ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модернизация в политике
Под политической модернизацией понимают перестройку политической системы общества, основанную на демократических преобразованиях. К таковым относятся:
-
укрепление правовых основ государственности (совершенствование законодательной базы и соблюдение ее реализации). Законы должны не только создаваться, но и исполняться; -
разделение ветвей власти (законодательной, судебной и исполнительной). Это означает, что один государственный орган не может совмещать функции более одного вида власти. Такое разделение необходимо для недопущения монополизации власти в руках одного органа (одного человека). -
политическая активизация населения страны: общественное выражение реакции на различные политические события (собрания, митинги и пр.), участие в выборах; -
создание новых партий (многопартийность) и партийных систем → дифференцированная политическая структура.
Социальная и культурная модернизация
Социальная модернизация подразумевает изменения в обществе, затрагивающие социальные (касающиеся жизни людей в обществе) аспекты его функционирования.
Модернизация экономическая, политическая и социальная неразрывно связаны между собой. Изменение какого-либо аспекта жизни общества неминуемо влечет трансформацию других. Эта концепция получила название «теория модернизации».
Так, обновления в экономике способствуют повышению жизненного уровня людей, как следствие – отходит на второй план забота о физическом выживании и актуализируются иные социальные запросы: образование, общение, самосовершенствование и т.д.
Социальная модернизация – это совокупность изменений в демографической, психологической сфере. Ее главная цель – создание демократического общества на основе общечеловеческих ценностей.
Заключение
Как уже говорилось ранее, все виды модернизации взаимосвязаны
. Изменения в культуре, подвижка системы ценностей, обретение новых идеалов становятся катализатором подвижек в экономике. Это относится к органическим преобразованиям культуры.
Если же имеет место быть вторичная модернизация экономики (по принципу имитирования), то она везет за собой «паровозиком» навязывание новых идей, иного образа жизни. В данном случае налицо неорганическая модернизация культуры.
Перечислите и прокомментируйте факторы, оказавшие влияние на развитие восточных славян
-
1) Географический -
а) значение почвенных и ботанических полос. Три географических особенности, благоприятных для условий исторической жизни страны - 1) ее деление на почвенные и ботанические полосы с неодинаковым составом почвы и неодинаковой растительностью; 2) сложность ее водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов; 3) общий ботанический и гидрографический на центральном пространстве. -
б) влияние речной системы. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русс кие города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха) . При таком влиянии на народнохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение. Речными бассейнами направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны.
Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними.
2) Этнический.
Люди, населявшие север и центр Восточно-Европейской равнины в I тыс. до Р. Х., говорили на индоевропейских и финно-угорских языках. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству.
3) Социальный.
Обозначившееся еще в эпоху бронзы, во II тыс. до Р. Х., разделение племен на оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие существенно воздействовало на судьбы этих племен, но не было ни абсолютным, ни окончательным.
Более мобильные и вследствие этого более воинственные скотоводческие племена век за веком медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад; многие из этих племен подолгу задерживались в прикаспийских и причерноморских областях. Достаточно распространенным явлением был переход кочевников к оседлости; под натиском новых пришельцев оседлые или полуоседлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места обитания и возвращаться к кочевому образу жизни.
Земледельческие племена тоже далеко не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев.
4) Политический
Сложное взаимодействие оседлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона.
И военные стычки, и набеги, и политические союзы, и торговые отношения степняков и лесных жителей все это воздействовало на жизнь славян. При этом "лес" и "степь" не оставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общении складывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы.
Какие основные сферы жизни общества затрагивает модернизация
Модернизация захватывает все сферы общества – экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру. Изменения в этих областях тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Например, быстрый экономический рост на основе технического прогресса предполагает соответствующее изменение культурных установок, реформы политических структур, законодательства.
Перечислите эшелоны модернизации и дайте им характеристику
Сообщение Теория модернизации и Макс Вебер
Теория модернизации
Теории модернизации —это совокупность концепций общественного развития, объясняющих процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Об идее модернизации можно говорить в трёх смыслах.
В первом смысле модернизация — синоним всех прогрессивных социальных изменений. Подобное толкование применимее и к выходу из пещер, и строительству первых домов, и к смене лошадиной повозки машиной, замене пишущей машинки компьютером, или подготовке в учебных заведениях конфликтологов-медиаторов.
Второй смысл означает процессы индустриализации, урбанизации, демократизации, деления на современные классы, рационализацию поведения и т.п. — всё, что связано со становлением капитализма как типа социальной системы. Классические работы по модернизации принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Тённису.
Третий смысл в термин «модернизация» вкладывают, когда описывают процессы, происходящие в странах третьего мира, стремящихся догнать развитые страны мира, а в последнее время и реформы в восточно-европейских странах и России.
Первичная модернизация.Она охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав. Здесь проблемы модернизации по существу совпадают с классическими проблемами генезиса капитализма.
Ранним аналогом базовой для теории модернизации типологии «традиция — современность» является различение у Маркса «первичной» и «вторичной» формаций, где традиционные отношения личной зависимости противопоставляются материально-вещным (рыночным) отношениям, опосредованным товарным обменом. Затем возникают типологии Ф.Тённиса (общность — общество), Э.Дюркгейма (механическая — органическая солидарность), Ч.Кули (первичная — вторичная группа). Более глубоко и оригинально разработал концепцию первичной модернизации М.Вебер, которого многие западные социологи считают родоначальником современной теории модернизации.
Главной идеей Вебера стала идея экономической рациональности, нашедшей выражение в капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным правом и рациональным управлением (бюрократией). Первый шаг рационализации по Веберу — замена магии верой в единого бога, затем следует переход к вере — частному делу, определяемому свободой выбора, индивидуальной автономией, экономической рациональной этикой. В своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» он поставил проблему социокультурных оснований современного западного общества. Восточные религиозно-культурные системы не были способны порождать духовные предпосылки капиталистического развития и демократии.
Протестантство как результат религиозной реформации формирует новую хозяйственную культуру, потому что, будучи в оппозиции к официальной религии, религиозные меньшинства вынуждены отказываться от политического влияния и концентрировать свои усилия в сфере предпринимательства. Именно с протестантских сект, по мнению Вебера, начинается подъём капиталистического предпринимательства. Аналогии Вебер искал и в других культурах. Например, джайны в Индии, которым вследствие запрета умерщвлять живые существа были недоступны сельскохозяйственные занятия, оказались успешными коммерсантами и финансистами. Корни японской хозяйственной культуры уходят в религиозно-этические учения буддистских сект эпохи Токугава (1600-1867), которые поощряли повседневный труд и накопление капитала. Хозяйственной этике Русской православной церкви часто противопоставляют старообрядческую субкультуру, для которой характерна предпринимательская традиция.
Вебер был явным европоцентристом. Он не дожил до наших дней и был убеждён, что рационализация во всех сферах общественной жизни — это особый западный путь. Ему было не ясно, почему на Востоке не сложился эндогенный капитализм и каковы перспективы заимствованного вторичного капитализма.
Теории вторичной модернизации.В 50-60 годы двадцатого века мир разделился на три мира. Первый мир — развитые капиталистические страны. Второй мир — социалистических стран — шёл по пути планово-государственной индустриализации, высоких, но уравнивающих все классы и группы стандартов социальной защиты, отказа от плюралистической демократии. Западные социологи социалистический лагерь в расчёт не брали, хотя и допускали возможность конвергенции двух первых миров. Страны третьего мира, получившие формальную независимость после краха колониальных империй, но задержавшиеся на доиндустриальной стадии, стали предметом пристального внимания и теоретизирования социологов. Т.Парсонс, Ш.Айзенштадт, Д.Аптер, С.Хантингтон снова обращаются к теории М.Вебера. Для третьего мира модернизация, по их мнению, это догоняющее развитие с сознательным копированием западных обществ. Теоретики вторичной модернизации считали, что догоняющему развитию свойственны следующие закономерности.
ü Менее развитые страны должны пройти тот же путь, что и развитые, возможно в более короткие исторические сроки;