Файл: Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа моделирования бизнеспроцессов автотранспортной компании в среде aris.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Функциональные модели, описывающие функции (процессы, операции), выполняемые в организации;

3. Информационные модели (т.е. модели данных), отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;

4. Модели процессов или управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы и объединяющие вместе другие модели;

5. Модели входов и выходов, описывающие потоки материальных и нематериальных входов и выходов, включая потоки денежных средств.

Типы представления являются первой компонентой архитектуры. Они позволяют структурировать бизнес-процессы и выделять их составные части, что делает рассмотрение более простым. Применение этого принципа позволяет с различных точек зрения описывать содержание отдельных частей бизнес-процесса, используя специальные методы, наиболее полно соответствующие каждой точке зрения. Это избавляет пользователя от необходимости учитывать множество связей и соединений.

Для построения моделей и проведения структурного анализа в ARIS используют следующие методы и средства визуального описания:

• DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных для анализа и функционального проектирования моделей систем. Описывают источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных к которым осуществляется доступ;

• STD (State Transition Diagrams) – диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени;

• ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы сущность-связь, описывающие объекты (сущности), свойства этих объектов (атрибуты) и их отношения объектов (связи);

• SADT (Structured Analysis and Design Technique) - технология структурного анализа, проектирования и моделирования иерархических многоуровневых модульных систем;

• IDEF0 (Integration Definitionfor Function Modeling) – подмножество SADT – стандарт описания бизнес-процессов в виде иерархически взаимосвязанных функций;

• IDEF1 – стандарт описания движения информации; используется для определения структуры информационных потоков, правил движения, принципов управления информацией, связей потоков, выявления проблем некачественного информационного менеджмента;

• IDEF1X – стандарт разработки логических схем баз данных, основанный на концепции сущность-связь;

• IDEF3 – стандарт описания процессов, основанная на сценариях. Сценарий есть описание последовательности изменения свойств объекта в рамках некоторого процесса. Стандарт позволяет описать последовательность этапов изменения свойств объекта (Process Flow Description Diagrams - PFDD) и состояния объекта на этапах (Object State Transition Network - OSTN). Стандарт позволяет решать задачи документирования и оптимизации процессов;


• IDEF4 – стандарт описания структуры объектов и заложенных принципов их взаимодействия; позволяет анализировать и оптимизировать сложные объектно- ориентированные системы;

• IDEF5 – стандарт, позволяющий описать совокупность терминов, правил комбинирования терминов в утверждения для описания свойств и связей объектов, построить модель на основе этих утверждений. Такие модели позволяют изучать онтологию объектов. Онтология – это знания о совокупности фундаментальных свойств некоторого объекта или области, определяющих их поведение и изменение, собранные для детальной формализации;

• UML (Unified Modeling Language) – объектно-ориентированный унифицированный язык визуального моделирования. Позволяет описывать диаграммы действий, диаграммы взаимодействия, диаграммы состояний, диаграммы классов и компонент. Используется как для анализа, так и для проектирования моделей информационных систем.

Другой особенностью методологии ARIS, обеспечивающей целостность разрабатываемой системы, является использование различных уровней описания, что поддерживает теорию жизненного цикла системы, существующего в сфере информационных технологий.

Для каждого «взгляда» придерживаются три уровня анализа (требования, спецификации, внедрения), что обеспечивает целостность разрабатываемой системы. Каждый уровень соответствует определенной фазе жизненного цикла информационной системы:

1. уровень определения требований (что система должна делать);

2. уровень проектной спецификации (основные пути реализации системы);

3. уровень описания реализации (физическое описание конкретных программных и технических средств.

Каждый из уровней анализа состоит из своего комплекта моделей различных типов, в том числе диаграмм UML, диаграмм SAP R/3 и др. Каждый объект моделей ARIS имеет множество атрибутов, позволяющих контролировать процесс разработки моделей, определить условия для выполнения функционально-стоимостного анализа, имитационного моделирования, взаимодействия с work flow-системами и т.д.
1.3 Состав и назначение моделей ARIS
Под моделью понимается совокупность объектов, объединенных друг с другом различными связями, и ряда вспомогательных элементов. Модель характеризуется типом, именем и свойствами. Тип модели определяет, что описывает данная модель — организационную структуру, функции, данные, процессы или выходы. Имя модели является частью ее атрибутов. Модель ARIS является частью развернутой модели организации. В то же время модель может представлять отдельный объект, будучи его детальным описанием.



При построении моделей методология ARIS требует соблюдения определенных требований. К ним относятся:

● корректность модели;

● релевантность (следует моделировать только те фрагменты реальной системы, которые соответствуют назначению системы, т.е. модель не должна содержать избыточной информации);

● соизмеримость затрат и выгод;

● прозрачность, то есть понятность и удобство использования модели;

● сравнимость моделей;

● иерархичность;

● систематизация структуры, что предполагает в качестве обязательного условия возможность интеграции моделей различных типов. Модели классифицируются с помощью методологических фильтров. При этом каждая модель ARIS содержит:

● объекты – неделимые части модели, выделенные по какому-либо признаку, сформулированному в соответствии с методологией ARIS, и имеющие набор изменяемых характеристик-свойств, описывающих их поведение;

● связи между объектами – описанные взаимоотношения между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, а также характеризуются внешним видом и атрибутами. Модель может включать:

● внешние встроенные объекты, например, рисунки, документы текстовых редакторов и т.п.;

● текст, размещенный в любом месте модели;

● геометрические фигуры.


2. Системный анализ деятельности ООО «Такси - Плюс»

2.1 Общая характеристика



В рамках данной курсовой работы проведено исследование деятельности ООО «Такси-Плюс». Данное автотранспортное предприятие является таксопарком. Основной вид деятельности предприятия – пассажирские перевозки.

Компания помимо пассажирских перевозок предлагает следующие услуги:

• Встречи и проводы в аэропортах

• Услуга «Трезвый водитель» - перевозка авто

• Обслуживание свадеб и торжеств

• Офисные и квартирные переезды, грузоперевозки

• Работа с корпоративными клиентами


2.2 Организационно-управленческая структура предприятия


Диаграмма организационной структуры предприятия приведена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Диаграмма организационной структуры ООО «Такси - Плюс»
Директор ООО «Такси-Плюс» осуществляет общее руководство предприятием, осуществляет подписание договоров с внешними организациями.

Диспетчерская служба осуществляет приём заявок и подбор транспортного средства для обслуживания клиентов.


Экономический отдел курирует вопросы ведения бухгалтерского учета, проведения финансовых и банковских операций, учета налогов и подготовку отчетности в государственные органы.

Специалисты транспортного отдела проводят непосредственное обслуживание клиентов, а также курируют вопросы обслуживания транспортных средств, учет расхода ГСМ, пробега, ремонтных работ.

Выполнение анализа производственно-хозяйственной деятельности таксопарка требует его четкой организации, т.е. системы рациональных скоординированных действий для изучения объекта в соответствии с поставленной целью.

Руководство проведением анализа осуществляет, как правило, начальник экономической службы АТП, а основными исполнителями являются ее сотрудники. Для квалифицированной оценки деятельности организации или отдельных подразделений необходимо привлекать специалистов соответствующего профиля.

До начала анализа должен быть составлен план, в котором намечен круг вопросов, подлежащих изучению, установлен срок завершения работы и распределены обязанности между исполнителями.

Если анализ носит регулярный характер (например, ежедневный или квартальный), то разрабатывают план-программу на длительный период. В случае проведения комплексного анализа деятельности организации нужно учитывать взаимную связь показателей работы. Это требует выполнения анализа в определенной последовательности: сначала устанавливают, какие результаты получены, а затем выясняют, чем они обусловлены. [5]

В рамках данной работы проведено изучение технологии работы диспетчерского отдела таксопарка.

Работа диспетчерской службы таксопарка связана с обработкой заказов клиентов, поиском оптимально подходящего транспорта для отработки заявки, оперативным информированием водителей и мониторингом количества оказанных услуг в режиме реального времени.

На рисунке 2 приведена ARIS - диаграмма ИТ-инфраструктуры ООО "Такси-Плюс".


Рисунок 2 - ARIS - диаграмма ИТ-инфраструктуры

От качества работы диспетчерской службы зависит эффективность функционирования таксопарка в целом, так как оперативность и качество обработки поступающих заявок увеличивает как обороты предприятия, так и его привлекательность для клиентов. Одним из решений по оптимизации деятельности диспетчерской службы является внедрение автоматизированных систем в их деятельность. В рамках данной работы проведено проектирование автоматизированной системы диспетчерской службы таксопарка.


2.3 Цели функционирования



В рамках данной работы рассматривается работа специалистов диспетчерской службы таксопарка.

Основные функции данной категории специалистов:

  • обеспечение контроля за техническим состоянием автопарка;

  • сбор заявок на перевозку пассажиров;

  • работа в специализированных программах;

  • подготовка оперативных отчетов и справок;

  • контроль наличия финансовых средств по расчетам за арендованные транспортные средства;

  • анализ фактических затрат на ремонт, подготовка предложений по их снижению;

  • контроль выполнения обязательств по договорам аренды и лизинга. Поиск предложений по аренде и лизингу транспорта, заключение новых договоров;

  • организация работы по учету и оформлению технической и отчетной, а также бухгалтерской документации;

  • разработка проектов по повышению эффективности использования и учета арендованного автопарка;

  • контроль выполнения установленных требований, действующих норм, правил и инструкций по техническому содержанию и эксплуатации подвижного состава;

  • контроль показателей работы ПТО ООО «Такси-Плюс», принятие мер по их улучшению.

Дерево целей компании можно увидеть на рисунке 3.



Рисунок 3 – дерево целей ООО «Такси-Плюс»
2.4 Структурно-функциональный анализ компании в методологии IDEF0
Проведем анализ бизнес-процессов диспетчерского отдела таксопарка.

Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.

Как видно из рисунка 4, входящими информационными потоками в технологии работы специалиста по учету заявок на транспортное обслуживание, являются:

  • запросы на транспортное обслуживание;

  • запросы о состоянии автопарка.

Результатом работы системы являются:

  • обработанные заявки;

  • отчетность.

Проведем декомпозицию бизнес-процессов «как есть» работы диспетчера таксопарка. В рамках работы над данным дипломным проектом мной был проведен анализ бизнес-процессов в деятельности менеджера по обслуживанию клиентов, определены задачи автоматизации. В силу того, что основными направлениями обслуживания клиентов являются учет перевозок и техническое обслуживание, проведем моделирование каждого из указанных бизнес-процессов по отдельности.

Проведем анализ деятельности менеджера по учету перевозок таксопарка в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.