ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества (а также его отдельных сегментов, явлений). Главная цель исторической науки и исторического познания.
Дайте характеристику историческим источникам.
Что такое исторический источник
Можно давать разные определения этого понятия, мне ближе то которое приводит Википедия: «Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события».
Виды исторических источников
В целом все исторические источники можно разделить на 3 большие группы: письменные и материальные (или вещественные) и фольклорные.
Письменные исторические источники
Разберем детальнее: письменные исторические источники включают в себя все, что когда-то было написано нашими предками и при этом сохранилось до наших дней (а многое, к сожалению и не сохранилось). Причем сюда входят не только труды историков прошлого, летописи, исторические манускрипты, а вообще все письменные источники прошлого: художественные романы, бухгалтерские и юридические документы, даже долговые расписки.
Порой именно из сухих бухгалтерских и финансовых документом можно узнать много интересного именно о жизни и быте простых людей, живших в древнем Шумере или Вавилоне, средневековом Новгороде или Праге. К слову, возможно, что и все написанное мной для этого исторического сайта также станет примером письменного исторического источника начала XXI века – уже для историков будущего.
Стоит заметить, что с письменными историческими источниками, написанными на древних забытых языках у историков порой возникают многочисленные трудности и приходится прибегать к помощи талантливых филологов и ученых в смежных областях в попытках дешифровать древний язык, понять и прочитать его. О дешифровке древних письменностей на нашем сайте есть серия интересных статей, переходите по
ссылке.
Материальные исторические источники
Если мы говорим о временах более древних, чем возникновение письменности, в первую очередь о первобытном обществе, но и не только, то единственным источником наших знаний об этом периоде являются материальные исторические источники, полученные в результате археологических поисков, раскопок. Сюда относятся все материальные предметы, оставленные некогда теми, кто жил за много веков до нас: керамические осколки посуды, наконечники копий и стрел, наскальные рисунки на стенах пещер, старинные детские игрушки и монеты, и многое-многое другое.
Изучая вещественные исторические источники, археологи и историки могут восстановить быт тех людей, которые некогда пользовались ими. Впрочем, если говорить об эпохах с письменностью, то и при их изучении множество информации мы получаем из вещественных исторических источников, которые дополняют письменные свидетельства. К примеру, о былом величии Римской империи мы знаем не только благодаря многочисленным трудам римских историков и документов античности, доживших до наших дней, мы можем видеть их воочию по многочисленным материальным памятникам культуры, оставленным нам «римским миром» (Pax Romana): сохранившемся колонам, храмам, амфитеатрам, акведукам и многим другим.
Фольклорные исторические источники
Пожалуй, они представляют собой самый спорный вид исторических источников, так как это, по сути, устная народная память, которая передается из поколения в поколение в виде сказок, легенд, мифов, но как говорится «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так многие сказки и мифы, как полагают историки, были отголоском реальных исторических событий, разумеется, в сказках и мифах реальные события сильно приукрашены и герои (как впрочем, и злодеи) гиперболизированы.
Ярким примером может служить наша сказка о трех богатырях: Илье Муромцы, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и их противостоянии со змеем. На самом деле все 3 героя реальные исторические личности, как и антагонист змей, историкам более известный как половецкий хан Тугоркан. В сказке о богатырях, их приключениях и подвигах можно проследить параллели с реальными историческими событиями, связанными с Киевскою Русью и ее борьбе с
половцами.
Или другой не менее яркий пример уже из западного фольклора – легенда о короле Артуре. Король Артур, его советник, волшебник Мерлин, отважный рыцарь Ланселот, коварный Мордред и прочие герои эпоса, разумеется, от начала и до конца выдуманные персонажи. Но в самом эпосе, как полагают историки, содержаться отголоски реальных исторических событий, происходивших в Англии в V веке, когда она была завоевана племенами англов (собственно давших название «Англия»).
Анализ исторических источников на достоверность
К сожалению не всем историческим источникам можно доверять, как минимум доверять безоговорочно. Разумеется, если идет речь о фольклорных источниках, то понятно, что их достоверность будет под вопросом, ну а если мы имеем дело с письменными трудами историков прошлого. Тут тоже не все однозначно, так как часто историки тоже были далеко не всегда объективными. Все мы знаем фразу, что «историю пишут победители», к сожалению, она имеет смысл в отношении многих письменных исторических свидетельств. Те же летописцы, как правило, находились на службе у князя и о событиях современных им писали так, чтобы выставить своего покровителя (князя) в выгодном свете. За примером далеко ходить не надо, посмотрите, как освещают события современные СМИ и в каком свете. А летописцы это были по сути теми же средневековыми СМИ (только без телевидения и интернета)
Перечислите известные вам способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информацииНосителем информации о прошлом является исторический источник. Виды источников:
|
Дайте характеристику основным концепциям исторического процесса
Сложились различии концепции развития общества. Концепция в данном случае представляет собой определенный способ понимания, способ трактовки исторического процесса.
Наиболее древней является теологическая концепция (с 5 д 18 в. Согласно этой концепции исторический процесс зависит от божественной воли. Бог – единственный творец истории, человек – лишь исполнитель божественного замысла, смысл которого недоступен человеческому разуму. Смысл истории здесь – поступательное движение человечества к Богу. В ходе
этого движения человек должен совершенствоваться, причем это совершенствование должно касаться в первую очередь нравственного облика человека. Крупнейшими представителями этой теории – христианские богословы Августин Блаженный (354—430) и Фома Аквинский (1225-1274)
С началом Нового времени религиозная интерпретация истории была подвергнута критическому переосмыслению. Сформировалась рационалистическая концепция исторического процесса (18 в.). Согласно рационализму исторический процесс не зависит от божественной воли. Историю делают люди, которые руководствуются собственными представлениями о правильном и неправильном.
В рамках этой концепции оформились подходы двух известных немецких философов (Георг Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883). Они считали, что история универсальна. Она развивается по общим законам.
Гегель считал, что субстанцией истории, те ее первоосновой, является духовное начало. А содержание этого духовного начала заключается в стремлении к свободе. Исторический процесс – процесс в сознании свободы. Двигаясь вперед, общество все лучше и лучше понимает идею свободы. Все больше эта идея находит свое практическое воплощение.
Если Гегель придерживался идеализма в объяснении исторического процесса, то Маркс отстаивал позиции материализма.
Маркс разработал формационный подход к интерпретации исторического процесса. Согласно этому подходу исторический процесс – смена общественно-экономических формаций. Формации различаются между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре.
Маркс выделил 5 формаций:
-
Первобытнообщинная (бесклассовое общество) -
Рабовладельческая (классовое общество) -
Феодальная (классовое общество) -
Капиталистическая (классовое общество) -
Коммунистическая (бесклассовое общество)
Маркс утверждал, что смена формаций осуществляется преимущественно путем революций. Слабость формационного подхода – здесь все замыкается на материальном производстве. Материальное производство выступает как основной фактор, определяющий общественное развитие. Другим факторам должного внимания не уделяется.
Преодолению этого недостатка призвана служить другая концепция исторического процесса – цивилизационная концепция(20в). Ее представители: российский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), немецкий историк Освальд Шпенглер (1880-1936), британский историк Арнольд Тойнби (1889-1975).
В отличие от формационного подхода цивилизационная концепция рассматривает историю как многолинейный процесс развития отдельных цивилизаций. Кроме того, считается что история каждой цивилизации уникальна. Каждая цивилизация проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.
Сторонники цивилизационного подхода во главу ставят культуру во всем ее многообразии (наука, образование, искусство, политика, право)
Что такое модернизация? Опишите этапы и суть этого процесса.
Модернизация в экономике
Модернизировать экономику, значит, ликвидировать отсталость, вывести ее на современный передовой уровень. Этот процесс включает следующие этапы:
-
выпуск продукции (услуг), соответствующих международным стандартам; -
замена устаревшего производственного оборудования (модернизация средств производства); -
внедрение инновационных технологий в сферу производства и управления; -
переподготовка трудовых кадров (повышение качества человеческого капитала); -
снятие экономики «с сырьевой иглы». В случае с РФ – это снижение зависимости экономики от добычи и продажи углеводородов (нефти и газа); -
увеличение притока иностранных инвестиций (финансовых средств).
Экономисты рассматривают 2 способа модернизации:
-
Модернизация «сверху», т.е. под государственным давлением. Это означает концентрирование всех (материальных, трудовых, финансовых) ресурсов в руках государства, перераспределение ВВП (валового внутреннего продукта) в пользу государства. Не исключено и применение репрессивных мер. Примеры: реформирование экономики России Петром Первым, экономики СССР – Сталиным. -
Модернизация «снизу», т.е. частной инициативой, поддерживаемой государством. Поддержка в этом случае осуществляется в создании условий для модернизации. Пример — развитие экономики Западной Европы.
Посмотрите, как выглядит история модернизации экономики в разных странах в зависимости от исходных условий экономического и политического уклада:
Общие проблемы развития | Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) | Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) | Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка) |
Начало перехода к модернизации экономики | Раннее | Относительно позднее | Позднее |
Преобладающие факторы развития | Внутренние | Внутренние и внешние | Внешние |
Элементы традиционного общества | Минимальны | Значительны | Значительны |
Путь перехода к модернизации | Революционный | Реформаторский | Смешанный |
Наличие либеральных политических традиций | Высокоразвиты | Отсутствовали или были минимальны | Минимальны |
Темпы модернизации | Средние | Высокие | Средние |
Политическая и социальная стабильность | Относительно высокая | Низкая | Средняя |
Характер развития | Опережающий | Догоняющий | Догоняющий |
Роль государства в экономике | Минимальна | Высока | Значительна |
Качественные показатели социально-экономического развития | Высокие | Низкие | Низкие |
Характер экономики | Частнокапиталистический | Многоукладный | Многоукладный |