Файл: Категории диалектики. Ч. 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                              к болезни) - статический материал эпидемиологических

                              исследований позволяет анализировать различные

                              биологические, климатические и социокультурные факторы;

                           - факторы психических заболеваний бывают внутренние и

                              внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения

                              межличностных отношений и социально-психологического

                              климата;

                           - особо исследуются такие факторы как:

                                 = генетические                                     = нейрофизиологические

                                 = биохимические                   = структурно-

                                                                                               морфологические

                                 = иммунологические              = социально-

                                                                                               психологические

6)      свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне

диалектики «общего»:

                                     клинические проявления начальной депрессии:

                                   - потеря интересов;

                                   - потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

                                   - утрата эмоциональной реактивности;

                                   - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность

                                     заснуть вечером, пробуждение ночью);

                                   - понижение настроения по утрам.

 

          10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-

 

                          сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная

                          система, нервная система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия

                          всеобщего принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его

                         интегративное качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени

                          целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его

                          частей (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство

                           и сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и

                           наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                  = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 


 

           

Выводы:

          В любом научном исследовании категории диалектики  выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).

 

 

 

Литература

 

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.

2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.

3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.

4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.

5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.)