Файл: Власть и стили руководства (Теоретические основы власти и стилей руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер, способный к осуществлению «соучаствующего управления» должен владеть такими качествами: уверенностью в себе; высоким образовательным уровнем; способностями к оценкам предложений подчиненных; ориентированностью на развитие креативных (творческих, созидающих) качеств своих подчиненных.

«Соучаствующее управление» является более результативным для назначенного, с точки зрения личностных особенностей, типа подчиненных. Этот стиль отвечает работникам, которым характерны: высокий уровень знаний, навыков, умений; потребность к самостоятельности; сильная тяга к личному росту, творчеству; направленность на стратегические цели; стремление к равенству в отношениях.

И, в заключение, соучаствующее управление характерно установленному типу задач: планирующие множественность решений; требующие высокого профессионального исполнения и теоретического анализа; работа над которыми реализовывается средними по напряжению усилиями.

Тем самым, «соучаствующее управление» практично в довольно узких границах и только при конкретных условиях.

Далее рассмотрим, какую роль в управлении организацией играет лидерство.

1.3 Соотношение понятий власти и лидерства в управлении организацией

Лидерство означает способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, с целью направить их усилия на достижение целей организации.

Под властью понимают возможность (способность) навязывать собственную волю, воздействовать на других людей или управлять ими, даже несмотря на их сопротивление. Руководителю власть позволяет распоряжаться действиями сотрудников, направлять их деятельность в соответствии с интересами организации, побуждать подчиненных к более эффективной работе, предотвращать конфликты, возникающие в коллективе.

Между понятиями «лидерство» и «власть» существует тесная взаимосвязь. Лидеры используют власть, для достижения собственных целей. В отличие от власти, лидерство предполагает необходимость достижения конкретных целей. Как правило, лидерство направлено на более низкий уровень – подчиненных, а власть может распространяться в различных направлениях. Эффективный лидер отличается стремлением сочетать все возможные имеющиеся у него источники власти – это ключевое условие эффективного лидерства.


Лидерские качества проявляются в умении руководителя оказывать влияние на людей. Умение влиять повышает эффективность руководства и способствуют признанию собственной ценности.

Если понятие «основы власти» раскрывает то, что дает эту власть, то понятие «источники власти» отражает способ ее получения.

Основными источниками власти являются:

- формальная власть, которая предусматривается структурой организации (руководитель отдела, начальник проекта);

- власть личности (харизмы), которая обусловлена определенными личностными качествами (к примеру, харизматические качества, которые позволяют подчинять себе других людей и вести их за собой);

- власть знаний (экспертная власть), которую дают определенные навыки и знания (к примеру, овладение ораторским искусством позволяет подчинить себе внимание аудитории и усилить позитивное влияние выступления) [14, c. 390].

Наличие власти является наиболее важным фактором по оказанию влияния на работников. Менеджер, наделенный властью, имеет право требовать от подчиненных неукоснительного выполнения собственных указаний и распоряжений. Власть распространяется через конкретные каналы, можно выделить следующие разновидности власти:

1. Власть принуждения. Данный тип власти характеризуется побуждением сотрудников к деятельности вопреки их желаниям и основан на страхе перед наказанием. Инструментами власти принуждения являются штрафы, замечания, выговоры, возможность увольнения.

2. Власть влияния. Взаимодействуя с начальством, менеджер получает косвенную власть, которая увеличивает его собственную.

3. Власть компетенций. Обладая высоким уровнем профессиональных навыков, менеджер выступает в роли эксперта.

4 Власть информации. Обладая доступом к определенной ограниченной информации, менеджер способен оказывать властное воздействие на подчиненных.

5. Власть должности. Высокое должностное положение повышает степень властного влияния.

6. Власть авторитета. Высокий авторитет руководителя позволяет влиять на подчиненных без использования властных полномочий, сотрудники беспрекословно подчиняются авторитетному руководителю.

7. Власть вознаграждения. Как правило, сотрудники следуют за тем, кто имеет право вознаграждать. Руководитель, обладая такими возможностями, получает признание у подчиненных.

Тесную взаимосвязь имеют также понятия «власть» и «влияние». Руководитель может обладать властью, но не иметь влияния. И, наоборот, сотрудник, не обладая властью, может иметь значительное влияние в коллективе. Это позволяет разделить власть на формальную и реальную.


Под формальной властью понимается власть должности, которая обусловлена официальным положением лица в структуре организации, и может измеряться либо количеством подчиненных, которые косвенно или прямо обязаны подчиняться распоряжениям руководителя, или объемом материальных ресурсов, которыми руководитель вправе распоряжаться без согласования с другими. В данном случае руководство и власть представлены в форме служебной иерархии, которые пронизывают всю систему управления любой организации.

Под реальной властью понимается сочетание власти должности и власти авторитета. Реальная власть отражает место руководителя в официальной и неофициальной системе отношений и измеряется или количеством людей, готовых добровольно подчиняться данному лицу, или степенью зависимости его от окружающих.

Основу лидерства составляют отношения подчинения и доминирования, влияния и следования в системе межличностных отношений в коллективе. Лидерство выступает ключевым и наиболее эффективным механизмом реализации власти в коллективе. Лидер использует власть как инструмент ускорения достижения каких-либо целей. При сама власть может основываться как на личных качествах, так и на основе занимаемой в организации позиции.

Если руководство определяется как процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется официально назначенным руководителем, то лидерство определяется как процесс организации и управления деятельностью членов группы (коллектива), осуществляемый лидером, который определился в процессе спонтанно сформированных межличностных отношений.

Руководство отождествляет статусную власть, которая производна от формальных, официальных отношений. Руководитель может быть назначен вышестоящей инстанцией и получить формальные властные полномочия, в том числе право на использование позитивных или негативных санкций. Лидерство же формируется в системе неформальных отношений. Лидерство является психологическим феноменом: лидер может выдвигаться стихийно, быть признан окружением за свои личностные качества, получает право использовать санкции по отношению к партнерам, несмотря на их неформальный характер.

Руководство и лидерство обладает следующими различиями:

1. В основе власти лидера лежит личностная власть, а власти руководителя – личностная и статусная при приоритете последней.

2. Лидерство основано на регулировании межличностных внутригрупповых отношений, которые носят неофициальный характер, при этом руководство выступает инструментом по регулированию отношений в рамках официальной социальной организации.


3. Для лидерства характерно стихийное появление и функционирование, тогда как для руководства характерна целенаправленность и контролируемость деятельности социальных институтов и организаций, оно более стабильно и постоянно в своем проявлении.

4. Руководство предполагает более сложный и многократно опосредованный характер процесса принятия решений, нежели при лидерстве.

Следует также выделить общие черты руководства и лидерства:

- как руководитель, так и лидер могут оказывать существенное социальное влияние на коллектив, используя лишь разные средства;

- как руководитель, так и лидер в отношении членов коллектива выполняют координирующую и организационную роли, используя субординационные отношения: при этом, если в первом случае они четко регламентированы, то во втором – заранее не предусмотрены.

В истории отражено множество примеров лидерства.

Например, сила Александра Македонского проявлялась в том, что полководец не ставил себя на уровень выше своих солдат, его слова для них были «как воздух», для армии Македонский был кумиром, воплощением победы. Из истории можно привести пример его похода в Персию через пустыню, когда стремление и жажда власти привело к гибели 25 тысяч солдат, а оставшиеся 15 тысяч были существенно измождены. Наибольшей проблемой при переходе через пустыню стало отсутствие воды. Жажда была настолько велика, что солдаты в полном вооружении прыгали в воду и тонули, что влекло к заражению воды и других солдат. Поэтому лагеря разбивались в достаточном отдалении от источников воды. Македонский в данной безнадежной и безвыходной ситуации проявил лидерские качества, поставив себя на один уровень с собственными солдатами. Его легендарная фраза – «для одного слишком много, а для всех – слишком мало», относится к случаю с водой. Так, когда солдаты еле передвигались по жаре, к Македонскому подошел солдат со шлемом воды для военачальника. Полководец на глазах у всех солдат принял шлем со свежей водой и вылил ее на песок, чем привел своих солдат в изумление. Так и родилась легендарная фраза, которая подняла дух солдат [15, c. 89].

Еще одним примером лидера является личность Робин Гуда. Харизматичность и незаурядность исторического героя позволила сплотить вокруг себя единомышленников и эффективно бороться за справедливость. Забирая у богатых и отдавая отобранное бедным Робин Гуд стал лидером для своей «банды», а каждый член его группы был готов отдать жизнь за своего лидера. Таким примеров не только в прошлом, но и в настоящем великое множество.


В современных условиях руководитель должен не только владеть властными полномочиями, но и быть лидером. Сочетание лидерских качеств и властных полномочий позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.

ГЛАВА 2. Исследование стиля руководства на примере
ООО «Бутик Путешествий»

2.1 Краткая характеристика ООО «Бутик Путешествий»

В качестве исследуемого предприятия выступает туристическое агентство ООО «Бутик Путешествий», расположенный по адресу: г.Москва, ул. Лесная, 8а.

Туристическое агентство ООО «Бутик Путешествий» является официальным представительством международного туроператора TEZ TOUR в Москве.

Компания ООО «Бутик Путешествий» действует на рынке с 2006 г. Основной вид деятельности – «деятельность туристических агентств» (79.11). Основной профиль деятельности компании – продажа пакетных туров туроператора «Тез Тур».

Помимо пакетных туров ООО «Бутик Путешествий» предлагает следующие варианты отдыха (как за рубежом, так и на территории России):

- пляжный отдых;

- экскурсионные туры;

- горнолыжные туры;

- лечебные и оздоровительные туры.

Конкурентные преимущества ООО «Бутик Путешествий»:

- присутствие собственного эксклюзивного продукта на некоторых направлениях;

- собственные полетные программы с партнерским авиакомпаниями (чартерные рейсы);

- широкий выбор отелей, авиаперелетов, экскурсий, услуг;

- разнообразие вариантов отдыха (пакетные туры полного спектра: авиаперелет/наземный переезд (поезд, автобус), проживание, страховка, трансфер, оформление визы);

- эксклюзивные контракты, демократичные цены;

- автоматизированная система онлайн-бронирования в режиме одного окна;

- лояльные бонусные программы;

- различные способы оплаты туров (в том числе, кредитными картами через интернет);

- постоянное расширение ассортимента турпродукта;

- собственные инновационные разработки.

Задачи компании:

- предоставлять качественное обслуживание;

- оказывать услуги в соответствии с современными стандартами сервиса;