ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
1. Становление и развитие полиции в России
2. Принципы деятельности полиции
3. Права и обязанности полиции
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для охраны и защиты личности, общества и государства создана система органов, обеспечивающих надежную правоохрану и осуществляющих меры реагирования в каждом случае нарушения или неправильного применения закона. А потому правоохранительные органы во все времена оставались и остаются наиболее важными государственными органами, обеспечивающими стабильное развитие государства, защиту прав и интересов населения, не давая тем самым обществу погрузиться в хаос и анархию.
Наше государство определяет себя как демократическое правовое государство, а потому оно не только должно декларировать общечеловеческие ценности, права и свободы личности, но и гарантировать их реальное исполнение и проводить всевозможные мероприятия для их реального воплощения. Полиция в этом случае является отличным инструментом для обеспечения подобных гарантий. Это обусловлено тем, что, являясь частью государственного механизма реализации государственных интересов и государственной политики, она выступает наиболее емким по объему выполняемых правоохранительных функций, институтом обеспечения гарантий, прав и свобод граждан.
Полиция и ее деятельность являются сложным, исторически изменяющимся государственно-правовым и социальным институтом. Структурно-функциональные изменения полиции были обусловлены постоянно меняющимися условиями общественной жизни. К сожалению, в истории полиции были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта. Познание прошлого имеет не только теоретико-познавательное значение, но и является неотъемлемым компонентом исследования настоящего. Современные правовые проблемы следует изучать их через генезис и развитие, что поможет найти пути и способы выявления их положительных тенденций и распознать негативные явления.
Гражданская активность в сфере охраны общественного порядка практически, сведена на нет, что вольно или невольно превратило правоохранительную деятельность в сугубо ведомственную задачу и обязанность соответствующих государственных органов.
Особенностью современного этапа развития российской государственности является принятие весьма большого количества законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания, структуру и систему правоохранительных органов. В частности в России проводится административная реформа, которая направлена на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, в этом и заключается актуальность данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере взаимодействия органов полиции между подразделениями и иными органами государственной власти Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции в Российской Федерации.
Цель работы во многом определялась потребностями современного развития российской государственности.
Целью исследования является изучение и обобщение исторического опыта организации полиции в России, раскрытие возникавших в ходе этого процесса общественных отношений.
1. Становление и развитие полиции в России
Полиция - один из древнейших и неотъемлемых институтов государства, играющий главную роль в обеспечении внутренней безопасности любой страны. Нередко в разных странах полицию называют милицией, тем самым отождествляя эти понятия. Заглянем в историю, проследим эволюцию полиции и милиции, определим, чем полиция отличается от милиции, в чем их тождество и сделаем вывод относительно того, стоит ли одно понятие заменять другим.
Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» - город) и обозначает городское государственное устройство и управление. Такая дефиниция полиции обусловлена тем, что в Древней Греции представление о государственности было связано только с городом (полисом), а потому основой смысл усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности.
Со временем термин «полиция» заимствовал и Рим. То, что греки обозначали словом «polis» (городское дело), римляне стали называть «respublica» (общественное дело). Термин «полиция» римляне употребили его в самом неопределенном смысле, включая доброту нравов, хорошую нравственность, охраняемую законом. В Риме полиция осуществляла надзор за зданиями и строительством в городе, за рынками, а также ведала общественными играми. Милиция (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат - пехотинцев. Со времени учреждения постоянных армий милицией стали называть военное войско, которое мобилизовалось только в военное время. В мирное время кадров для образования милиции не содержалось вовсе, или содержались, но в самом незначительном составе.
В Западной Европе полиция возникает в XVI в. и становится правительственным учреждением, призванным обеспечивать безопасность. Однако само понятие полиции охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность. Именно из европейского юридического лексикона данный термин был заимствован Петром I .
Система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в организованной форме существует в России уже несколько столетий, беря свое начало в эпохе Петра I. До Петра I на Руси не существовало необходимости в постоянной и профессиональной полиции, а потому полицейские функции осуществлялись различными государственными органами и должностными лицами - поначалу выполнялись князем и его дружиной, а с усовершенствованием и усложнением общественной организации они перешли к воеводам, посадникам, старостам и т.п. Также полицейские функции осуществлялись и христианской церковью в лице архиепископа, которая рассматривала дела специальной юрисдикции. Такое положение вещей определялось тем, что допетровская Русь была традиционным обществом, в котором поведение подданных регулировалось нормами морали и традициями, а не законами и указами, часто заставляющими людей отказываться от традиционного поведения. Поэтому термин «полиция» можно употреблять по отношению к России XVII в. лишь условно. Более правильно будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие в последствии особую полицейскую функцию, вычленявшихся из общей охранительной функции государства.
Существует несколько подходов к выделению основных этапов исторического развития полиции. Так, одни ученые выделяют только два этапа: до начала XVIII века и до февраля 1917, объясняя подобное разграничение петровскими реформами на первом этапе и падением монархического строя и упразднением полиции на втором. Другие ученые выделяют четыре этапа: 1718-1761 (основание регулярной полиции Петром I), 1762-1801(основание регулярной полиции в уездах), 1802-1861 (с образования МВД до отмены крепостного права), 1861-1917 (период до краха Российской Империи).
Таким образом, полиция, развиваясь в рамках российского государства, оказывала большое влияние на все происходящие в нем процессы, в том числе на развитие общественной, политической и экономической жизни. Деятельность полиции не ограничивалась лишь поддержанием общественной безопасности, предупреждением и раскрытием преступлений. Существовали и иные направления ее деятельности, и их изучение может явиться темой отдельного исследования.
2. Принципы деятельности полиции
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17).
Названные конституционные предписания являются основополагающими для деятельности органов полиции. Они закреплены в действующем административном, уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве. Человек, его права и свободы находятся в центре правоохранительной деятельности полиции.
Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина означает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
· назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
· в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина .
Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться, кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Законность является основополагающим принципом, режимом и методом деятельности органов полиции. Сотрудники полиции обязаны соблюдать нормативные предписания независимо от того, где эти предписания содержатся - в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Сотрудники полиции обязаны соблюдать законодательство, уважать и выполнять судебные решения, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.
Принцип законности предполагает, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции. Ведомственный контроль направлен на обеспечение законности и служебной дисциплины и осуществляется в различных формах и с помощью различных методов. Контроль может касаться как действий сотрудников полиции, так и принятых нормативных документов, а также целевого расходования бюджетных средств.
Согласно Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).