Файл: Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа моделирования бизнеспроцессов автотранспортной компании в среде aris.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов.
2. Системный анализ деятельности ООО «Такси - Плюс»
2.2 Организационно-управленческая структура предприятия
3 Моделирование бизнес-процессов посредством методологии ARIS
На рисунке 14 показана декомпозиция процесса «определить маршрут».
2. Функциональные модели, описывающие функции (процессы, операции), выполняемые в организации;
3. Информационные модели (т.е. модели данных), отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
4. Модели процессов или управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы и объединяющие вместе другие модели;
5. Модели входов и выходов, описывающие потоки материальных и нематериальных входов и выходов, включая потоки денежных средств.
Типы представления являются первой компонентой архитектуры. Они позволяют структурировать бизнес-процессы и выделять их составные части, что делает рассмотрение более простым. Применение этого принципа позволяет с различных точек зрения описывать содержание отдельных частей бизнес-процесса, используя специальные методы, наиболее полно соответствующие каждой точке зрения. Это избавляет пользователя от необходимости учитывать множество связей и соединений.
Для построения моделей и проведения структурного анализа в ARIS используют следующие методы и средства визуального описания:
• DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных для анализа и функционального проектирования моделей систем. Описывают источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных к которым осуществляется доступ;
• STD (State Transition Diagrams) – диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени;
• ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы сущность-связь, описывающие объекты (сущности), свойства этих объектов (атрибуты) и их отношения объектов (связи);
• SADT (Structured Analysis and Design Technique) - технология структурного анализа, проектирования и моделирования иерархических многоуровневых модульных систем;
• IDEF0 (Integration Definitionfor Function Modeling) – подмножество SADT – стандарт описания бизнес-процессов в виде иерархически взаимосвязанных функций;
• IDEF1 – стандарт описания движения информации; используется для определения структуры информационных потоков, правил движения, принципов управления информацией, связей потоков, выявления проблем некачественного информационного менеджмента;
• IDEF1X – стандарт разработки логических схем баз данных, основанный на концепции сущность-связь;
• IDEF3 – стандарт описания процессов, основанная на сценариях. Сценарий есть описание последовательности изменения свойств объекта в рамках некоторого процесса. Стандарт позволяет описать последовательность этапов изменения свойств объекта (Process Flow Description Diagrams - PFDD) и состояния объекта на этапах (Object State Transition Network - OSTN). Стандарт позволяет решать задачи документирования и оптимизации процессов;
• IDEF4 – стандарт описания структуры объектов и заложенных принципов их взаимодействия; позволяет анализировать и оптимизировать сложные объектно- ориентированные системы;
• IDEF5 – стандарт, позволяющий описать совокупность терминов, правил комбинирования терминов в утверждения для описания свойств и связей объектов, построить модель на основе этих утверждений. Такие модели позволяют изучать онтологию объектов. Онтология – это знания о совокупности фундаментальных свойств некоторого объекта или области, определяющих их поведение и изменение, собранные для детальной формализации;
• UML (Unified Modeling Language) – объектно-ориентированный унифицированный язык визуального моделирования. Позволяет описывать диаграммы действий, диаграммы взаимодействия, диаграммы состояний, диаграммы классов и компонент. Используется как для анализа, так и для проектирования моделей информационных систем.
Другой особенностью методологии ARIS, обеспечивающей целостность разрабатываемой системы, является использование различных уровней описания, что поддерживает теорию жизненного цикла системы, существующего в сфере информационных технологий.
Для каждого «взгляда» придерживаются три уровня анализа (требования, спецификации, внедрения), что обеспечивает целостность разрабатываемой системы. Каждый уровень соответствует определенной фазе жизненного цикла информационной системы:
1. уровень определения требований (что система должна делать);
2. уровень проектной спецификации (основные пути реализации системы);
3. уровень описания реализации (физическое описание конкретных программных и технических средств.
Каждый из уровней анализа состоит из своего комплекта моделей различных типов, в том числе диаграмм UML, диаграмм SAP R/3 и др. Каждый объект моделей ARIS имеет множество атрибутов, позволяющих контролировать процесс разработки моделей, определить условия для выполнения функционально-стоимостного анализа, имитационного моделирования, взаимодействия с work flow-системами и т.д.
1.3 Состав и назначение моделей ARIS
Под моделью понимается совокупность объектов, объединенных друг с другом различными связями, и ряда вспомогательных элементов. Модель характеризуется типом, именем и свойствами. Тип модели определяет, что описывает данная модель — организационную структуру, функции, данные, процессы или выходы. Имя модели является частью ее атрибутов. Модель ARIS является частью развернутой модели организации. В то же время модель может представлять отдельный объект, будучи его детальным описанием.
При построении моделей методология ARIS требует соблюдения определенных требований. К ним относятся:
● корректность модели;
● релевантность (следует моделировать только те фрагменты реальной системы, которые соответствуют назначению системы, т.е. модель не должна содержать избыточной информации);
● соизмеримость затрат и выгод;
● прозрачность, то есть понятность и удобство использования модели;
● сравнимость моделей;
● иерархичность;
● систематизация структуры, что предполагает в качестве обязательного условия возможность интеграции моделей различных типов. Модели классифицируются с помощью методологических фильтров. При этом каждая модель ARIS содержит:
● объекты – неделимые части модели, выделенные по какому-либо признаку, сформулированному в соответствии с методологией ARIS, и имеющие набор изменяемых характеристик-свойств, описывающих их поведение;
● связи между объектами – описанные взаимоотношения между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, а также характеризуются внешним видом и атрибутами. Модель может включать:
● внешние встроенные объекты, например, рисунки, документы текстовых редакторов и т.п.;
● текст, размещенный в любом месте модели;
● геометрические фигуры.
2. Системный анализ деятельности ООО «Такси - Плюс»
2.1 Общая характеристика
В рамках данной курсовой работы проведено исследование деятельности ООО «Такси-Плюс». Данное автотранспортное предприятие является таксопарком. Основной вид деятельности предприятия – пассажирские перевозки.
Компания помимо пассажирских перевозок предлагает следующие услуги:
• Встречи и проводы в аэропортах
• Услуга «Трезвый водитель» - перевозка авто
• Обслуживание свадеб и торжеств
• Офисные и квартирные переезды, грузоперевозки
• Работа с корпоративными клиентами
2.2 Организационно-управленческая структура предприятия
Диаграмма организационной структуры предприятия приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Диаграмма организационной структуры ООО «Такси - Плюс»
Директор ООО «Такси-Плюс» осуществляет общее руководство предприятием, осуществляет подписание договоров с внешними организациями.
Диспетчерская служба осуществляет приём заявок и подбор транспортного средства для обслуживания клиентов.
Экономический отдел курирует вопросы ведения бухгалтерского учета, проведения финансовых и банковских операций, учета налогов и подготовку отчетности в государственные органы.
Специалисты транспортного отдела проводят непосредственное обслуживание клиентов, а также курируют вопросы обслуживания транспортных средств, учет расхода ГСМ, пробега, ремонтных работ.
Выполнение анализа производственно-хозяйственной деятельности таксопарка требует его четкой организации, т.е. системы рациональных скоординированных действий для изучения объекта в соответствии с поставленной целью.
Руководство проведением анализа осуществляет, как правило, начальник экономической службы АТП, а основными исполнителями являются ее сотрудники. Для квалифицированной оценки деятельности организации или отдельных подразделений необходимо привлекать специалистов соответствующего профиля.
До начала анализа должен быть составлен план, в котором намечен круг вопросов, подлежащих изучению, установлен срок завершения работы и распределены обязанности между исполнителями.
Если анализ носит регулярный характер (например, ежедневный или квартальный), то разрабатывают план-программу на длительный период. В случае проведения комплексного анализа деятельности организации нужно учитывать взаимную связь показателей работы. Это требует выполнения анализа в определенной последовательности: сначала устанавливают, какие результаты получены, а затем выясняют, чем они обусловлены. [5]
В рамках данной работы проведено изучение технологии работы диспетчерского отдела таксопарка.
Работа диспетчерской службы таксопарка связана с обработкой заказов клиентов, поиском оптимально подходящего транспорта для отработки заявки, оперативным информированием водителей и мониторингом количества оказанных услуг в режиме реального времени.
На рисунке 2 приведена ARIS - диаграмма ИТ-инфраструктуры ООО "Такси-Плюс".
Рисунок 2 - ARIS - диаграмма ИТ-инфраструктуры
От качества работы диспетчерской службы зависит эффективность функционирования таксопарка в целом, так как оперативность и качество обработки поступающих заявок увеличивает как обороты предприятия, так и его привлекательность для клиентов. Одним из решений по оптимизации деятельности диспетчерской службы является внедрение автоматизированных систем в их деятельность. В рамках данной работы проведено проектирование автоматизированной системы диспетчерской службы таксопарка.
2.3 Цели функционирования
В рамках данной работы рассматривается работа специалистов диспетчерской службы таксопарка.
Основные функции данной категории специалистов:
-
обеспечение контроля за техническим состоянием автопарка; -
сбор заявок на перевозку пассажиров; -
работа в специализированных программах; -
подготовка оперативных отчетов и справок; -
контроль наличия финансовых средств по расчетам за арендованные транспортные средства; -
анализ фактических затрат на ремонт, подготовка предложений по их снижению; -
контроль выполнения обязательств по договорам аренды и лизинга. Поиск предложений по аренде и лизингу транспорта, заключение новых договоров; -
организация работы по учету и оформлению технической и отчетной, а также бухгалтерской документации; -
разработка проектов по повышению эффективности использования и учета арендованного автопарка; -
контроль выполнения установленных требований, действующих норм, правил и инструкций по техническому содержанию и эксплуатации подвижного состава; -
контроль показателей работы ПТО ООО «Такси-Плюс», принятие мер по их улучшению.
Дерево целей компании можно увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3 – дерево целей ООО «Такси-Плюс»
2.4 Структурно-функциональный анализ компании в методологии IDEF0
Проведем анализ бизнес-процессов диспетчерского отдела таксопарка.
Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.
Как видно из рисунка 4, входящими информационными потоками в технологии работы специалиста по учету заявок на транспортное обслуживание, являются:
-
запросы на транспортное обслуживание; -
запросы о состоянии автопарка.
Результатом работы системы являются:
-
обработанные заявки; -
отчетность.
Проведем декомпозицию бизнес-процессов «как есть» работы диспетчера таксопарка. В рамках работы над данным дипломным проектом мной был проведен анализ бизнес-процессов в деятельности менеджера по обслуживанию клиентов, определены задачи автоматизации. В силу того, что основными направлениями обслуживания клиентов являются учет перевозок и техническое обслуживание, проведем моделирование каждого из указанных бизнес-процессов по отдельности.
Проведем анализ деятельности менеджера по учету перевозок таксопарка в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.