ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИИГСО
ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
Научно-исследовательская работа
(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Выполнила обучающаяся 2 курса
__________________
(подпись)
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и социальная педагогика
Форма обучения: заочная
Отметка: _________________________
Руководитель практики :
______________________
(подпись)
21 февраля 2023 г.
Новосибирск 2023
Институт истории, гуманитарного и социального образования
Группа
Кафедра
Код, наименование направления
Профиль:
РАБОЧИЙ ГРАФИК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на практику Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
обучающегося
Сроки практики: 09.02.2023 г. – 21.02.2023 г.
-
Место прохождения практики: кафедра педагогики и психологии ИИГСО -
Сроки сдачи отчёта: 21.02.2023 г. -
Календарный план
№ п/п | Наименование работ | Срок |
1 | Установочная конференция по практике | 09.02.2023 |
2 | Знакомство с особенностями организации психолого-педагогического исследований | 10.02.2023 |
3 | Аналитическое обоснование замысла научного исследования | 11.02.2023 |
4 | Составление глоссария научного исследования | 15.02.2023 |
5 | Оформление библиографического списка | 17.02.2023 |
6 | Оформление отчетной документации | 20.02.2023 |
7 | Итоговая конференция | 21.02.2023 |
Выписка из журнала вводного инструктажа кафедры педагогики и психологии ИИГСО
Дата | ФИО инструктирующего | Подпись | |
| | инструктирующего | инструктируемого |
09.02.2020 | | | |
Групповой руководитель практики _______09.02.2023
Задание принял к исполнению ____________ 09.02.2023
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Знакомство с особенностями организации
психолого-педагогического исследований
Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
-
Глава III. Методы и методики психолого-педагогического исследования. Параграф 1. Исследовательские методы и методики.
После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению
поставленных задач.
Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необходимо ориентироваться на использование определенной совокупности способов, средств и приемов научного познания. Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности.
Прежде всего, при планировании и проведении психолого-педагогических исследований необходимо ориентироваться на методологические принципы и конкретно-научные формы их проявления в соответствии с теоретической позицией исследователя.
Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.
Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
По уровню проникновения в сущность выделяют группу:
Методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение
и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными.
Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.
При использовании исследовательских методов в зависимости оттого, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конкретные методики психологического исследования. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве
методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, выступают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кеттела, Айзенка и др.
Чтобы выбрать тот или иной метод, и тем более для того, чтобы определить группу методов, позволяющих осуществить поисковую исследовательскую работу, полезно познакомиться хотя бы с краткой характеристикой отдельных методов, уяснить их возможности.
Характерный признак эмпирического объекта — возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений. В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объектов, динамика их изменения (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д.). На базе принципов, зафиксированных в существующих теориях, на эмпирическом уровне происходит классификация (скажем, классификация типов поведения, способов профилактики
и т. д.), сравнение зафиксированных фактов и их обобщение. Эти
процедуры позволяют установить эмпирические выводы и зависимости. В общей и социальной педагогике, в педагогической психологии их сформулировано много. К ним принадлежит, например, зависимость между авторитетом воспитателя и результатами воспитательного процесса, между многообразием видов деятельности и возможностями для самоутверждения подростка, между занятостью подростков и количеством правонарушений.
К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод независимых экспертов или компетентных судей), создание диагностических ситуаций и др.
По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы
используется комплекс методов. Применение каждого исследовательского метода реализуется путем использования соответствующего арсенала методик (средств и приемов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Аналитическое обоснование замысла научного исследования
Тема студенческого научного исследования | Особенности общения со сверстниками и уровень агрессивности в подростковом возрасте |
Ключевые понятия | Общение, сверстники, агрессивность,психологическая характеристика, подростковый возраст,социально-педагогическая проблема. |
Актуальность выбранной темы для современной науки и практики | Актуальность темы определяется важными и на сегодняшний день проблемами в обществе, а именно: в семьях и образовательных учреждениях, где человек формируется как Человек с большой буквы и как личность. Именно в подростковый период, а именно с 11 до 17 лет, человек входит во взрослую жизнь. Как мы знаем, общество больше всего влияет на подростка в этом возрасте, перед тем, как он становится взрослым человеком. Поэтому несомненно важно наблюдать за подростками в этот сложный период, уметь находить к ним подход и общаться с ними, ведь они часто не понимают не только взрослых людей, но и самих себя; от этого возникают конфликты с родителями, с учителями, с друзьями. Подросток часто чувствует себя брошенным, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой или заниженной самооценке. Отсюда и вытекает агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но не знаем, как с этим работать и как это исправить. Агрессивность подростков нередко приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность или суицид. Сложность решения этой глобальной проблемы состоит в том, что огромное влияние на подростков оказывают средства массовой информации, показывают фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения, будто агрессия в нашем обществе считается нормой. Очень важно понимать, как правильно реагировать на агрессию подростков и найти подходы, которые смогут снизить уровень агрессии у подростков. Следует отметить, что ученые и педагоги еще не смогли решить эту проблему до конца, что подтверждает актуальность этой темы. |
Цель и задачи исследования | Цель - рассмотреть и проанализировать особенности агрессивности в подростковом возрасте, как актуальную социально-педагогическую проблему. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические особенности проблемы агрессивного поведения подростков. 2. Провести исследование эффективности социально-педагогической работы по снижению агрессивности подростков. 3. Разработать пути совершенствования социально-педагогической работы с подростками по снижению их агрессивности. |
Методы исследования | Анализ психолого-педагогической литературы, |
Методики исследования | Методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», «Опросник агрессивности Басса-Дарки». |
План работы | 1. Теоретические особенности проблемы агрессивности в подростковом возрасте 1.1 социально-психологические особенности подростков 1.2 причины агрессии у подростков 2.Исследование эффективности социально-педагогической работы с агрессивными подростками 2.1 методика исследования агрессивности подростков 2.2 формирующий этап 2.3 контрольный этап 3. Пути совершенствования социально-педагогической работы с подростками по снижению их агрессивности Заключение Список используемой литературы Приложения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Составление глоссария основных (ключевых) понятий научного исследования
№ п/п | Понятие | Определение | Автор | Выходные данные |
1 | Общение | процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного психологического и поведенческого влияния. | В.М. Семышева | В.М. Семышева. Словарь терминов и понятий по курсу «Психология и педагогика» – Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2014. - 110 с. |
2. | Сверстники | люди примерно одинакового возраста, относящиеся к одному поколению и обладающие некоторыми, общими для них психологическими качествами. | | Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] – URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения 15.02.2023) |
3. | Агрессивность | черта характера человека, поведение которого отличается стремлением причинить неприятности, нанести вред другим людям. | В. П. Баженов, В. Г. Баженова. | В. П. Баженов, В. Г. Баженова.Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 347 с. |
4. | Агрессивное поведение | форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или угрозой применения силы по отношению к другому человеку или социальной группе, которым субъект стремится причинить ущерб. | Давлетчина С.Б. | Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 100 с. |
5. | Психологическая характеристика | форма изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении, деятельности, особенностях личности, материалы, собираемые путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях). | Б.Мещеряков, В. Зинченко | Б. Мещеряков, В. Зинченко. Большой психологический словарь - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК; М. : 2003. - 666 с. |
6. | Подростковый возраст | (англ. teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью | | Психологический словарь [Электронный ресурс] – URL: https://www.b17.ru/dic/?alfavit=%CF (дата обращения 15.02.2023) |
7. | Социально-педагогическая проблема | это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека. | Воронин А.С. | Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с. |