Файл: 2. теория государства и права и другие социальные науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение……………………………………………………………..…………….3

1.ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………....4-11

2.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ……………………………………………………………………….12-13


Заключение…………………………………………………………………...14-15

Библиографический список…………………………………………………16-17

Введение

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие.

Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто  юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой  деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

Предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.


1.ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права как наука выполняет важные теоретические и методологические функции.


Функции теории государства и права - это вытекающие из ее назначения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

Функции теории государства и права характеризуют ее роль в системе юридических наук, ее значение для познания государства и права в целом, а также отдельных отраслевых юридических наук.[4, с.56]

Теория государства и права выполняет особые функции, поскольку является наукой абстрактной, обобщающей, познающей государственно-правовую действительность глубже по сравнению с отраслевыми и другими юридическими науками и в силу этого разрабатывающей общетеоретические принципы относительно государства и права в целом. В юридической научной и учебной литературе называются различные функции теории государства и права, но большинство авторов считают, что она осуществляет следующие функции:

  • онтологическую;

  • гносеологическую (познавательную);

  • эвристическую;

  • прогностическую;

  • идеологическую;

  • методологическую;

  • политико-управленческая функция.

1. Онтологическая функция теории государства и права заключается в объяснении сущности и содержания государства и права, причин
их возникновения, функционирования. Теория государства и права изучает государство и право, осмысливает государственно-правовые явления как объекты юридической науки, выясняет их сущность, давая им научное объяснение. Эту функцию иногда называют констатирующей, отвечающей на вопросы: что есть государство и право, из каких структур они состоят, какие функции выполняют и т.д.

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. [7, с.38]

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.



Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

2. Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права заключается в формулировании и объяснении государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций. Она состоит также в выработке способов, приемов познания государства и права. Гносеологическая функция теории государства и права - это собственно познание государства и права, проникновение в многосторонность их проявлений, обоснование истинности выводов и определений о государственно-правовых явлениях. Теория государства и права выявила и обосновала, например, признаки государства, принципы и функции права, причины их по явления и изменения и т.д.

Гносеология (от др.греч. - «знание» и «учение, наука»); эпистемология (от др.греч. «знание» и «слово, учение») - теория познания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание.

В современной философии эпистемология разбивается на два течения, в одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции.

В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина.


3. Эвристическая функция теории государства и права очень тесно связана с гносеологической. Она состоит в получении новых знаний, формулировании новых выводов и положений, открытии новых закономерностей развития государства и права. Другими словами, это не просто познание (гносеология), а открытие нового в государстве и праве на основе глубокого проникновения в сущность познаваемых государственно-правовых явлений. Теория государства и права открыла и обосновала такие закономерности в развитии государства и права, как правовое государство, правовой закон, разделение властей и др. Эвристическая функция характеризует творческие возможности теории государства и права.

Эвристика (др.греч. «отыскиваю», «открываю») - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи.

В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств. [9, с.45]

Основным назначением эвристики является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи.

Существуют следующие типы таких моделей:

- модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок;

- лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения - как блуждание по лабиринту;

- структурно-семантическая модель, которая считается в настоящее время наиболее содержательной и которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу.

4. Осуществление прогностической функции теории государства и права объясняется тем, что научный прогноз, научные гипотезы являются необходимым свойством каждой общественной науки. Теория государства и права, выдвигая гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, помогает развитию и совершенствованию государственного механизма, совершенствованию законодательства, судебной практики, правоприменительной деятельности органов государства и органов местного самоуправления.


Прогноз (от греч. - предвидение, предсказание) - предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания.

Прогноз - это научная модель будущего события, явлений и т. п.

Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Прогностика - научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

К основным методам прогнозирования относятся:

- статистические методы;

- экспертные оценки (метод Дельфи);

- моделирование.

5. Особо следует сказать об идеологической функции теории государства и права. Каждая общественная наука в той или иной степени осуществляет идеологическую функцию, поскольку объяснение происходящих процессов в обществе, его устройства, взаимоотношений людей в обществе дается с определенных мировоззренческих позиций. Поэтому у каждой общественной науки имеется определенная идеологическая заданность, определенная идеологическая составляющая.

Идеологическая функция теории государства и права выступает как воспитательная функция, поскольку, выражая демократическую мировоззренческую позицию, она воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права.

В общем смысле идеология - это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей. В более узком смысле идеология (в рамках системно-управленческого подхода) - это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления. [8, с.17]

Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

6. Методологическая функция теории государства и права - это одна из ценнейших ее функций. Теоретические выводы,