Файл: Тема методологические основы теории управления Управление как социальное явление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1. Методологические основы теории управления
1. Управление как социальное явление
Управление является необходимым элементом, функцией разнообразных организованных систем (технических, биологических социальных).
Виды управления:
- биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;
- техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах;
- социальное - управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.
Управление – это родовое свойство общества как социальной системы. Оно появляется именно в обществе как объективная необходимость обеспечения взаимодействия людей, удовлетворяющих свои потребности для достижения своих целей.
Типы управления обществом:
1.
Традиционный.
Традиции являются первым способом накопления социальной информации
(в орудиях труда, в способах их применения). Они не формируются сознательно, а возникают как следствие их приспособления к действиям природных и социальных закономерностей.
2.
Рынок.
Данный механизм управления менее консервативен, ибо рынок задает направление деятельности человека и способы ее реализации. Эта деятельность не так регламентирована как в традиционном механизме. Из-за усложнения экономических процессов, охвативших массу участников, понадобилось выделение особого разряда людей, которые занимались бы урегулированием и регламентацией человеческих отношений.
3.
«Научное» или «рациональное» управление.
Основное в рациональном управлении - последовательность и осознанность, целеполагание и планирование.
Существуют различные виды, уровни управления (политическое, экономическое, социальное, управление обществом, управление регионом, определенной территорией, организацией).
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, то есть в условиях конкуренции, постоянных изменений, риска, что означает:
• ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и производство таких товаров и услуг, которые пользуются спросом, могут принести запланированную прибыль и будут способствовать повышению конкурентоспособности организации;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами получение оптимальных результатов;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от изменений внешней среды функционирования организации;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений;
• успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость;
• освоение выпуска новых видов продукции, создание более совершенной системы маркетинга и сбыта продукции, применение новых инструментов финансирования деятельности предприятия и внедрение новых методов мотивирования персонала
– необходимые условия поддержания и повышения уровня конкурентоспособности организации.
Менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;
2) результативность;
3) эффективность.
2. Структура управления
Главная отличительная черта научного управления - появление субъекта управления, который формировался, имел свою структуру, создавал специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей общественного развития и нахождение способов их реализации.
Существующие теории управления в основном построены на представлении об управлении как о целенаправленном воздействии субъекта управления на объект для достижения определенных результатов. Система понятий при этом складывается в самом общем виде следующим образом: субъект управления, имеющий свои цели, воздействует на объект управления и получает результат.
S(цель)
O = Результат
Под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.
Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.
Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.
Организация
Люди Цели и задачи Управление
Жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
1) получение ресурсов из внешней среды;
2) преобразование ресурсов в готовый продукт;
3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
Изменение социально-экономических процессов начинается с перестройки сознания, с отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики.
Личность представляет собой био-психо-социальное явление, в данном случае это означает следующее:
а) управленческие решения могут быть успешно реализованы в организации только в том случае, если они приняты с учетом физических способностей и возможностей, психологических особенностей участников процесса; какие бы сверхсовершенные схемы и методы стимулирования труда не разрабатывались и не применялись, человек не может с одинаковой интенсивностью работать 24 часа подряд; б) любые управленческие решения могут быть успешно реализованы в организации только в том случае, если они разработаны и приняты с учетом социальных норм, ценностей, интересов и потребностей участников процесса управления; в) управленческая деятельность должна быть максимально освобождена от схем, упрощающих человеческие отношения и человеческое поведение.
Эффективное управление предполагает наличие точных знаний о природе объекта управления, о закономерностях его развития и функционирования, о том, чем можно управлять и в какой степени, каковы условия и каковы ресурсы: людские, финансовые, технические, временные и т. д.
Эффективное управление предполагает наличие точных знаний о природе объекта управления, о закономерностях его развития и функционирования, о том, чем можно управлять и в какой степени, каковы условия и каковы ресурсы: людские, финансовые, технические, временные и т. д.