Файл: Содержание Вариант второй. Методическое обучение учителей начальных классов Введение.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Нормативно-правовое обеспечение работы методического объединения
Нормативно-правовая база научно-методической работы представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих задачи и полномочия методической службы.
В соответствии с Законом РФ «Обобразовании» (С 1 сентября 2013 года действует новый Закон РФ "Об образовании" 2013 года 273-ФЗ) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. признает за государством обязанность обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения.
Организацию школьной методической службы регулирует Приказ Министерства образования Российской Федерации № 90-М от 16.08.94,определяющий содержательную сферу методической работы в различных областях деятельности:
1. В информационной области: создание регионального банка данных педагогической информации и информационной педагогической системы.
2. В диагностическо-просветительской области: диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации; диагностика информационных потребностей учителя.
3. В области содержания образования: работа с педагогическими кадрами по изучению временных стандартов образования; оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития; дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения; пропаганда новых педагогических технологий и оказание помощи образовательным учреждениям в их освоении.
4. В инновационной и экспериментальной области: экспертиза инноваций, научное кураторство экспериментальной деятельности; организация опытно-экспериментальной работы; организация методической работы с кадрами инновационных учебных заведений.
5. В области повышения квалификации: переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров и руководителей органов управления образованием; модульная подготовка педагога; повышение квалификации работников методических служб.
6. В области аттестации: участие в аттестации педагогических и руководящих кадров; участие в аттестации учащихся; участие в аттестации образовательных учреждений».
Особое значение приобретают акты и рекомендации региональных и муниципальных органов управления образованием. В современных условиях происходит постоянная трансформация нормативно-правовой базы.
К документам школьного уровня могут относится: устав образовательного учреждения; программа развития образовательного учреждения; положение о педагогическом совете образовательного учреждения; положение о Методическом совете школы; положение о методическом объединении, творческой группе педагогов (других структурных подразделений методической работы); приказ о создании методических объединений, творческих групп и других объединений педагогов; приказ о назначении руководителей методических объединений, руководителей творческих групп; протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, заседаний методических объединений педагогов; план и анализ методической работы; план работы Методического совета; планы работы методических объединений и творческих групп педагогов; перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических работников.
Перечень локальных актов образовательного учреждения определяется Уставом ОУ и зависит от системы деятельности конкретного учреждения.
7. Оформление документации методического объединения
Методическое объединение учителей начальной школы – структура, необходимая для качественного управления работой образовательного учреждения.
Работа методического объединения учителей начальной школы помогает педагогам: овладевать более совершенными навыками, методами и приемами обучения и воспитания детей; систематически знакомиться с опытом коллег, достижениями педагогической науки, научно-популярной методической литературой; обобщать опыт работы учителей школы, что способствует повышению их профессионального уровня.
Документация школьного методического объединения
1. Приказ директора образовательного учреждения о создании МО
2. Приказ о назначении на должность руководителя МО
3. Положение о МО
4. Банк данных об учителях, входящих в МО
5. Сведения о внедрении вариативного начального образования вариативности (по какому УМК работают учителя)
6. План работы на новый учебный год. (Скачать документ)
7. План работы с молодыми учителями
8. План проведения предметной недели или декады
9. Сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО
10. График проведения открытых уроков
11. Сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены МО
12. График проведения административных контрольных работ
13. График повышения квалификации учителей
14. Протоколы заседаний МО (скачать образец)
15. Анализ работы МО за прошедший учебный год
Разработано положение о методическом объединении учителей начальной школы (приложение 1), определены задачи методического объединения на учебный год, по итогам которого председатель методического объединения оценивает деятельность по каждому из направлений по пятибалльной шкале (приложение 2). Такая таблица прилагается к анализу работы методического объединения за учебный год.
Наряду с годовым планом работы документация методического объединения учителей начальной школы включает список его членов; программы и проекты деятельности; аналитические материалы; материалы “методической копилки” учителя начальной школы; план и протоколы заседаний.
Заседания методического объединения учителей начальной школы должны проводиться не менее одного раза в четверть. В приложении 3 представлены примерные темы заседаний на 20хх–20хх учебный год. Образцы бланков протоколов заседаний даны в приложении 4 .
Заключение
Подводя итоги работы необходимо сделать следующие выводы.
Методическая работа в образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.
Задача руководства и методической службы школы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в школе является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных образовательных потребностей.
Индивидуальный подход к учителю способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению учителем творческого подхода к работе.
Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
В заключение можно сказать, что для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач развития школы и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.
Список литературы
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.
2. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.–Курган, ИРОСТ, 2011.-138с.
3. Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.-90с.
4. Немова Н.В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя // Практика административной работы в школе.-2005.-№7.
5. Никишина,И.В. Организация внутри школьной методической работы/ И.В.Никишина. -М.:Учитель, 2006..-127с.
Приложение 1
Положение о школьном методическом объединении
учителей начальных классов
1. Общие положения
1.1. Методическое объединение учителей начальных классов – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом.
1.2. Члены методического объединения: учителя первых – четвертых классов, воспитатели группы продленного дня, заместитель директора по учебно-воспитательной работе первой ступени.
1.3. Методическое объединение учителей начальных классов взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников данного учебного заведения, методическими объединениями начальных классов других образовательных учреждений района, округа, города, страны.
2. Задачи методического объединения учителей начальных классов
2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.
2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено.
2.3. Овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.
2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.
2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.
2.6. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.
2.7. Координирование взаимодействия с другими методическими объединениями данного образовательного учреждения.
3. Функции методического объединения учителей начальных классов
3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и учащихся.
3.2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.
3.3. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.
3.4. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.
3.5. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.
3.6. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллектива школы, а также коллективов других школ.
3.7. Оценивание работы коллектива, ходатайствование о поощрении членов методического объединения.
3.8. Организация повышения квалификации педагогов.
4. Документация методического объединения начальных классов
4.1. Положение о методическом объединении начальной школы.
4.2. Функциональные обязанности всех членов методического объединения учителей начальной школы.
4.3. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за учебный год.
4.4. Кадровый состав и характеристика кадров.
4.5. Годовой план с целями и задачами работы, поставленными с учетом тем по самообразованию учебного заведения, начальной школы и персональных тем учителей и воспитателей.
4.6. Графики проведения заседаний методического объединения.
4.7. Протоколы заседаний методического объединения.