Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях.( Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры
1.1 Понятие, элементы корпоративной культуры
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие корпоративной культуры в современных условиях
Глава 2. Анализ и диагностика существующей корпоративной культуры в ООО «ИНВЕНТ»
2.1. Цели, миссия и устав ООО «ИНВЕНТ»
ВВЕДЕНИЕ
Точное определение корпоративной культуры может оказаться недостижимой целью, но это крайне важно, чтобы понять, что делает компанию уникальной. Есть много примеров успешных компаний, известных как своими продуктами, так и своей корпоративной культурой (например, Apple, Google и Microsoft). Благодаря узнаваемому имени, эти работодатели привлекают лучших специалистов. Однако список таких компаний не ограничивается исключительно «громкими именами». Среди них можно найти много мелких, занимающих определенную нишу на рынке компаний, сотрудники которых скажут вам, что не хотят никуда уходить. В сфере IT сотрудники редко задерживаются в одной компании в течение длительного времени. Поэтому средний срок пребывания в команде – хороший показатель наличия благоприятной рабочей атмосферы.
Объект исследования – корпоративная культура IT-компании ООО «ИНВЕНТ» как средство повышения конкурентоспособности фирмы. Предмет исследования – возможные пути развития, улучшения, влияние на фирму.
Проблема исследования заключается в несоответствии существующей корпоративной культуры тем требованиям, которые предъявляются временем и условиями к IT-компаниям.
Целью курсовой работы является анализ корпоративной культуры компании ООО «ИНВЕНТ».
Задачи исследования:
- проанализировать основные типологии, сущность, структуру, основные элементы, методику формирования корпоративной культуры и системы мотивации c учетом особенностей IT-компаний;
- провести диагностику корпоративной культуры в ООО «ИНВЕНТ»
- выявить проблемные зоны в области развития корпоративной культуры;
Практическая значимость исследования. Определен вектор развития корпоративной культуры ООО «ИНВЕНТ», был внесен и реализован ряд предложений по ее улучшению.
Структура работы включает в себя введение, две главы основного исследования, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры
1.1 Понятие, элементы корпоративной культуры
На сегодняшний день корпоративная культура является одной из важнейших составляющих успеха компании. Меняется концепция менеджмента, все больше изучаются явления и действия, которые оказывают неочевидное, но ощутимое воздействие на уровень прибыли предприятия. Несмотря на то, что понятие корпоративной культуры сравнительно новое, сама по себе она зародилась очень давно.
Впервые термин «корпоративная культура» был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке в XIX веке, который использовал его для определения неформальных, но важных нюансов общения и отношений в высших чинах армии.
Одним из самых ярких примеров элементов офицерской корпоративной культуры, не прописанной в уставе, является дуэль. Офицеры воспринимали дуэль не как средство для мести или избавления от соперника по службе, но скорее, как благородный риск своей жизнью с целью защиты своей чести или желания получить всеобщее признание. Гораздо больше ценилось не стремление причинить вред противнику, но готовность рискнуть своей жизнью. В случае отказа офицера вызвать обидчика на дуэль или ответить на вызов, он объявлялся нарушившим правила нравственности службы и благородства недостойным дальнейшей воинской службы[1]. Вместе с тем, оскорбивший, принеся свои извинения в случае неправоты, не запятнает себя, а напротив, улучшит отношение к себе в обществе.
Некоторые отличительные особенности, определявшие правила поведения, как писанные, так и неписанные, сформировались внутри особых социальных групп и сообществ еще во времена средневековых гильдий, причем зачастую нарушение этих правил могло караться исключением их членов из сообществ, а подчас и более жесткими мерами. Кроме того, различные объединения лиц часто имели общие внешние атрибуты. Как правило, они выражались элементами одежды, оружием, аксессуарами, особой символикой, манерами в поведении, которые выделяли их принадлежность к своему сообществу.
- зарубежных литературных источниках можно встретить десятки определений понятия « корпоративная культура» (таблица 1).
Таблица 1- Определение корпоративной культуры зарубежными авторами[2]
№ |
Год |
Авторы |
Определение понятия |
|||
1 |
1952 |
Э.Жак |
Культура предприятия - это вошедший в привычку, |
|||
ставший традицией образ мышления и способ |
||||||
действия, который в большей или меньшей степени |
||||||
разделяют все работники предприятия и который |
||||||
должен быть усвоен и хотя бы частично принят |
||||||
новичками, чтобы новые члены коллектива стали |
||||||
«своими» [6, С.251] |
||||||
2 |
1974 |
Л.Элдридж, А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать |
|||
уникальную |
совокупность |
норм, |
ценностей, |
|||
убеждений, образцов поведения и т.п., которые |
||||||
определяют способ объединения групп и отдельных |
||||||
личностей в организацию для достижения |
||||||
поставленных перед ней целей [3, С. 230] |
||||||
3 |
1981 |
X.Шварц, С. Дэвис |
Культура организации представляет собой комплекс |
|||
убеждений и ожиданий, разделяемых членами |
||||||
организации. Эти убеждения и ожидания формируют |
||||||
нормы, которые в значительной степени определяют |
||||||
поведение в организации отдельных личностей и |
||||||
групп [11, С.97] |
||||||
4 |
1981 |
У. Оучи |
Организационная культура - символы, церемонии и |
|||
мифы, которые сообщают членам организации |
||||||
важные представления о ценностях и убеждениях. |
||||||
[10, С.83 ] |
||||||
5 |
1986 |
К. Голд |
Корпоративная культура-это уникальные |
|||
характеристики |
воспринимаемых |
особенностей |
||||
организации, того, что отличает ее от всех других в |
||||||
отрасли. [4, С.128] |
Необходимо заметить, что большинство авторов при подходе к определению термина выделяют некоторые общие черты, а именно: корпоративная культура являет собой основную часть явлений и понятий, определяющую духовную и материальную жизнь коллектива, устоявшиеся внутри него ценности и моральные нормы, традиции, кодекс поведения и идеи, разделяемые большинством сотрудников. Кроме того, большая часть авторов единодушна насчет принципов, формирующих корпоративную культуру высокого уровня:
- высокий уровень материальных и духовных ценностей организации;
- системный подход, взаимосвязанность и дополнение компонентов культуры друг другом, гармоничное развитие;
- использование современных достижений научно-технического прогресса;
- преобладание человеческих ресурсов над остальными, наибольшее внимание уделяется социальным и психологическим взаимодействиям внутри коллектива, личность сотрудника и его интересы как основные ценности для предприятия;
- отношения с субъектами как внутренней, так и внешней среды, основанные на взаимном доверии и желании дать друг другу что-то новое от сотрудничества, передать полезные навыки, информацию, компетенцию, получение большего количества данных о субъектах взаимодействия для лучшего взаимного понимания[3].
Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей.
В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них, корпоративная культура – это:
1) наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры;
2) нормы, возникшие в рабочей группе;
3) философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков;
4) правила игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации;
5) приобретенные опытным путем методы решения проблем[4].
Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами[5].
На практике корпоративная культура проявляется в системе ценностей, присущей организации; в общих принципах ведения дела; в традициях организации и особенностях ее жизнедеятельности; в специфических нормах межличностных отношений и кадровой политике; в официальном кредо компании и неформальных убеждениях ее сотрудников; в системе коммуникаций.
Характеристиками, которые обрисовывают наличие корпоративной культуры в учреждении, являются:
- однородность членов организации. Общность возраста, интересов, взглядов и т. п.;
- стабильность и продолжительность совместного членства. Кратковременное членство в организации и постоянное изменение ее состава не способствуют освоению культурных особенностей;
- характер совместного опыта, интенсивность взаимодействия. Если члены организации совместными усилиями преодолевали реальные трудности, то сила воздействия корпоративной культуры выше[6].
Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом.
При этом, при всей важности корпоративной культуры для эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и оценка представляют значительную сложность. Как правило, изучение и обобщение конкретных проявлений корпоративной культуры является долгим и трудоёмким процессом.
Корпоративная культура – это психологическое поле компании. Это психологическое поле сформировано ценностными установками руководителя, часть из которых является базой для выстраивания политики организации. Основанием для формирования корпоративной культуры определенного типа является не прописанная миссия и философия компании, реальное ежедневное поведение топ-менеджмента организации.
Корпоративная культура являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности компании, существенно влияет на ее эффективность. Понимая это, руководство компаний сегодня стремится к созданию сильной корпоративной культуры, которая базируется на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.
В целом эффективную корпоративную культуры отличает следующее:
- слаженность, взаимодействие, то, что называется team spirit (командный дух);
- удовлетворение работой и гордость за ее результаты;
- преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
- высокая требовательность к качеству труда;
- готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны[7].
И соответственно она обладает большим влиянием на поведение членов организации.
Понятие «корпоративная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура». И та и другая культуры олицетворяют собой разные стадии развития организации. Их принципиальные различия можно зафиксировать при помощи дуальных оппозиций (таблица 2).
Таблица 2 – Характеристики типов корпоративной культуры
Индикаторы развития культуры |
Тип корпоративной культуры |
|
Корпоративная |
Гражданская |
|
Ориентация |
Регламентируется и регулируется в основном внутренняя жизнь организации |
Направлена на включение организации в более широкое гражданское сообщество |
Степень открытости |
Закрытая система, ограничивающая доступ в организацию посторонних участников |
Открытая система, доступная для других участников, не принадлежащих формально к организации |
Степень автономности |
Личная и групповая зависимость членов организации от ее руководства |
Личностная автономия при условии соблюдения организационно–правовых рамок |
Уровень разнообразия |
Однообразие организационных норм и принимаемых решений |
Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене |
Стиль руководства |
Директивный стиль руководства и взаимоотношений в организациях, построенных «по вертикали» |
Демократичность в организациях, построенных «по горизонтали» |
Роль личности |
Доминирование групповых идеалов и ценностей организации над индивидуальными |
Преобладание индивидуально– личностных начал, стремление к их гармонизации с общественными интересами |
Механизм принятия решений |
Декларируемая свыше или принятая формальным большинством членов организации система представлений о приоритетах ее развития |
Выработка приоритетных решений происходит «снизу вверх» и во многом независимо от мнения формального руководства |
Традиции |
Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традициями |
Развитие иных ценностно–рациональных начал организации в противовес или в дополнение существующим традиционным устоям |
Инновационные процессы |
Дозированное использование нововведений при сохранении и развитии наиболее жизнеспособных образцов |
Сфера распространения инноваций определяется в зависимости от меры и объема возможностей свободного развития работников |