Файл: Презентация Текст предоставлен правообладателем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
11
В чем секреты успеха этого выступления?

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
12

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
13

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
14

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
15

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
16
Следующий спикер, сумевший рассказать свою историю так, что эта речь стала свое- образным пособием по проведению коротких публичных выступлений, – Стив Джобс.
Стив Джобс – предприниматель, дизайнер и изобретатель – выступил с речью перед выпускниками Стэнфорда 12 июня 2005 года. Один из основателей Apple и Pixar, созда- тель «Макинтоша» выступает всего 15 минут, рассказывая молодым людям три истории из своей жизни. Стив Джобс говорит о простых вещах, которые не всегда понимаешь и которые нельзя назвать великими, как нельзя назвать великими силу притяжения или наличие у нас способности говорить и мыслить – это данность.
Стив Джобс. 12 июня 2005 года.
Речь перед выпускниками Стэнфорда.
В чем секреты успеха этого выступления?

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
17

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
18

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
19

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
20

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
21

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
22
И еще одно выступление. Рэнди Пауш – профессор информатики университета Кар- неги-Меллон, консультант Walt Disney Imagineering, Electronic Arts и Google со своей
«Последней лекцией» – «Достижение мечты вашего детства» в университете Карнеги-Мел- лон 18 сентября 2007 года. Это выступление длится дольше двух предыдущих – чуть больше часа. И это тот формат, который нам часто встречается на мастер-классах и презентациях.
Давайте разберем и проанализируем, как решил использовать имеющееся время и возмож- ности один из самых неунывающих профессоров в мире, специалист в области компьютер- ных технологий и виртуальной реальности.
Рэнди Пауш. 18 сентября 2007 года.
«Достижение мечты вашего детства».
В чем секреты успеха этого выступления?


Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
23

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
24

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
25

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
26

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
27

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
28

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
29

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
30

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
31
Проанализировав эти выступления, можно подготовить к презентации длительностью от минуты до полутора часов практически любого.
Спикеры рассказывают о себе, анализируют свои переживания и от этого кажутся такими простыми и человечными. Вместе с тем ключевые идеи, донесенные через такую,
казалось бы, простую форму, оказываются чрезвычайно эффективными по своему воздей- ствию на аудиторию. Способ постоянного возвращения участников к «выслеживанию себя»
более эффективен и результативен, чем лозунги, призывы, всеобщее «хей-хоп» или даже тренинг. Ситуация публичности меняет ракурс. Сейчас для успешного существования в этой непростой и стрессовой профессии – спикера – необходимы глубокая рефлексия и высо- кая сенситивность. Современным слушателям нужен баланс между эмоциональностью и информативностью. Рассказывайте истории – живо, интересно, так, чтобы хотелось их слу- шать вновь и вновь.
Неприступные стены могут остановить только тех, кто не мечтает о чем-либо изо
всех сил. Они для того, чтобы остановить других людей.

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
32

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
33

Глава 2
Поколение y и его отношение
к публичным коммуникациям
«Выигрывает тот, у кого история интересней. А у вас какая
история?»
(х/ф «Амистад» («Amistad»), США, 1997 г.)
Современная история – это история шести поколений людей. (
http://rugenerations.su
)
Согласно теории Хоува – Штрауса, основой для наблюдений и анализа являются цен- ности представителей различных поколений людей среднего класса. Ценности поколений формируются под влиянием общественно-политических и социально-экономических собы- тий.

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
34
Рассматривая тему публичных коммуникаций, интереснее всего наблюдать за поколе- нием Y – поколением родившихся после 1980 года. Эти люди характеризуются глубокой увлеченностью цифровыми технологиями, склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оста- ваться жить в родительском доме.

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
35
Y – первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Возможно, эти «Дети
Питера Пэна» станут героями для других поколений. Это люди, к которым, как правило,
обращены сегодня короткие публичные выступления. Те, кто активнее и легче всего поку- пает инфопродукты, участвует в тренингах и готов читать электронные книги. Я думаю, что и моя основная читательская аудитория – это типичные представители поколения Y (как бы я ни старалась учесть интересы всех сторон).
Как управлять их вниманием и энергией? Ведь это люди, заряженные аккаунтами в социальных сетях, снабженные гаджетами с гигабайтами информации. Они нацелены на успех, обладают предпринимательским талантом и готовы к инновационным шагам. Любую информацию они могут подтвердить или опровергнуть за считанные секунды, выйдя в
Интернет с одного из своих многочисленных устройств. Единственное, для нашей страны я бы расширила возрастные рамки. Ведя тренинги, общаясь с достаточно широким кругом соотечественников, я наблюдаю проявления поколения Y, характерные для людей, родив- шихся в том числе в 1978–1976 годах и даже ранее.
Поколению Y нужна история. Интересная история, рассказанная с чувством юмора,
содержащая философские выводы. При этом обязательным является интерактивное обще- ние с аудиторией, к которой обращен рассказ. История должна быть мощной, заряженной энергией, но рассказываться должна тем не менее легко и, что немаловажно, эта история должна быть хорошо структурирована. Не случайно в самом начале книги приведены при- меры выступлений Стива Джобса и Рэнди Пауша – это примеры историй, которые не оставят слушателей равнодушными. Будут, возможно, споры, кто-то с чем-то не согласится, однако любой, смотря на эти выступления, не раз будет ставить себя на место спикера: а я так смог бы? Я тоже этого хотел! И у меня было такое в жизни!
Один из самых эффективных инструментов удержания внимания этой требовательной аудитории – преподнесение любой информации в виде истории, выстроенной логически и,
главное, рассказанной интересно. На Западе для этого приема существует специальный тер- мин – сторителлинг.
Сторителлинг – это не просто рассказывание историй. Это современная и очень эффек- тивная система распространения интеллектуальной информации, а также эмоционального опыта. Возможности технологии сторителлинга вот уже 20 с лишним лет широко исполь- зуют во всем мире. В России, к сожалению, до сих пор нет аналога названия этого речевого приема, поэтому мы будем пользоваться термином «сторителлинг». С его помощью можно продвигать себя, заинтересовывать своими идеями и проектами, создавать добавочную сто- имость проектам, товарам и услугам, а также владеть умами, покоряя сердца слушателей.
Любую тему, любую идею за считанные секунды можно преобразить, если их автор решится рассказать историю. Не просто пересказывать, не просто излагать суть или подчер- кивать главное, а именно рассказывать историю. В крупных компаниях к историям мене- джеров по продажам относятся как к ценному активу: они накапливаются и используются для стимулирования продаж. В мою бытность менеджером по обучению крупного издатель- ского дома мы часто присутствовали на переговорах по продаже товара. Я получала колос- сальное удовольствие от того, как наши специалисты проявляют себя в переговорах с клиен- тами, насколько хорошо они владеют информацией и техникой продаж. Самым же важным для меня было то, что они ставят себе в качестве цели, как начинают беседу и что за атмо- сфера складывается в процессе переговоров. Однажды вместе с одним из наших менеджеров мы отправились на встречу с руководителем станции технического обслуживания автомоби- лей премиум-класса. Это был заранее запланированный визит, предварительная договорен- ность касалась размещения рекламы в нашем издании на сумму 5000 рублей. И в принципе,
менеджера устроило бы, если бы заказ клиента был минимальным, ведь не с пустыми же руками мы бы вернулись. Войдя, я сразу поняла, что наш менеджер так бы и ушла с догово-


Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
36
ром на 5000, и я провела встречу сама. Буквально минут через 10–15 мы вышли довольные,
почти счастливые. Мы заключили договор на 50 000 рублей. В первом случае менеджеру полагались проценты от сделки в размере 500 рублей (и еще минус 13 % подоходный налог),
а теперь получалось 5000 (конечно, минус 13 %). Разница существенна: 500 и 5000. «Вы –
волшебница. Что вы ему сказали?!» – зачарованно глядя на меня, спросила наш менеджер.
А я просто поговорила с клиентом. Эта история стала «оживать» в нашем коллективе, как и другие. На таких историях строится корпоративная культура отношения к клиентам и ста- новление системы продаж в компании.
Да, истории помогают продавать. Нас вдохновляют истории успеха, яркие примеры,
эффективные решения и простые, наполненные глубоким смыслом фразы. Запаситесь такой эффектной запоминающейся фразой для окончания вашей истории.
Кто-то, возможно, возразит: мол, кто я такой, чтобы люди хотели знать о моей жизни?
И, как следствие, пытается, я уверена, как можно скорее и короче рассказать, закончить фразу как можно нейтральнее. Именно из-за этого получается менее лично и не так инте- ресно. Между тем именно вы, ваши переживания и эмоции больше всего интересны! Я не раз наблюдала, как на тренингах фраза кого-то из участников «Я хочу рассказать свою исто- рию…» мгновенно включает в процесс всех слушателей. Главное, чтобы это была неболь- шая по объему, логически завершенная история, рассказанная искренне и снабженная при- мерами. А закончить историю желательно философской фразой, чтобы размышление над ней стало своеобразным домашним заданием. Люди могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали. Но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать.
Помните о том, что если приложить чуть-чуть усилий, то мы будем гораздо интереснее и для нашей аудитории, и, возможно, даже для самих себя. Увидеть одобрительную реакцию от окружающих – уже это сам по себе отличный стимул двигаться дальше в освоении ком- муникационных техник.
При подготовке вспомните добрую историю о восточном мудреце:
Дзэнского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали просветленным?»
Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца».
Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали просветленным, что вы делаете?»
Он сказал: «Что же еще я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца».
Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чем же тогда разница? Перед просветлением вы делали это, и после просветления вы делаете то же самое, в чем же тогда разница?»
Мастер засмеялся и сказал: «Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие, это была обязанность, которую мне приходилось выполнять нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказывали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился: “До каких пор этот старый дурак будет заставлять меня рубить дрова и носить воду из колодца? До каких пор?” –
хотя внешне я этого старался не показывать.
Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Это уже не обязанность, а моя любовь, я люблю старика.
Холодает, зима уже стучится в двери, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днем все старше; ему нужно больше тепла. Нам нужно будет отапливать его жилище. Именно ИЗ ЭТОЙ ЛЮБВИ я рублю дрова. Из этой


Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
37
любви я ношу ему воду из колодца. Теперь нет неохоты, нет сопротивления;
нет эго и я не следую ничьим приказам, я не подчиняюсь чьим-либо указаниям, я просто отзывчив к нуждам сегодняшнего дня».
Источник: www.pritchi.ru
Пусть и в вашей жизни, повседневной и в моменты публичных выступлений, презен- таций будет место осознанности, желание быть на своем месте и заниматься этим с удоволь- ствием. Тогда вы сможете быть более свободными, в том числе в своих речевых проявлениях,
вы сможете рассказывать истории, способные заинтересовать других и изменить ход собы- тий. Возможно, ваша история станет для кого-то откровением. Пусть ваша жизнь будет более интересной, наполненной ответственностью, осознанностью и интересными историями.
Жизнь яблока, свободного выбирать направление падения.

Е. Шестакова. «Успешная короткая презентация»
38
Глава 3
Как придумать идею на миллион
и где взять вдохновение
Каждый умеет очень многое, главное – быть творцом!
Алиса Манки, российский писатель, режиссер
Для многих самым сложным в процессе подготовки к публичным выступлениям или организации своего собственного мастер-класса является первый шаг. С чего начать? Что делать? Начните с главного – с определения целей и формирования ключевой идеи.
Я не раз встречала спикеров, обладавших достаточным опытом, у которых было почти все: проработанная презентация, план выступления, высокая внутренняя готовность.
Однако при более детальном знакомстве с их работой становилось понятно, что, если бы место выступавшего за кафедрой занял кто-то другой, почти ничего не изменилось бы.
Между тем каждая речь должна не только раскрывать тему, но и подчеркивать индивиду- альность ее автора.
Чаще всего при подготовке к выступлениям и презентациям мы отвечаем на следу- ющие вопросы: как все будет выглядеть – текст, сам спикер, аудитория? Понравится – не понравится? Справлюсь – не справлюсь? Как все будет?
Измените стратегию. Задайте себе один-единственный вопрос: «Что я хочу, чтобы
начала делать аудитория в результате моего выступления?» Может быть, этот вопрос может показаться громоздким по отношению к короткому: «Как я буду выглядеть?» или «Что обо мне скажут?». Однако необходимо помнить, что оратор, спикер без своей аудитории не уместен. Люди, пришедшие послушать или посмотреть ваше выступление, – вот основ- ная ценность и точка приложения максимальных усилий. Измените установку «КАК?» на вопрос о личной цели – «ЗАЧЕМ?» Если вы хотите, чтобы по окончании презентации как можно большее количество людей записалось к вам на тренинг, подумайте именно об этом,
мысленно обозначьте конкретную цифру конверсии (например, 30 % от пришедших в зал).
Если вы хотите, чтобы хорошо раскупалась книга, которую вы презентуете, думайте именно о продаже книги (после презентации должны быть проданы все экземпляры, которые при- везли в магазин к мероприятию). Не думайте о том, как вы будете выглядеть или какова будет реакция ваших слушателей, думайте о главном, о том результате, которым вы остане- тесь довольны после завершения мероприятия, о том, зачем вы выступаете. И чаще всего этот результат будет связан с цифрами. Не с эмоциями или ощущениями, а именно с кон- кретными цифрами.
Подумайте также о том, что нам дают публичные выступления… Зачем мы их органи- зуем и реализуем? Чаще всего ради продаж – так устроено наше общество. Многие идут на этот шаг именно для того, чтобы заявить о себе, продать услуги, решения или товары. Однако на первый план могут выйти и другие цели. Презентации, особенно короткие, дают нам,
например: аккумулирование теории, новые знакомства и связи, а также тренировку вхожде- ния в контакт и отработку отдельных блоков и задач выступления. Но даже в этом случае ваша аудитория будет первична. Ведь как вы узнаете, что тренировка вхождения в контакт была проведена успешно? Только тогда, когда увидите улыбки в зале и почувствуете, что
«лед сломан». А для этого необходимо ввести в структуру вашего выступления специальные приемы, воспользоваться техниками, которые помогают расположить к себе людей. Иначе вы будете оставаться «говорящей головой» до конца выступления. Исходя из этого, думайте о желаемом результате и прорабатывайте формулировки.