Файл: Кафедра математических и компьютерных методов курсовая работа моделирования бизнеспроцессов автотранспортной компании в среде aris.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра математических и компьютерных методов
КУРСОВАЯ РАБОТА

Моделирования бизнес-процессов автотранспортной компании в среде ARIS

Работу выполнил Н.Е. Холодов

(подпись, дата)

Факультет экономический курс 1

Направление подготовки 27.03.03 cистемный анализ и управление

Научный руководитель

доцент кафедры МКМ,

канд.эконом.наук,

доцент Г.Н. Библя

(подпись, дата)

Нормоконтролер

ст. лаборант Ю.Д. Кравченко

(подпись, дата)

Краснодар 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра математических и компьютерных методов
ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студенту __________________________________________________ группы 113 направления подготовки 27.03.03 Системный анализ


Тема курсовой работы: «Моделирование бизнес-процессов автотранспортной компании в среде ARIS»

Цель: Изучить предметную область. Рассмотреть возможности моделирования бизнес-процессов для предмета исследования Построить модель системы согласно методологии SADT.

Основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

1) Теоретический обзор современных подходов, методов и алгоритмов исследования проблемы;

2) Анализ предметной области, обоснование спецификации исследуемой системы;

3) Проектирование и реализация разработки.

Основная литература:

  1. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления организации. Учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В Фрейдина — Электрон. текстовые дан. — М. : Омега-Л, 2013. 368 с.

  2. Силич, М.П. Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.П. Силич, В.А. Силич. — Электрон. текстовые дан. — М. : ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники), 2011. — 276 с.

  3. Архипова, Н.И Теория системного анализа и управления: учеб. пособие для вузов / Н.И Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко. – М.: «Издательство ПРИОР», 2008. – 384с.

  4. Игнатьева, А.В. Теория системного анализа и управления: Учебное пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 157с.




Срок представления законченной работы 13 июня 2018 г.
Дата выдачи задания 05 февраля 2018 г.
Руководитель ________________ /Г.Н. Библя /
Задание получил 05 февраля 2018 г.
Студент ____________________ /_____________________/

РЕФЕРАТ
Курсовая работа 35 с., 14 рис., 21 источник.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ARIS, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ДИАГРАММЫ ДЕКОМПОЗИЦИИ, ДИАГРАММА ARIS
Объект исследования – ООО «Такси-Плюс»

Предмет исследования – моделирование бизнес-процессов в ARIS.

Целью курсовой работы является создание модели бизнес-процессов в среде ARIS ООО «Такси-Плюс», а также создание моделей бизнес-процессов организации на основе проведения системного анализа деятельности компании и подробного изучения методов и средств интеллектуального анализа данных. Рассмотрение возможности применения методики интеллектуального анализа данных для предмета исследования. Построение модели системы согласно технологии SADT.

Метод исследования – методы интеллектуального анализа данных, методы системного анализа, методы функционально-структурного анализа предметной области, а также диаграммы декомпозиции для моделирования деятельности предприятия и разработку сценария.

Для выполнения поставленных задач была использована документация, предоставленная ООО «Такси-Плюс».

Актуальность и практическая значимость предлагаемой работы заключаются в решении проблем, связанных с созданием моделей бизнес-процессов организации и управлением персоналом организации.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов. 6

2. Системный анализ деятельности ООО «Такси - Плюс» 14

2.1 Общая характеристика 14

2.2 Организационно-управленческая структура предприятия 14

2.3 Цели функционирования 17

3 Моделирование бизнес-процессов посредством методологии ARIS 30

3.1 Моделирование в ARIS 30

На рисунке 14 показана декомпозиция процесса «определить маршрут». 33

33

Рисунок 14 - диаграмма определения маршрута 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35



ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время с развитием компьютерной техники широкое развитие получают информационные технологии, разрабатываемые для автоматизации прикладных задач. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы специалистов, сократить временные затраты на выполнение технологических операций, формировать аналитическую отчетность.



В настоящее время создание автоматизированных систем обслуживания транспортных компаний является актуальной задачей, так как способствует улучшению качества обслуживания клиентов и, как следствие, роста оборотов компаний и повышению параметров их прибыльности.

В курсовой работе выполнена разработка бизнес-процессов для таксопарка ООО «Такси-Плюс».

Предмет исследования – использование информационных технологий в учете перевозок транспортной компании.

Целью курсовой работы является моделирование бизнес-процессов ООО «Такси-Плюс».

Задачами работы явились:

- анализ теоретических автоматизированных систем учета перевозок;

- анализ технологии работы по обслуживанию клиентов автотранспортной компании, используемых программных продуктов;

- анализ существующей технологии учета перевозок в условиях ООО «Такси-Плюс»;

Метод исследования – изучение технологий мониторинга выполненных работ по техническому обслуживанию, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.


1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов.


1.1 Функциональные модели бизнес-процессов предприятия
Бизнес-процесс – это целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая ряд данных на входе в ряд данных на выходе (товар и услуг), представляющих ценность для потребителя.

Существуют три вида бизнес-процессов:

1) Управляющие – бизнес-процессы, управляющие функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить: корпоративное управление, стратегический менеджмент.

2) Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес- процессов являются: снабжение, производство, маркетинг, продажи.

3) Поддерживающие – бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Пример поддерживающих бизнес-процессов могут быть: бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка.

Вместе с тем все бизнес-процессы можно укрупнено разделить на следующие группы:

 Сквозные (межфункциональные) – процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию.

 Внутрифункциональные (процессы подразделений) – процессы в рамках одного функционального подразделения организации.

 Функции (операции) – процессы самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняемые одним человеком.


Каждый бизнес-процесс имеет свои границы (вход и выход), конечного потребителя и своего владельца.

Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.

Выход (продукт) бизнес-процесса – материальный или информационных объект, или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый по отношению к процессу клиента (например, готовая продукция, документация, информация, персонал, услуги и т.д.).

Вход бизнес-процесса – продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Входы процесса поступают в процесс извне (например, сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал, услуги и т.д.).

Ресурс бизнес-процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса. Ресурсы бизнес-процесса находятся под управлением владельца этого процесса (например, информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и т.д.).

1.2 Общие принципы методологии и системы ARIS
ARIS – это одновременно и методология, и программный продукт, предназначенный для моделирования бизнес-процессов организаций. В дальнейшем под системой ARIS (либо инструментальной средой ARIS) будем понимать аппаратное и программное обеспечение, реализующие методологию ARIS, а под методологией ARIS – только подход к структурированному описанию деятельности организации.

Методология ARIS представляет собой современный подход к структурированному описанию деятельности организации и представлению ее в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих графических диаграмм, удобных для понимания и анализа. Методология ARIS основывается на концепции интеграции, предлагающей целостный взгляд на процессы, и представляет собой множество различных методик, объединенных в рамках единого системного подхода.

ARIS – это сокращенное английское выражение (Architecture of Integrated Information Systems), что в переводе означает: архитектура интегрированных информационных систем. Под архитектурой подразумевается совокупность технологий, обеспечивающих проектирование, управление, применение и реализацию бизнеса в виде «деловых» процедур бизнес-процессов предприятий и организаций, а также проектирование и создание интегрированных информационных систем поддержки бизнес-процессов.


Методология ARIS реализует принципы системного структурного анализа, основным понятием которого служит структурный элемент (объект).

Структурный анализ является методологической разновидностью системного анализа. В структурном анализе предполагается использование графического представления для описания структуры и деятельности организации. При этом реализуются основные принципы структурного анализа: разбиение на уровни абстракции с ограничением числа элементов на каждом уровне (обычно от 3 до 9); ограниченный контекст включающий только существенный на каждом уровне детали; использование строгих формальных правил записей; последовательное приближение к конечному результату (зависит от целей моделирования).

Методология ARIS также использует декомпозицию и позволяет детализировать предмет моделирования с помощью альтернативных или дополняющих друг друга моделей.

Основы методологии ARIS состоят в том, что любая организация рассматривается и визуально представляется во всех аспектах, т.е. как единая система, описание которой предусматривает четыре различных «взгляда»:

● Организационная структура

● Данные (потоки и структура)

● Функции («деревья» функций)

● Контроль и управление (деловые процессы)

Все данные подсистемы организации в реальности и в моделях должны быть связаны между собой. Методология ARIS дает возможность описывать достаточно разнородные подсистемы в виде взаимоувязанной и взаимосогласованной совокупности различных моделей, которые хранятся в едином репозитории. Именно взаимосвязанность и взаимосогласованность моделей являются отличительными особенностями методологии ARIS.

В соответствии с правилами структурного анализа каждая из этих подсистем разбивается на элементарные блоки (модули), совокупность которых и составляет нотацию структурной модели той или иной подсистемы организации.

Естественно, что эти подсистемы не являются обособленными. Они взаимно проникают друг в друга, и поэтому одни и те же элементарные модули могут использоваться для описания различных структурных моделей. Для устранения избыточности методология ARIS ограничивает число типов моделей.

В связи с этим в методологии ARIS выделено пять типов представлений основных моделей, отражающих основные аспекты организации:

1. Организационные модели, описывающие иерархическую структуру системы, т.е. иерархию организационных подразделений, должностей, полномочий конкретных лиц, многообразие связей между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений;