальной защиты безработных, повышения уровня эффективности государственных программ занятости, использовании таких способов борьбы с безработицей, которые не способны вызывать инфляцию в экономике. Программы государства в области занятости выполняют важную роль в стабилизации социально-экономического положения высвобождаемых с предприятий работников, снижают уровень социальной остроты проблемы безработицы и суммы экономических издержек ее для общества.

Многими учеными изучаются вопросы развития трудовой мобильности и процессов, которые обусловлены и связаны с этим явлением. Данные вопросы в сфере труда и занятости имеют первостепенное значение. С помощью показателя мобильности трудовых ресурсов характеризуется скорость (способность) персонала к изменению своих географических или профессионально-квалификационных характеристик, находящихся и зависящих от изменения спроса на труд. Высокий уровень трудовой мобильности способствует быстрому приспособлению двух величин предложения и спроса на труд, то есть приводит к более эффективному ему использованию.

При выполнении работы было установлено, что достаточно велико число проблем при трудоустройстве молодежи, что приводит к разочарованию потенциальных молодых сотрудников, к снижению их мотивации к высокопроизводительному труду. Ученые, изучая вопросы занятости одной из самых уязвимых категорий населения делают выводы о необходимости реализации помощи в решении проблем молодому поколению в сфере труда. При удачной реализации предлагаемых мер, полученные социальные эффекты будут значительными, а именно: будут отсутствовать проблемы, связанные с молодежной преступностью; снижен уровень алкоголизма и наркомании, участия молодых людей в экстремистских группировках. В работе обозначены основные проблемы, характерные для России в сфере трудоустройства молодого поколения. Они объясняются тем, что рынок труда молодежи представляет собой особый социально-демографический сегмент российской экономики, который подчиняется собственным закономерностям, и их необходимо учитывать при разработке и реализации политики занятости.