Файл: Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа моделирования бизнеспроцессов автотранспортной компании в среде aris.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов.
2. Системный анализ деятельности ООО «Такси - Плюс»
2.2 Организационно-управленческая структура предприятия
3 Моделирование бизнес-процессов посредством методологии ARIS
На рисунке 14 показана декомпозиция процесса «определить маршрут».
Рисунок 4 - Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 4, учет перевозок ООО «ТАКСИ-ПЛЮС» предполагает наличие входных информационных потоков:
- данные о транспортных средствах;
- путевые листы (содержат полную информацию о перевозке, включая пробег, расход топлива, цель поездки и т.п.);
- данные о совершенных ДТП.
Результирующими информационными потоками являются:
- Отчетность о расходе топлива;
- Отчетность об использовании транспорта сотрудниками;
- Отчетность о статистике ДТП;
- Отчетность о суммарном пробеге.
В своей деятельности менеджеры транспортного отдела руководствуются:
- законодательством РФ;
- внутриорганизационными регламентами.
Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса приведена на рисунке 5.
Как показано на рисунке 5, основными процессами в технологии работы менеджера транспортного отдела таксопарка являются:
- учет транспортных средств;
- учет организационной структуры;
- учет путевых листов;
- формирование отчетности.
Диаграмма декомпозиции процесса учета транспортных средств приведена на рисунке 6.
Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса
Рисунок 6 - Диаграмма декомпозиции первого уровня
Как показано на рисунке 6, учет транспортных средств предполагает ведение учета моделей ТС, их технических характеристик, в соответствии с которыми экономистами составляются нормативы расхода топлива, которые далее используются для планирования бюджетных расходов на закупку топлива. Также на данном этапе ведется учет автопарка.
На рисунке 7 приведена диаграмма декомпозиции учета организационной структуры ООО «Такси-Плюс», на рисунке 8 – процесса учета путевых листов.
Рисунок 7 - Диаграмма декомпозиции второго уровня
Как показано на рисунке 7, в рамках поставленной задачи проводится учет перевозок по исполнителям (водителям) и клиентам.
Главным бизнес-процессом исследуемой технологии является учет путевых листов, содержащих все данные о перевозках, что включает в себя:
- учет расхода ГСМ;
- учет пробега;
- учет ДТП;
- расчет фактических затрат на осуществление перевозок.
Рисунок 8 - Диаграмма декомпозиции третьего уровня
На данном этапе выявляются расхождения нормативного и фактического расхода топлива. В случае значительных расхождений проводится анализ причин перерасхода. Далее на основании информации, содержащейся в путевых листах проводится формирование отчетности согласно поставленным задачам.
На рисунке 9 приведена диаграмма потоков данных технологии работы ООО «Такси-Плюс». Как показано на рисунке 9, в технологии работы транспортного отдела ООО «Такси-Плюс» предусмотрено ведение картотеки водителей, транспортных средств, журнала расхода ГСМ, учета пробега автотранспорта, а также отраслевых классификаторов.
Рисунок 9 - Диаграмма потоков данных
На рисунке 10 приведена ARIS-диаграмма описанных процессов.
Рисунок 10 - ARIS-диаграмма процессов
В настоящее время в сегменте учета состояния транспортных средств таксопарка отсутствует возможность автоматизированной обработки информации. Также отсутствует возможность контроля расхода ГСМ и планирования их закупок с целью определения стоимости перевозок. В связи с этим, в настоящее время операции расчета сводных показателей по учету перевозок, расчет прогнозных сумм затрат на ГСМ проводятся в ручном режиме, что предполагает значительные временные затраты, высокую вероятность ошибок вследствие влияния человеческого фактора. Так, ошибки в заявке на бюджетные ассигнования на закупку ГСМ, могут приводить к дефициту ГСМ и, в конечном итоге негативно сказываться на работе ООО «Такси-Плюс». Разработка информационной системы позволит сократить трудозатраты на формирование аналитической отчетности, снизить вероятность ошибок, возникающих вследствие влияния человеческого фактора.
Ввиду всего вышесказанного, перед руководством ООО «Такси-Плюс» встала задача разработки системы, позволяющей:
-
Автоматизировать (на первых этапах хотя бы частично) мониторинг состояния автомобильного парка; -
Адаптироваться специалистам к внедрению системы учета расходования ГСМ; -
Минимизировать издержки на проведение сводного анализа осуществлённых перевозок; -
Сократить нагрузку специалистов и руководства в формировании аналитической отчетности.
Цель проектирования информационной системы - оптимизация работы специалистов таксопарка.
Выделим основные задачи в технологии работы специалистов, где необходимо проведение учета с использованием информационных технологий:
-
ведение базы данных по учету транспортных средств; -
мониторинг локализации транспорта; -
документирование работ, проводимых специалистами в привязке к конкретному объекту; -
документирование процесса осуществления перевозок; -
документирование работ по инвентаризации материальных запасов; -
подачу заявок на проведение работ с использованием средств базы данных и контроля их исполнения; -
документирование поступлений денежных средств.
В ходе исследования было выявлено, что в технологии работы специалистов по учету транспортных средств таксопарка возникает необходимость учета заявок, формирования отчетных форм, а также выходных документов, в которых фигурируют данные из информационной базы.
Без использования информационных технологий в процессе учета транспортных средств будут наблюдаться задержки в реализации бизнес-процессов, связанных с прохождением документации, что приведет к негативным процессам для предприятия, таким как штрафные санкции, потеря клиентской базы, снижение общей исполнительской дисциплины.
Место автоматизируемой задачи - автоматизация процесса «Работа специалиста транспортного отдела таксопарка». Входными информационными потоками являются данные о перевозках, о заявках клиентов, расходе ГСМ. Информация о заявке на перевозки включает в себя следующие данные о клиенте, содержание заявки, информацию о маршруте перевозки, сроках исполнения и стоимости заказа, в данных путевых листов содержится информация о дате поездки, времени, пробеге и расходе ГСМ. Автоматизация данного бизнес процесса является важнейшей задачей для предприятия, т.к. экономическая деятельность предприятия напрямую связана с прохождением документации, поскольку задержка в исполнении какого-либо документа грозит как потерями в клиентской базе, так и штрафными санкциями в случае просрочки исполнения заказов. Отсутствие анализа состояния автопарка, расхода ГСМ не позволяет корректно определять бюджет на закупку ГСМ. Также необходим мониторинг состояния автомобилей для анализа необходимости проведения технического обслуживания.
Поставленная задача представляет собой автоматизацию рабочего места специалиста диспетчерской службы таксопарка, с точки зрения функций управления разрабатываемое приложение обладает компонентами OLAP-приложения, а также подготовки и поддержки принятия решения.
Этапы решения задачи:
-
анализ бизнес-процессов, постановка задачи автоматизации; -
определение стратегии автоматизации и способа приобретения программного продукта; -
разработка автоматизированного рабочего места; -
внедрение автоматизированного рабочего места; -
расчет экономической эффективности внедрения автоматизированного рабочего места.
Исходное состояние объекта: входные реквизиты документов, справочные данные о клиентах, а также о состоянии автомобильного парка. Конечное состояние объекта: статистическая информация о проведенных операциях в виде отчетных форм.
В информационной системе ООО «Такси-Плюс» в настоящее время используются:
-
АРМ транспортного отдела; -
АРМ Бухучет (бухгалтерские операции); -
АРМ «Экономист» - работа экономического отдела; -
АРМ «Юрист» - работа юридического отдела;
Автоматизированное рабочее место диспетчера таксопарка должно быть интегрировано в информационную систему предприятия.
3 Моделирование бизнес-процессов посредством методологии ARIS
3.1 Моделирование в ARIS
ARIS в своем продукте сделала поддержку нотации eEPC, с помощью которой мы и постоим диаграмму бизнес-процессов.
В нотации eEPC есть два ключевых понятия: «Событие» и «Функция». Событие (обозначается красным цветом) – это факт свершения чего-либо, причем не имеющий продолжительности во времени. Причем событие всегда вызывает необходимость исполнения функции (обозначается зеленым цветом), и исполнение функции всегда заканчивается событием.
На рисунке 11 показаны обозначения «события» и «функциии»:
Рисунок 11 – «событие», «функция» в eEPC
Компания ARIS сделала в своем продукте поддержку нотации eEPC. иногда эту нотацию еще называют «ARIS», «ARIS EPC», что является не совсем верным, так как компания ARIS не изобретала эту нотацию, а сделала ее поддержку в своей программе моделирования бизнес-процессов.
На условном примере требуется разработать модель типа EPC для процесса принятия заказов (см. рис. 12.). Основной целью компании является наивысшая скорость принятия заказов.
Рисунок 12 - eEPC – диаграмма системы принятия заказов
Таким образом, в технологии оказания услуг транспортного обслуживания предполагаются этапы: оформление
договора перевозки и транспортного обслуживания, выбор транспорта. После оказания услуги оформляются документы, проводится расчет затрат и доходов.
3.2 Разработка бизнес-процесса выполнения заказа
На условном примере требуется разработать модель для процесса «выполнение заказа». Основной целью компании является увеличение скорости принятия решений и доставки клиентов до пункта назначения. На рисунке 13 приведена диаграмма бизнес-процесса по принятию и выполнению заказа.
Как видно на рисунке поступившим заказом занимается диспетчер. Он определяет маршрут, занимается выбором автомобиля и рассчитывает стоимость заказа.
После предоставления автомобиля контролер следит за проведением доставки, принятием оплаты и передачей данных диспетчеру.
Рисунок 13 - ARIS-диаграмма бизнес-процесса принятия и выполнения заказов
На рисунке 14 показана декомпозиция процесса «определить маршрут».
Рисунок 14 - диаграмма определения маршрута
Для определения маршрута диспетчер учитывает трафик на данный момент и рассчитывает примерное время доставки пассажира до пункта назначения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический раздел курсовой работы содержит в себе краткие сведения о методологии ARIS и о функциональных моделях бизнес-процессов предприятия. Он является теоретической базой для анализа структуры предприятия и моделирования проходящий в нем бизнес-процессов.
В аналитической части работы произведен анализ исследуемой компании. Дана характеристика Автоматизированной архитектуре разрабатываемого проекта, построена Автоматизированная модель, проведено моделирование «сущность-связь» (ER-модель), описана структура полей таблиц базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации. Также построено дерево целей компании.
Хочется отметить, что разработанная система учета заявок клиентов транспортной компании далека от совершенства. Однозначно можно сказать, что в процессе ее работы будут разрабатываться модули, позволяющие расширить функционал, обеспечить более удобную работу с системой, повысить надежность, ведь от сбоев никто не застрахован. Однако, уже сейчас можно утверждать, что система универсальна и может быть применена в организациях, имеющих транспортные отделы.