Файл: Кафедра педагогики и психологии иигсо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИИГСО

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
Научно-исследовательская работа

(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Выполнила обучающаяся 2 курса

__________________

(подпись)

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

Форма обучения: заочная

Отметка: _________________________

Руководитель практики :

______________________

(подпись)

21 февраля 2023 г.

Новосибирск 2023
Институт истории, гуманитарного и социального образования

Группа

Кафедра

Код, наименование направления

Профиль:
РАБОЧИЙ ГРАФИК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на практику Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
обучающегося

Сроки практики: 09.02.2023 г. – 21.02.2023 г.

  1. Место прохождения практики: кафедра педагогики и психологии ИИГСО

  2. Сроки сдачи отчёта: 21.02.2023 г.

  3. Календарный план

№ п/п

Наименование работ

Срок

1

Установочная конференция по практике

09.02.2023

2

Знакомство с особенностями организации психолого-педагогического исследований

10.02.2023

3

Аналитическое обоснование замысла научного исследования

11.02.2023

4

Составление глоссария научного исследования

15.02.2023

5

Оформление библиографического списка

17.02.2023

6

Оформление отчетной документации

20.02.2023

7

Итоговая конференция

21.02.2023



Выписка из журнала вводного инструктажа кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Дата

ФИО инструктирующего

Подпись







инструктирующего

инструктируемого

09.02.2020










Групповой руководитель практики _______09.02.2023

Задание принял к исполнению ____________ 09.02.2023
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Знакомство с особенностями организации

психолого-педагогического исследований

Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

  1. Глава III. Методы и методики психолого-педагогического исследования. Параграф 1. Исследовательские методы и методики.


После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению

поставленных задач.

Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необходимо ориентироваться на использование определенной совокупности способов, средств и приемов научного познания. Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности.

Прежде всего, при планировании и проведении психолого-педагогических исследований необходимо ориентироваться на методологические принципы и конкретно-научные формы их проявления в соответствии с теоретической позицией исследователя.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.

Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.



По уровню проникновения в сущность выделяют группу:

Методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение

и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными.

Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости оттого, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конкретные методики психологического исследования. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве

методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, выступают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кеттела, Айзенка и др.

Чтобы выбрать тот или иной метод, и тем более для того, чтобы определить группу методов, позволяющих осуществить поисковую исследовательскую работу, полезно познакомиться хотя бы с краткой характеристикой отдельных методов, уяснить их возможности.

Характерный признак эмпирического объекта — возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений. В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объектов, динамика их изменения (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д.). На базе принципов, зафиксированных в существующих теориях, на эмпирическом уровне происходит классификация (скажем, классификация типов поведения, способов профилактики


и т. д.), сравнение зафиксированных фактов и их обобщение. Эти

процедуры позволяют установить эмпирические выводы и зависимости. В общей и социальной педагогике, в педагогической психологии их сформулировано много. К ним принадлежит, например, зависимость между авторитетом воспитателя и результатами воспитательного процесса, между многообразием видов деятельности и возможностями для самоутверждения подростка, между занятостью подростков и количеством правонарушений.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод независимых экспертов или компетентных судей), создание диагностических ситуаций и др.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы

используется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования соответствующего арсенала методик (средств и приемов).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Аналитическое обоснование замысла научного исследования

Тема студенческого научного исследования

Особенности общения со сверстниками и уровень агрессивности в подростковом возрасте

Ключевые понятия

Общение, сверстники, агрессивность,психологическая характеристика, подростковый возраст,социально-педагогическая проблема.

Актуальность выбранной темы для современной науки и практики

Актуальность темы определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность.

Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком. Поэтому несомненно важно наблюдать за подростками в этот сложный период, уметь находить к ним подход и общаться с ними, ведь они часто не понимают не только взрослых людей, но и самих себя; от этого возникают конфликты с родителями, с учителями, с друзьями.

Подросток часто чувствует себя брошенным, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой или заниженной самооценке. Отсюда и вытекает агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но не знаем, как с этим работать и как это исправить.

Агрессивность подростков нередко приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность или суицид. Сложность решения этой глобальной проблемы состоит в том, что огромное влияние на подростков оказывают средства массовой информации, показывают фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения, будто агрессия в нашем обществе считается нормой. Очень важно понимать, как правильно реагировать на агрессию подростков и найти подходы, которые смогут снизить уровень агрессии у подростков. Следует отметить, что ученые и педагоги еще не смогли решить эту проблему до конца, что подтверждает актуальность этой темы.


Цель и задачи исследования

Цель - рассмотреть и проанализировать особенности агрессивности в подростковом возрасте, как актуальную социально-педагогическую проблему.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические особенности проблемы агрессивного поведения подростков.

2. Провести исследование эффективности социально-педагогической работы по снижению агрессивности подростков.

3. Разработать пути совершенствования социально-педагогической работы с подростками по снижению их агрессивности.

Методы исследования

Анализ психолого-педагогической литературы,

Методики исследования

Методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»,

«Опросник агрессивности Басса-Дарки».

План работы

1. Теоретические особенности проблемы агрессивности в подростковом возрасте

1.1 социально-психологические особенности подростков

1.2 причины агрессии у подростков

2.Исследование эффективности социально-педагогической работы с агрессивными подростками

2.1 методика исследования агрессивности подростков

2.2 формирующий этап

2.3 контрольный этап

3. Пути совершенствования социально-педагогической работы с подростками по снижению их агрессивности

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Составление глоссария основных (ключевых) понятий научного исследования

№ п/п

Понятие

Определение

Автор

Выходные данные

1

Общение

процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного психологического и поведенческого влияния.

В.М. Семышева

В.М. Семышева. Словарь терминов и понятий по курсу «Психология и педагогика» – Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2014. - 110 с.

2.

Сверстники

люди примерно одинакового возраста, относящиеся к одному поколению и обладающие некоторыми, общими для них психологическими качествами.




Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] – URL:

https://psychology_pedagogy.academic.ru/

(дата обращения 15.02.2023)


3.

Агрессивность

черта характера человека, поведение которого отличается стремлением причинить неприятности, нанести вред другим людям.

В. П. Баженов, В. Г. Баженова.

В. П. Баженов, В. Г. Баженова.Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 347 с.

4.

Агрессивное поведение

форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или угрозой применения силы по отношению к другому человеку или социальной группе, которым субъект стремится причинить ущерб.

Давлетчина С.Б.

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 100 с.

5.

Психологическая характеристика

форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении, деятельности, особенностях личности, материалы, собираемые путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях).

Б.Мещеряков, В. Зинченко

Б. Мещеряков, В. Зинченко. Большой психологический словарь - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК; М. : 2003. - 666 с.

6.

Подростковый возраст

(англ. teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью




Психологический словарь

[Электронный ресурс] – URL: https://www.b17.ru/dic/?alfavit=%CF

(дата обращения 15.02.2023)


7.

Социально-педагогическая проблема

это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Воронин А.С.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.