ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Психология
Самостоятельная работа № 7.2.
Пермь-2023г.
Задание 1. Составьте рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком, предупреждающие развитие социальной дезадаптации.
Ответ:
Причины дезадаптации.
Итак, от чего же зависит низкий уровень социальной и психологической адаптации детей к дошкольному учреждению?
1. Основная причина – неумение контактировать со сверстниками, делиться игрушками, вступать в игру. Это свойственно как «отвергаемым» детям, которые растут в излишне строгих условиях, без любви и ласки, так и избалованным малышам, привыкшим к тому, что все их капризы и шалости постоянно сходят с рук. Таким дошкольникам в садике приходится нелегко, поскольку одногруппники не желают с ними общаться.
2. Стеснительность и робостьтоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять
3. Распространенная причина, которая частично вытекает из предыдущего пункта, – неподготовленность малыша к садику. Трехлетнему ребенку нельзя просто так сказать, что с завтрашнего утра он станет дошкольником, его необходимо долго подготавливать к новому длительному этапу жизни.
4. Чрезмерная разбалованность – родители идут на поводу ребенка.
5. Многообещающие сказкипро то, что его заберут через часок, после обеда и т.д. У ребенка слаживается не доверие (обида). Нет положительного настроя на детский сад.
Признаки и последствия дезадаптации
Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, не хочет посещать детский сад.
Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то в дальнейшем у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.
1. Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.
2. У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.
3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в садике, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.
4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в садике, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.
5. Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого? » решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики.
Что делать для того, чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду?
Ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.
Несколько рекомендаций и правил для родителей:
• Беседуйте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен. (Там интересно, будешь играть с другими детьми, рисовать и делать выставки рисунков и поделок. С воспитателями будете устраивать праздники. Будет красочно, ярко, весело на праздниках в детском саду и т. п.)
• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
• Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях. Предупреждайте ребёнка, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
• С самого детства всем родителям необходимо учить ребёнка уважать взрослых людей, обращаться к ним на «вы» и прислушиваться к их советам. Этого можно достигнуть только тогда, когда в вашей семье взаимопонимание и взаимоуважение.
• Для того чтобы ваш ребёнок рос уверенным в себе, общительным и дружелюбным человеком, с самого детства надо приучать его к общению с ровесниками. Приглашайте к себе домой других детей. Такие мероприятия положительно влияют на дальнейшее развитие ребёнка.
• Многие дети очень бурно проявляют свои эмоции. Но когда они попадают в общество, необходимо учиться их контролировать. Родителям необходимо обязательно учить ребёнка сдерживать свои негативные эмоции.
• Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
• Подбадривайте ребёнка тем, что он уже большой и ходит в детский сад.
• Создайте спокойную обстановку в семье, оберегайте ребёнка от дополнительных стрессов.
• Участвуйте в жизни ребёнка, радуйтесь его успехам и творчеству.
• Каждому ребёнку просто необходимо слышать слова одобрения. Родители должны очень внимательно относиться к своему ребёнку. Если вы заметили, что он старался и трудился, то его непременно нужно похвалить.
• Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим. Ребёнок отлично чувствует, когда вы сомневаетесь в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
• Ребенок должен понять, что быть в детском саду обязательно и за это он не будет получать какое-либо вознаграждение. Родители не должны баловать ребёнка таким образом. Иначе это может обернуться тем, что он будет шантажировать вас.
• Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями.
• Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостаткам работы дошкольного учреждения при ребенке.
• Старайтесь посещать все собрания и занятия для родителей.
Уважаемые родители, в ваших силах сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка «вторым домом», где уютно, комфортно, весело, где ждут заботливые воспитатели и хорошие друзья. Выполняйте простые правила, и вам не придётся переживать за своего ребёнка, отдавая в детский сад.
Задание 2. Разработайте план мероприятий по внеурочной работе, направленных на профилактику социальной дезадаптации ребенка.
Ответ:
№ п/п | Название раздела. Тема. | Развивающие цели. | Формы организации деятельности. |
1. | «Разрешите представиться!» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»; 2.Упражнение «Тропинка»; 3.«Упражнение «Сделай как я»; 4. Упражнение «Меткий стрелок»; 5.Упражнение «Как чихает слон»; 6.Подведение итогов занятия. |
2. | Я и мои увлечения» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2.Беседа «Мои увлечения»; 3.Упражнение «Прогноз погоды»; 4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»; 5.Упражнение «Подарок»; 6.Подведение итогов занятия. |
3. | «Мы друг другу доверяем» | Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности. | 1.Упражнение «Комплименты»; 2.Беседа «Что такое доверие»; 3Упражнение «Паровоз»; 4.Упражнение «Сиамские близнецы»; 5.Упражнение «Доброе животное»; 6.Подведение итогов занятия |
4. | «Путешествие в мир эмоций и чувств» | Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства. | 1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»; 2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»; 3.Упражнение «Классификация чувств»; 4.Упражнение «Угадай эмоцию»; 5.Упражнение «Передай с чувством»; 6.Подведение итогов занятия. |
5. | «Чего мы боимся?» | Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»; 2.Беседа «Что такое волнение и страх»; 3.Упражнение «Путаница»; 4.Упражнение «Рисунок на спине»; 5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»; 6.Упражнение «Импульс»; 7.Подведение итогов занятия. |
6. | «Как быть уверенным, но не самоуверенным» | Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе. | 1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»; 2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»; 3.Упражнение «Пластилин-силач»; 4.Упражнение «Паутинка»; 5.Подведение итогов занятия. |
7. | «Мой характер» | Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку | .Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»; 3.Упражнение «Волшебная рука»; 4.Упражнение «Движения наоборот»; 5.Упражнение «Комплименты»; 6.Подведение итогов занятия. |
8. | «Как стать смелее?» | Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Кто такой смелый человек?»; 3.Упражнение «Луноход»; 4.Упражнение «Стул желаний»; 5.Упражнение «Пахвалилки»; 6.Подведение итогов занятия. |
9. | «Ледяное сердце» | Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу. | 1.Введение в игровую ситуацию группы; 2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»; 3.Упражнение «Загадки»; 4.Упражнение «Чувства-антонимы»; 5.Упражнение «Шифровка»; 6.Подведение итогов занятия. |
10. | «Почему люди злятся?..» | Дать понятия «раздражение», «злость», «гнев». Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки. | 1.Упражнение-активатор «Я вижу»; 2.Упражнение «Толкалки»; 3.Упражнение «Нарисуй свой гнев»; 4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»; 5.Упражнение «Ипподром»; 6.Подведение итогов занятия. |
11. | «Спокойствие, только спокойствие» | Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева. | 1.Упражнение–активатор «А я еду»; 2.Упражнение «Рисунок гнева»; 3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»; 4.Упражнение-релаксация «Драка»; 5.Упражнение «Менялки» 6.Упражнение «Подарок»; 7.Подведение итогов занятия. |
12. | «Скажи себе STOP» | Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»; 3.Упражнение «Толкалки»; 4.Упражнение «STOP»; 5.Упражнение-релаксация «Драка»; 6.Подведение итогов занятия. |
13. | «Расслабься» | Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения. | 1.Упражнение-активатор «Блохи»; 2.Упражнение «Бумажные мячики»; 3.Упражнение «Сумка»; 4.Упражнение «Пластилин-силач»; 5.Подведение итогов занятия. |
14. | «Как относиться к удачам и неудачам» | Сформировать навыки уверенного поведения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки. | 1.Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Беседа «Как относится к удачам и неудачам»; 3.Упражнение «Рисунок себя»; 4.Упражнение «Коллективный хлопок»; 5.Подведение итогов занятия. |
15. | «Как выражать свои эмоции, чувства» | Снизить эмоциональное напряжение, развить способности к сопереживанию и эмпатии, научить способам выражения своих эмоций и чувств. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2.Упражнение «Дружеская рука»; 3.Упражнение «Просьба-отказ»; 4.Упражнение-визуализация «Цветок»; 5.Подведение итогов занятия. |
16. | «Учимся договариваться» | Закрепить навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. | 1.Упражнение-активатор «Животное»; 2.Упражнение «Тропинка»; 3.Упражнение «Танки»; 4.Упражнение «Узкий мост»; 5.Упражнение «Как чихает слон»; 6.Подведение итогов занятия. |
17. | «Что такое дружба? | Изучить понятий «дружба», «друг». Развитие коммуникативных навыков, сотрудничества. | 1.Упражнение-активатор «Помощь»; 2.Беседа «Что такое дружба», «Мой друг». 3.Упражнение «Карандаши»; 4.Упражнение «Чужими глазами»; 5.Подведение итогов занятия. |
18. | «Дружба крепкая не сломается…» | Развить коммуникативных навыков, повысить сплочённость группы, закрепить навыки совместной деятельности. | 1.Упражнение-активатор «Настроение как погода»; 2.Упражнение «Тонкая бумага»; 3.Упражнение «Надписи на футболках»; 4.Упражнение «Пантомима»; 5.Упражнение «Подарок». 6.Подведение итогов занятия. |
19. | «Узнай-спроси-разведай» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1.Упражнение «Ладони»; 2.Упражнение «Меткий стрелок»; 3.Упражнение «Узнай-спроси-разведай»; 4.Подведение итогов занятия. |
20. | «В поисках клада» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1.Упражнение «Гусеница»; 2.Упражнение «Шифровка»; 3.Упражнение «Прятки»; 4.Упражнение «Кузнечики»; 5.Упражнение «Сапёр»; 6.Поиск клада и подведение итогов занятия. |
21. | «Форд Бояр» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1.Упражнение «Найди подсказку»; 2.Упражнение «Башня»; 3.Упражнение «Морской узел»; 4.Упражнение «Самый меткий»; 5.Упражнение «Самый умный»; 6.Подведение итогов занятия. |
22. | «Сто к одному» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1.Упражнение-активатор «Подарки»; 2.Игра «Сто к одному»; 3.Подведение итогов занятия. |
23. | «Путешествие к волшебнику» | Сплотить группу, развить способность к эмпатии, развитие навыков совместной деятельности. | 1.Погружение в игровую ситуацию; 2.Упражнение «Заколдованный лес»; 3.Упражнение «Пропасть»; 4.Упражнение «Плот»; 5.Упражнение «Доброе животное»; 6.Подведение итогов занятия. |