Файл: Содержание Вариант второй. Методическое обучение учителей начальных классов Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Вариант второй.

Методическое обучение учителей начальных классов

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Цель, задачи, функции методического обеспечения учителей начальных классов………………………………………………………………….4

2. Специфика методической работы в начальном образовании…………4

3. Содержание и структура методической работы……………………….6

4. Виды научно-методической работы учителя: методическая, исследовательская, экспериментальная…………………………………………..6

5. Планирование и организация методической работы учителя начальных классов……………………………………………………………………………….8

6. Нормативно-правовое обеспечение работы методического объединения…………………………………………………………………………9

7. Оформление документации методического объединения11

Заключение………………………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложения………………………………………………………………………15

Введение

Современный период российского общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам.

Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях начального образования. Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы.

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что анализ существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.

Подходы к пониманию сущности и новых форм методической работы были раскрыты в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой.


Цель данной работы - рассмотреть методическую деятельность учителей начальных классов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть сущность деятельности педагога;

2) Рассмотреть виды методической работы;

3) Определить уровни и формы осуществления методической работы.

1. Цель, задачи, функции методического обеспечения учителей начальных классов.

1. Цельметодического обеспечения: создание соответствующей требованиям ФГОС НОО единой развивающей образовательной среды, побуждающей к самовыражению всех участников образовательного процесса.

  1. Методическое обеспечение способствует решению следующих задач: эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов; ознакомление педагогов с современными педагогическими направлениями и технологиями; координации усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – улучшение образовательного процесса.

  2. Методическое обеспечение выполняет следующие функции:

анализирует учебные возможности обучающихся, результаты образовательного процесса, в том числе внеклассной работы по предмету и внеурочной деятельности; обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими продуктами; планирует оказание конкретной методической помощи учителям начальных классов и учителям-предметникам; организует работу методических семинаров; изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности; организует внеклассную деятельность учащихся по предмету; принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям; организует работу наставников с молодыми спе­циалистами и малоопытными учителями; разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах и организует их проведение.
2. Специфика методической работы в начальном образовании.

Успешное развитие системы начального образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.)



Основные виды методической деятельности: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение педагогических кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.

Методическая работа - система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа - достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Деятельность педагога начального образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы начального образования.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
3. Содержание и структура методической работы

Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания методической работы часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления. Трудно отрицать тот факт, что учитель - стажер испытывает другие затруднения в процессе работы, чем учитель-методист. Однако, необходимость методической учебы важна для всех групп учителей. Так же отличия в содержании методической работы определяются и уровнем развития всего педагогического коллектива.

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.


Н.В. Немова выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:

работа с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой школе; работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организация работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций.

На наш взгляд, это наиболее подходящая структура содержательной стороны методической работы. При четком определении целей, задач и содержания методической работы, не составит труда подобрать соответствующие формы, осуществления методической работы. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру методической работы в школе.
4. Виды научно методической работы учителя: методическая, исследовательская, экспериментальная

Профессиональная компетентность современного педагога начальной школы определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого - педагогическом процессе начальной школы, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: исследовательской; методической; экспериментальной.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Методическая деятельность учителя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.


Экспериментальная деятельность учителя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами школы.
5. Планирование и организация методической работы учителя начальных классов

Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании: работа с нормативными документами; реализация общешкольной методической темы, диагностическая работа; экспертно-аттестационная работа; обобщение опыта работы педагогов; организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.; организация различных конкурсов, смотров; методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности; работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства; анализ деятельности методической службы.

Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:

- общешкольные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, методические выставки, стенгазеты, бюллетени);

- групповые формы методической работы (методические объединения, школы передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков;

- индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, наставничество, индивидуальное самообразование).

Как наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний): теоретические семинары; семинары-практикумы; диспуты, «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы; обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки; обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла; обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий; обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся; разнообразные выставки, отчеты по самообразованию; обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению; - конкурсы «Лучший учитель кафедры, школы…»,  педагогические советы и др