ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евгения Шестакова
Успешная короткая презентация
Текст предоставлен правообладателем
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8481457
Успешная короткая презентация /Шестакова Е.: Питер; Санкт-Петербург; 2015
ISBN 978-5-496-01116-7
Аннотация
Представителям многих профессий, чтобы стать заметнее и успешнее, приходится предпринимать шаги в сторону публичности. Для многих бизнес-тренеров, психологов,
консультантов уже стало нормой перед проведением тренинга или иного обучающего мероприятия проводить короткие, от 1 до 2–3 часов, продающие презентации и мастер- классы. Мы находимся в начале формирования нового тренда – эпохи коротких продающих выступлений. Начните общаться с аудиторией, говоря просто о высоком, доступно –
о сложном. Ключевое слово – общение, то есть на равных. Ораторы с гипнотическим авторитетом в мировой истории уже были, и их успех завораживает, вспомните Мартина
Лютера Кинга и его речь «У меня есть мечта», Стива Джобса со словами выпускникам
Стэнфорда и Рэнди Пауша. В чем же секрет успеха этих спикеров? В правильной постановке цели, мощной идее, структуре и манере преподносить информацию. Они рассказывают о себе аудитории. Именно этого сейчас ждет публика, именно этого ей так не хватает. И именно за такими спикерами и их идеями она готова следовать. Эта книга посвящена тем, кому приходится делать небольшие – от 10 минут до 1,5 часов
– публичные выступления; это студенты и преподаватели, психологи и бизнес-тренеры,
врачи и консультанты, инфобизнесмены и ведущие вебинаров, маркетологи и пиарщики,
политики и руководители. Тем, кто уже читает лекции, делает так называемые «продающие»
презентации, а также ведет переговоры и выступает перед аудиторией. И тем, кому это только предстоит, кто хочет быть максимально убедительным, ярким, запоминающимся и успешным.
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
3
Содержание
Вступление
4
Глава 1 7
Глава 2 33
Глава 3 38
Определение целей. Построение цепочек
39
Ключевая идея
43
Как и где искать идеи?
46
Конец ознакомительного фрагмента.
47
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
4
Евгения Шестакова
Успешная короткая презентация
Вступление
После выхода в начале 2013 года книги «Говори красиво и уверенно» ко мне все чаще стали обращаться владельцы бизнеса, политики, преподаватели, те, кому приходится высту- пать перед аудиторией, с просьбой поработать над их голосом. Запрос был приблизительно одинаков: «Мне кажется, что с моим голосом что-то не так… Давайте это изменим!». В про- цессе анализа и работы я убеждалась, что голосовая неуверенность, проявление зажатости,
недовольство звучанием собственного голоса идут, безусловно, от неумения работать с этим инструментом, но не только. Причина была в том, что структура выступления, манера гово- рить и держаться перед аудиторией оказывались совершенно не соответствующими задачам,
и, следовательно, влекли за собой неудовлетворенность звучанием голоса.
Большинство выступлений современных российских политиков, бизнесменов, биз- нес-тренеров воспринимаются как шаблонные, дежурные, а следовательно, не дающие пол- ного удовлетворения ни спикеру, ни его аудитории.
На Facebook в статусе бизнес-тренера Леонида Кроля был опубликован комментарий о выступлении Г. Явлинского: «Хороший, отточенный, профессиональный текст. Конечно же
– в никуда. Трибунное послание. Тем самым, увы, дежурная визитная карточка присутствия.
Те, кто хочет понимать, – давно понимают, те, кто профессионально (и психологически)
отворачиваются – сделают это еще раз». Очень верно, тонко, мастерски подмечено. И таких примеров – множество. Потребность в коротких, ярких, продающих, дающих надежду и укрепляющих веру речах растет, а спикеров, отвечающих потребностям общества, крайне мало, практически нет.
Почему так происходит? Есть несколько причин. Во-первых, институт подготовки спи- керов в нашей стране так и не был сформирован. Даже большинство читающих лекции о публичных коммуникациях и риторике преподавателей высшей школы, обладая фундамен- тальными знаниями в своей области, сами крайне редко владеют искусством хорошо гово- рить. Чаще всего преподаватель в вузе – это человек, читающий лекцию. В этом признаются сами преподаватели. Они говорят, что, как правило, их никто не учил интерактивным мето- дам работы с аудиторией или методам работы с собственным голосом – одним из основных инструментов воздействия. Лишь некоторые преподаватели старой школы, люди, находящи- еся уже в солидном возрасте, по-настоящему умеют держать внимание аудитории, убеждая и вдохновляя. Они общаются со своими студентами, делая это на равных и тем не менее удивительно точно подбирая и используя инструменты ведения диалога и воздействия на слушателя.
Во-вторых – в отсутствии политических лидеров, хорошо владеющих искусством речи.
В нашем Отечестве до сих пор не появился свой пророк, то есть настоящий спикер, хариз- матичный оратор, способный профессионально управлять вниманием аудитории. Ситуация в области публичных выступлений напоминает бочку с солеными огурцами: сколько свежих огурцов туда не клади, они все равно засолятся.
В третьих, в отсутствии идеи. В нашем обществе нет национальной идеи, а значит, нет причин для объединения. Каждый живет сам по себе – от институций до отдельных граждан.
Отчасти это продиктовано влиянием времени, поколение Y с каждым днем активнее заяв- ляет о своих правах, вытесняя устойчивое в своем поступательном развитии поколение X.
Так называемые эхо-бумеры, воодушевленные успехами, которые связаны с развитием муль-
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
5
тимедийных технологий, ростом влияния социальных сетей и способностью делать быст- рые деньги, не считают важным обращать внимание на опыт старшего поколения. Они все делают быстро и не всегда качественно, зато самостоятельно. В ежедневной гонке за успе- хом им не хватает времени, чтобы оценить результативность уже совершенных шагов. У них нет героев, зато есть кумиры. Вполне возможно, они сами станут героями для последующих поколений. Однако нынешнее старшее поколение (у нас, в России), сопротивляясь этой тен- денции, не нашло еще способов использовать такую особенность развития общества.
В этой книге я хочу привести пример нескольких удачных выступлений зарубежных ораторов. Выступления, которые хочется проанализировать детально, – это речь выдающе- гося афроамериканского баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» (1963), речь Стива Джобса, произнесенная перед выпускниками Стэнфорда (2005),
а также «Последняя лекция» Рэнди Паушa, профессора информатики университета Кар- неги-Меллон (2007).
Это примеры, которые вдохновляют и показывают эффективную, на мой взгляд,
модель взаимодействия с аудиторией, как раз то, чего так не хватает нашему современному обществу.
Книга построена с учетом принципов тренингового взаимодействия с аудиторией. Я
постаралась не только дать свое видение ситуации в области коротких продающих выступ- лений и презентаций, но и снабдить книгу несколькими упражнениями и рекомендаци- ями, которые помогут научиться интерактивному взаимодействию, что даст максимальный результат.
Надеюсь, что эта работа будет интересна как коллегам бизнес-тренерам, так и более широкой аудитории – тем, кто делает короткие презентации, ведет переговоры и проводит совещания.
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
6
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
7
Глава 1
Инновации в публичных
выступлениях: на пороге тренда
Если вы на самом деле потерпели крушение, вы всегда найдете
то, что вам нужно!
Гилберт Кит Честертон, английский журналист и писатель,
«Жив-человек»
Многие стоят на пороге открытия, и лишь некоторые
переступают этот порог.
Народное
Каждому временному промежутку соответствует свой стиль поведения спикера по отношению к аудитории. От лозунгов с трибуны мы двигались к повышенной эмоциональ- ности в обращении к аудитории в начале 1990-х годов, в период прихода в Россию сетевых компаний; люди объединялись, чувствуя себя сопричастными крупному успеху. 2000-е годы стали периодом роста продаж, манипуляций на переговорах и бизнес-стратегий.
В последнее десятилетие время начало «сжиматься». В предыдущие периоды истории для того, чтобы выработался и закрепился определенный стиль в поведении спикера по отно- шению к слушателям, были необходимы крупные временные отрезки, которые совпадали со временем существования того или иного политического режима. Но в последние десять лет мы можем наблюдать неоднократную смену характера взаимодействия спикеров и ауди- тории. Большую роль в этом процессе играют развитие социальных сетей и доступность информации. Однако далеко не все и не везде в России так активны, поэтому в большей сте- пени это справедливо в отношении крупных городов и наиболее активной части граждан.
Как сегодня выглядит расстановка сил в сфере публичных выступлений? В число спи- керов входят политики и общественно-политический авангард, бизнес-тренеры и инфобиз- несмены, а также преподаватели и руководители. Я намеренно не включаю в этот список людей искусства, так как многие из них имеют специальное образование и иначе подготов- лены к публичным выступлениям. Тем не менее взять на вооружение актерские задачи и решения было бы самым простым и верным способом. Единственное, что не всегда и не все задачи можно решить с помощью искусства перевоплощения. Современная бизнес-прак- тика требует от спикера быть психологом, актером и бизнесменом, то есть уметь понимать и любить людей, стараться быть интересным, а также хорошо планировать и продавать.
За счет чего можно развить в себе эти навыки – психологические, актерские и пред- принимательские? Начать можно с развития сенситивности – профессиональной специфи- ческой чувствительности. Высокая сенситивность является также необходимой предпосыл- кой успешного творчества.
Отечественный психолог Б. Г. Ананьев в своих работах по исследованию психологии искусства отмечал, что у артистов, как правило, наблюдается разнообразие чувственных ассоциаций. Одни «видят» музыку, другие воспринимают ее через кинестетический канал,
то есть эмоционально, безо всяких зрительных образов или ассоциаций.
1
Часто на занятиях по развитию творческой составляющей в речи я прошу участников выполнить следующее задание: представить себе, как может выглядеть аудитория в пять-
1
Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Сборник. – Л., 1982.
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
8
сот человек. Интересно, что чем больше среди участников представителей бизнеса, чем больше опыт проведения презентаций, выступлений и чтения лекций, тем суровей стано- вится картина образов: участники представляют стадо свиней или гусей, бушующий океан,
поле битвы с трупами, кладбище, хлебные крошки на земле, зал с пустыми креслами. То есть в работу включается правое полушарие, однако образы имеют, скорее, деструктивный характер.
Попробуйте и вы выполнить это упражнение. Что вы увидите, какие ассоциации у вас возникнут? Будет ли это один образ или несколько, сменяющих друг друга? Это упражнение подробно описано в книге «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» в главе,
посвященной развитию творчества в речи.
2
Выразите словами мысль, рожденную сознанием. Большинство людей восприимчивы к образам, поэтому, отвечая на вопрос аудитории, вам нужно лишь четко высказать мысль,
нарисовав подходящий образ. Однако часто оказывается, что когда нам нужно облечь мысль в слово, этих самых слов у нас не находится… У большинства современных спикеров образ- ное мышление не развито, а словарный запас беден. Добавлю, что штампованность речи в нашей стране долгое время считалась нормой. Поэтому сенситивность, вместо того чтобы накапливаться в общественном сознании, как приданое у богатой невесты, с годами лишь таяла. Мы привыкли к высказываниям, состоящим из слов, похожих на глухой звук, который не находит отклика в наших сердцах. Или же, наоборот, в этих словах столько эмоций, что мы вовлекаемся, лишь через какое-то время понимая, что за эмоциями не было ничего ценного.
Сделать образ основой своего высказывания – большой труд. Этот навык можно формиро- вать последовательно посредством литературы, передачей как в устной, так и в письменной форме информации от поколения к поколению, или же он приобретается через саморазви- тие, наблюдения и тренировки. Бедность словарного запаса неизбежно указывает на наличие клише в мыслях. Почему большинство современных публичных выступлений оказываются невнимательно выслушанными, непонятыми и лишь формально принятыми? Потому что они лишены образности, которая получила бы отклик в сознании современной аудитории.
Однако мало создать образ, нарисовать картинку, важно, чтобы эта картинка совпала с той, которая имеется в сознании аудитории. Возьмите, к примеру, фразу: «Я вижу жирафа в пижаме». Что вы себе представляете? Вариант номер один: «Я вижу жирафа, одетого в пижаму». Вариант номер два: «Я в пижаме, при этом я вижу жирафа». Представление, таким образом, может быть совершенно разным.
Форма мысли – конечный продукт деятельности сознания, разума, рассудка стала в нашей стране в последнее время скудной, однообразной и неинтересной. Из-за непонимания многих слов и слабой подачи мысли мы обедняем и свой язык, и свой быт, и свое будущее.
Между тем общее количество знаний в современном мире за последнее десятилетие существенно выросло, большое количество людей не мыслят себя вне социальных сетей и широкого круга общения. Люди стали знать и понимать больше, поэтому удивить, вдох- новить и подвигнуть их на действие все сложнее. Аудитория в России разделилась на два лагеря – те, кого можно заинтересовать, стали более требовательными, а другая половина еще более непробиваемой, невосприимчивой.
В России последнего десятилетия формируется зрительское отношение к жизни. Мы все сидим в огромном кинозале и ждем, когда нам покажут что-то новое, способное дей- ствительно нас захватить. И неважно, что сюжет будет не нов или актеры те же, что и два- дцать лет назад. Главное – мы должны быть удивлены. Людей в большей степени волнует не сущность, а динамика, повороты сюжета и смены картинок. Однако количество искушенных зрителей накапливается, поэтому массовое сознание может тронуть лишь интересное, муд-
2
Шестакова Е. С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – СПб., 2013.
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
9
рое, динамичное кино. При этом зрителю нужен главный герой – тот, к кому будет приковано внимание и за судьбу которого он будет переживать. То есть спикер в России должен и вызы- вать эмоции, и быть их источником, и проживать свое выступление вместе с аудиторией.
Форма подачи информации в современном контексте может быть представлена как формула «сюжет превалирует над фабулой». «Фабула – это то, что было на самом деле,
сюжет – то, как узнал об этом читатель».
3
Понимая, что простым перечислением фактов зрителя или слушателя уже не увлечь,
спикеру необходимо выстраивать события в сюжет, создавать образы, рисовать картины,
причем вместе со своими зрителями, активно привлекая их к совместной работе, чтобы между фактами обнаруживалась новая, неожиданная связь, чтобы в обычном открывалось вдруг необычное, интересное, чтобы аудитория воспринимала речь как откровение.
Наша устная и письменная речь живут по разным законам. Так принято считать, и филологи со мной согласятся. Тем не менее еще один тренд последних лет – это проникнове- ние письменной речи в устную и наоборот. В российской традиции эти две формы речи все- гда были довольно четко отделены друг от друга. Письменную речь мы обычно тщательно продумываем, имеем возможность что-то переписать или хранить идею довольно долго и лишь через какое-то время, иногда весьма протяженное, реализовать ее на бумаге, в отличие от устной, как правило, спонтанной: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Устная речь линейна, в отличие от письменной, мы говорим здесь и сейчас. Мыслительные и речедвига- тельные процессы сопряжены.
В настоящее время благодаря развитию социальных сетей, дистанционного образова- ния и возникновению потребности в коротких продающих презентациях начала формиро- ваться новая форма языка – нечто среднее между письменным языком и устным. То есть мы пишем так, как будто бы говорим, а говорим публично так, как будто пишем интересную книгу или статью для своего блога. При письме мы упрощаем фразы, делая их более разго- ворными, атмосферными, решающими массу задач по облегчению коммуникации. Напри- мер, несколько фраз, которые можно использовать для завершения делового письма:
«До скорой встречи!»
«Благодарю за внимание!»
«С наилучшими пожеланиями…»
«Пишите в удобное для Вас время».
«Удачного рабочего дня!»
«Побольше хороших Вам новостей!»
И наоборот, в речи мы слышим красивые длинные обороты, тщательно продуманные,
где взвешено каждое слово:
«Мы будем рады, если вы известите нас о принятом решении».
«Рассчитываем на длительное сотрудничество с вами».
«Надеемся на положительное решение вопроса и заранее вам благодарны».
«Уверены, что наше сотрудничество положит начало долговременным и взаимовы-
годным деловым отношениям!»
«Буду благодарна за ответ о получении письма».
«Благодарим за оперативное рассмотрение нашего предложения».
3
Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. – СПб., 2006.
Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
10
То есть на письме мы имитируем поток речи, ставим смайлики (
), пишем несколько слов подряд слитно, чтобы подчеркнуть значимость высказывания (глазабмои-
егоневидели) и передать работу мимики и пантомимики, не задействованных в письмен- ной речи, но усиливающих впечатление от сказанного. Этот эффект действует и в обрат- ном направлении. Произнося свою речь со сцены, мы как бы пишем рассказ или повесть.
Мы можем задуматься, все перечеркнуть и начать заново, как настоящий литератор, доста- точно лишь хорошо владеть инструментарием письменной речи – синтаксисом, морфоло- гией, грамматикой вообще. Сравните «Последнюю лекцию» Рэнди Пауша, перевод которой дан в «Приложении», и книгу, которую он выпустил вскоре после этой лекции.
4
Это уни- кальный пример объединения силы письменной и устной речи в ярком и эмоциональном выступлении, очень эффективном по воздействию и насыщенном информационно.
Большинство же современных российских спикеров перестали ценить силу слова, не утруждают себя выбором фраз, перестали образно мыслить и подходить творчески к реше- нию каждой задачи, связанной с элементами публичности.
Тем ценнее становятся западные примеры простоты и изящества формы словесной подачи, где у высказывания всегда есть идея. Одним из первых высокую сенситивность про- демонстрировал аудитории Мартин Лютер Кинг, афроамериканский баптистский проповед- ник. Произошло это 28 августа 1963 года. Его речь называлась «У меня есть мечта». Со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и сво- боду Кинг провозгласил свое видение свободы и равенства, основных постулатов будущего
Соединенных Штатов Америки. Эта речь считается шедевром ораторского искусства. Уди- вительно то, что Кинг не был профессиональным политиком, в его речах много цитат из
Священного Писания и аллегорий. Он произносил фразы, немного растягивая их, как будто нараспев, как это делают в негритянских церквях США. И тем не менее слова достигали своей цели – люди начинали не только думать, но и чувствовать. То есть возникла эмоцио- нальная сопричастность, которая переросла в желание действовать. Слушатели задумались над тем, что нужно изменить, в каком направлении работать, что делать, они моделировали свое будущее.
В августе 2013 года американский Мемфис открыл юбилейный тур, посвященный 50- летию произнесения речи у подножия Мемориала Линкольна в Вашингтоне, подтвердив таким образом историческую значимость речи Кинга.
Вспомните старую историю о человеке, который оказался свидетелем работы трех строителей. Он спросил первого: «Что вы делаете?», и тот ответил: «Я кладу кирпичи». Он спросил второго: «Что вы делаете?», и мужчина ответил: «Я строю стену». Он подошел к третьему, который работая, напевал мелодию, и тоже спросил его: «А что вы делаете?» Тре- тий человек встал, улыбнулся и сказал: «Я строю храм».
Только выстраивая для людей историю-в˜идение, подобную строительству храма, вы получите шанс изменить поведение этих людей. История-в˜идение – лучшее противоядие от огорчений, депрессий и разочарований в напрасных действиях. Уметь рассказывать такие истории – главное качество эффективного спикера.
Давайте посмотрим, за счет чего, каких приемов речь Кинга стала символом оратор- ского искусства на полсотни лет. Полный текст речи приведен в конце книги, в разделе «При- ложение».
Мартин Лютер Кинг. 28 августа 1963 года.
«У меня есть мечта» («I have a dream!»)
4
Пауш Р. Последняя лекция. – М.: ЭКСМО, 2008.